Звенигородский Манеж
Колокольчик напоминает мне о посещении Звенигородского манежа, расположенного на въезде в исторический центр города. Именно там, в сувенирном музейном магазинчике, я его приобрела. На ручке колокольчика изображён колокол - символ Звенигорода.

Прежде, ещё в XIX веке, здание использовалось как продовольственные склады для местных купцов. После проведённой в 2023 году реставрации оно стало красивым и современным выставочным пространством, где можно познакомиться с интересной и богатой историей одного из древнейших городов Подмосковья, который чудом сохранил неповторимые памятники раннемосковского зодчества, монастырские и усадебные ансамбли, заповедные природные территории и исторические ландшафты. Впервые Звенигород упоминается в письменном источнике в 1329 году в Духовной грамоте князя Ивана Калиты, но археологами доказано, что он возник в XII веке. Главная достопримечательность города – великолепно сохранившийся древний кремль с земляными валами XII-XIV вв. и белокаменным Успенским собором, построенным в 1390 году сыном великого князя Дмитрия Донского Звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. Об этом и не только рассказывает музейная аудиовизуальная экспозиция «Звенигород. От земли до неба».


Стол интерактивный. Изображения на тарелочках периодически меняются, рассказывая об истории края, об известных людях, которые здесь жили и работали

Здесь представлена в том числе и модель погибшего колокола, ставшего символом города, центральной частью его герба (само название указывает на то, что колокольный звон был неотъемлемой частью городской жизни, насладиться которым приезжали тысячи паломников из Москвы и окрестных городов).


Осколок Большого Благовестного колокола с фрагментом года отливки от Рождества Христова
Судьба самого первого колокола неизвестна. Он был отлит для Саввино-Сторожевского монастыря, основанного вблизи Звенигорода на горе Стороже (в старину здесь находился сторожевой пост) в 1398 году князем Юрием и преподобным Саввой – учеником прп.Сергия Радонежского. Архитектурный ансамбль монастыря изображён на оборотной стороне ручки колокольчика. Сооружения 1650-1656 гг. постройки: надвратная Троицкая церковь, трапезная, братские корпуса, дворец Алексея Михайловича, Царицыны палаты (супруги царя, царицы Марии Милославской), колокольня-звонница, крепостные стены и башни группируются вокруг белокаменного Собора Рождества Богородицы, возведённого на месте деревянной церкви в 1404-1405 гг. Такой стройный ансамбль был создан в период расцвета Звенигородской обители, связанного с любовью к ней второго царя династии Романовых Алексея Михайловича.


По преданию, явление преподобного Саввы чудесно спасло ему жизнь. Государь любил охотиться в звенигородских лесах. И вот на одной из царских охот случилось так, что свита его рассеялась по лесу, и Алексей Михайлович остался один. Тут внезапно выбежал из чащи медведь и бросился на него. Царь уже обрёк себя на верную смерть, как вдруг около него появился некий старец и прогнал зверя. Старец представился Саввою и сказал, что он один из иноков Сторожевского монастыря. В это время подоспела свита, и в суете старец скрылся из виду. Алексей Михайлович поспешил в монастырь и стал спрашивать архимандрита о монахе Савве. Архимандрит удивился – в монастыре не было ни одного монаха с именем Савва. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, понял, что его спасителем был сам основатель обители. Он велел отслужить молебен преподобному Савве.

С этого времени монастырь фактически становится загородной царской резиденцией. Царь Алексей Михайлович любил приезжать сюда с семьёй и свитой на богомолье и охоту. По заказу царя главный собор украшается высоким пятиярусным иконостасом, представляющим собой одну из вершин русской иконописной традиции. До нашего времени сохранилось 57 икон – это почти весь иконостас. К монастырю приписываются сёла, деревни в различных уездах России. На реках Волге, Каме, Белой и других монастырь владел рыбными промыслами, соляными варницами. В богатейшей ризнице монастыря хранилось немало драгоценностей. Именно в тот период, в 1651 году, царь указал колокольному мастеру Гансу Фальку отлить для монастыря Благовестный колокол. Его вес составил 1344 пуда (21,5 тонны). Что же с ним произошло? Есть предположение, что на колоколе могли быть вылиты имена членов братии Саввина монастыря, которые впоследствии стали сторонниками неповиновения царю и участниками Соловецкой смуты 1668-1676 гг. И якобы для изъятия их имён с главного колокола монастыря царь повелел его перелить.
Скорее всего, бронза этого колокола пошла на второй Благовестник, который и стал символом Звенигорода (вес его составил 2125 пудов или 35 тонн), просуществовав 273 года. Отлит был на территории монастыря в 1668 году под руководством «государева пушечного и колокольного» мастера Александра Григорьева и славился невероятной красотой звучания. Энциклопедиями конца XIX-начала XX вв. он был назван самым звучным русским колоколом. Он восхищал Фёдора Шаляпина, его записывал на ноты композитор А.К.Глазунов. Колокол весь был покрыт текстом, выполненным старославянской вязью. Предположительно, часть текста была составлена лично царём. К сожалению, в 1941 году в дни немецко-фашистского наступления на Москву колокол был уничтожен (при снятии с колокольни упал и разбился; по другой версии - был взорван прямо на звоннице, отчего та серьёзно пострадала). Сохранился лишь его язык весом 700 кг, который лежит возле входа в Троицкий храм монастыря, а также 4 осколка в собрании Звенигородского музея. Один из них выставлен на экспозиции. Он содержит фрагмент надписи с датой отливки колокола. Один осколок с тремя рядами текста хранится в Музее колоколов при школе прп. Сергия Радонежского в усадьбе Свиблово в Москве.

Слева - Большой Благовестный колокол с надписью, текст которой составил царь Алексей Михайлович
В 2003 году обитель отмечала пятилетие возвращения святых мощей преподобного Саввы из московского Свято-Данилова монастыря. В ходе подготовки к юбилею было решено восстановить Большой Благовестный колокол. Работы по его отливке начались в июле 2003 года на Воронежском литейном заводе ООО «Вера». Отлит колокол был 21 сентября в день Рождества Божией Матери - престольного праздника обители. В верхней части изображение 12 православных праздников, в нижней – икона Божией Матери. Надпись на нём гласит: «Милостию Бога Всемогущего, во Святей Троице славимого, предстательством Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы, молитвами преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексие и наместнике монастыря архимандрите Феоктисте, при президенте России Владимире Путине, тщанием рабов Божиих Константина и Елены Ахапкиных со чадами, отлит сей колокол в Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в год его славного 605-летия, в лето от Рождества христова 2003-е, в городе Воронеже, весу 2 125 пудов, 35 тонн». Путь из Воронежа в Звенигород занял более двух месяцев, и в день преставления преподобного Саввы - 16 декабря - ранним утром Большой Благовест появился у стен монастыря. На звоннице он находился до 2023 года.

К этому времени благодаря изучению и возрождению колокололитейных технологий стало возможным изготовить точную копию древнего знаменитого колокола конца XVII века. Это было сделано на колокольном заводе Николая Шувалова в Тутаеве Ярославской области. На поверхность большого благовестного колокола нанесли текст, написанный царём Алексеем Михайловичем и разработанная им тайнопись (до сих пор не полностью расшифрованная) со всеми орнаментами. Сейчас этот 35-тонный колокол украшает звонницу монастыря.

А прежний - воронежский колокол - установили на постаменте у входа в Малиновый овраг на улице Фрунзе. Теперь это одна из достопримечательностей города.


Помимо постоянных экспозиций, Звенигородский манеж устраивает и временные выставки. Одной из таких была «Преображённая природа» - более 40 шедевров из собрания Русского музея и фондов Звенигородского музея-заповедника. Пейзажи Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Фёдора Васильева, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Игоря Грабаря, их учеников и последователей… Это уже второй совместный проект музея в сотрудничестве с Русским музеем (первым была выставка «Вокруг Левитана», а сейчас готовится к открытию выставка работ И.И.Шишкина). Переходя из зала в зал, интересно было наблюдать, как преображается природа, и как разные художники интерпретируют одно и то же её состояние. Получился увлекательный живописный рассказ о многогранном «характере» вечно меняющейся природы.
«Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию… Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года и суток». (Д.С.Лихачёв «Заметки о русском»)


"На Волге" (1981-1985). Борис Щербаков
Эта картина стала экспонатом-эпиграфом. Встречая, она настраивала на единение с природой, на полное погружение в её краски и величие. В пейзаже Щербакова всё спокойно: тишина будто обволакивает и саму водную гладь, и группу сельских ребят на лавочке. Закатное солнце убаюкивает, кругом разливается в природе умиротворение, на реке штиль, ничто не предвещает каких-либо треволнений. Но природа бывает весьма изменчива – именно этой теме посвятили выставку. Завершалась экспозиция картиной Руфина Судковского «Штиль» (1884). Так история природных метаморфоз закольцовывалась, пройдя через различные состояния стихии: от штиля и обратно к штилю.

«Штиль» (1884). Руфин Судковский
Выставка последовательно и естественно перетекала из одного тематического раздела в другой, вырисовывая маршрут путешествия по миру природы, которая в какой-то момент начинает просыпаться ото сна и набирается мощи, то грозя ливнями, а то и вовсе нагоняя шторм. Одна из центральных картин первого раздела «Облака и тучи» - большой этюд Борисова-Мусатова «Облака».

«Облака» (1904). Виктор Борисов-Мусатов
В трёхлетнем возрасте юркий и неусидчивый мальчик Витя Борисов играл во дворе, не удержался на лавочке и упал на землю. Высота была небольшая, но он всё же сильно повредил себе спину. Это переросло в воспалительный процесс, и медицина того времени так и не помогла ему восстановиться – у мальчика образовался большой горб. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», - писал товарищ художника, саратовский литератор Александр Фёдоров. Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись. Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». В год он создаёт по 6-9 законченных полотен. Не всем его работы приходились по вкусу. В Европе его полюбили, а вот в России картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Болезнь усугублялась. Его не стало в 1905 году. Ему было всего 35 лет… За такую короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в двадцати музеях (кстати, в ноябре 2025 года планируется к открытию выставка работ Борисова-Мусатова в Третьяковской галерее).
Казалось бы, в этой необычной натурной работе, с детальной проработкой различных форм и оттенков облаков, практически нет «рассказа». Горизонт намечен лишь тонкой ленточкой, а мысли и восторги автора занимают облака и только облака. Но за этой почти орнаментальной формой облаков, которая ему была столь интересна, скрывается более глубокий смысл. Звучная цветовая гамма – яркая синева цветов, ослепительная белизна облаков знаменуют преодоление скорби, растворение её в восторге перед вечной красотой природы. Как и все полотна мастера, эта картина не описывает эпоху, это "рассказ" о жизни самого художника.
Для сравнения в этом же разделе представили чудесные работы Григория Бобровского, Аркадия Рылова, Александра Лактионова.
«Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.»
(Евгений Баратынский, 1829)

«Облака» (1910-е). Г.М.Бобровский

«Тучи над полем» (1930). А.А.Рылов

«Загорский пейзаж с облаками» (1946). А.И.Лактионов
В картине «Днепровские лиманы перед грозой» Руфина Судковского мы видим спокойную гладь воды, но в воздухе ощущается напряжение, игра света на воде создаёт атмосферу тревожного ожидания. Подобное настроение застывшего мгновения и на другой картине с названием «Перед грозой» кисти Иосифа Крачковского: на живописном полотне справа надвигается грозная туча и вот-вот начнётся сильный дождь.
«Повеет ветер - и замрёт...
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растёт,
Закрыла солнце и синеет...
Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, -
Твои безумные глаза!»
(Иван Бунин, 1901)

«Днепровские лиманы перед грозой» (первая половина 1870-х). Р.Г.Судковский

«Перед грозой» (1886). И.Е.Крачковский

«Перед грозой» (1982). М.Г.Абакумов. Звенигородский музей-заповедник
И вновь на авансцену выходит небо над полями, но уже с другим настроением. Ожидание сменилось покорностью: всё уже случилось… Ливень закончился, и теперь природа будто замерла в своей первозданной красоте. Этот сюжет блистательно воплотил в своей работе «После дождя. Просёлок» Фёдор Васильев.

«После дождя. Просёлок» (1869-1870). Ф.А.Васильев
В картине раскрывается типичный образ среднерусского пейзажа с уходящей в бесконечную даль дорогой. Устрашающе грозно плывут в небе набухшие дождём тучи, бросая на землю тревожную тень. Сильный ветер клонит деревья и траву, беспокойно летают птицы. Безрадостным кажется путь крестьянки, выходящей с коровой и собачонкой по размытому, ухабистому тракту за покосившуюся околицу своей деревеньки. Но в небе уже появился просвет, и робкие солнечные лучи ярким светом озарили поле, далёкие холмы золотыми бликами заиграли в лужах среди дорожной грязи. Пейзаж как бы концентрирует в себе и драматизм человеческого существования, и надежду на возможные перемены, что заложено в изменчивом, послегрозовом состоянии природы и в красоте самой живописной поверхности. Современники художника говорили, что именно Васильев, этот «гениальный мальчик» (как называл его Крамской) открыл для русского искусства «живое небо». Илья Репин считал его невероятно талантливым. К сожалению, Фёдор Васильев заболел туберкулёзом и рано ушёл из жизни – в возрасте 23 лет. Но даже к такому возрасту написал немало восхитительных полотен. 39 картин пейзажиста хранятся в Третьяковской галерее и 27 – в Русском музее.
В этой же части выставки ещё один шедевр на подобный мотив – картина Саврасова «Пейзаж с церковью». Очень близкое работам Васильева цветовое и тональное решение, видение художественного пейзажного образа. Было интересно сравнить, как с разницей в 15 лет художники разных поколений обращались к одному сюжету, создавая одновременно и схожие, и самобытные произведения.

«Пейзаж с церковью» (1885). А.К.Саврасов
Впечатлила меня и картина Герасимова «Зелёная рожь». Художник исполнил её в 1946 году, вскоре после победоносного окончания войны. В образе поспевающего жита выражено чувство освобождения от гнетущей и тревожной обстановки военных лет. Панорамно развёрнутая композиция с высоким небом и необъятное поле выражают торжество возвращения страны к мирной жизни, любовь к родной земле. Картина стала итогом большой и продолжительной работы над этой темой. Начатая в ранний период творчества, она долго не удовлетворяла взыскательного автора, дважды подвергалась переделкам и была завершена только на третий раз. О требовательности мастера можно судить по тому, что и над другими вещами он порой трудился подолгу, не раз возвращаясь к задуманному сюжету и доводя картину до совершенства. Проведённые в Русском музее химико-технологические исследования показали, что такие работы как «Большак» (1900-е-1956) и два варианта картины «Яблони в цвету» (1920-е-1940-е и 1910-е-1952) тоже подвергались переработке на протяжении длительного периода времени.

«Зелёная рожь» (1946). А.М.Герасимов
Гром, молния, дождь… И даже затишье после ливня – всё прошло. На небе появляется радуга.
«Как неожиданнно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла»
(Фёдор Тютчев, 1865)
Удивительно, но мотив радуги не часто встречается в творчестве русских живописцев. Наверное, потому, что изобразить радугу реалистично – так, чтобы впечатлить зрителей – совсем непросто. Чтобы передать красоту радуги на полотне, художники часто обращались за консультацией к людям, которые занимаются наукой. Тем ценнее раздел, посвящённый этому природному явлению. В «Радуге» мне особенно понравилась картина Николая Дубовского. Кстати, она впервые представлена широкой публике именно на этой выставке. О художнике мне почти ничего не известно. Нашла информацию, что в кругу русских пейзажистов рубежа XIX-XX вв. он был одним из самых популярных. После серьёзной академической подготовки уехал в Европу, преподавал там пейзаж. Профессиональный и общественный авторитет Дубовского был непререкаем. Сподвижники высоко ценили солнечный оптимизм и мощный темперамент, присутствовавшие в его творчестве. Сейчас его имя незаслуженно позабыто, на мой взгляд. Нет монографии творчества художника. Первая и единственная его персональная выставка была устроена в Ленинграде Русским музеем лишь в 1938 году. Наследие Дубовского в советские годы было разрознено и распылено по музеям и галереям России и за границей. Ещё при жизни, в 1913 году, Николай Дубовской, всегда мечтавший об устроении картинной галереи в своём родном городе, передал в дар Новочеркасску свою личную коллекцию – 77 собственных картин, этюдов и рисунков, а также 129 живописных и графических работ своих товарищей, художников-передвижников. Однако он выдвинул одно условие: вновь созданный музей должен располагаться в специально для него построенном здании. Городские власти быстро нашли деньги и подрядчика, работы начались, но их вскоре пришлось прекратить по причине разразившейся в 1914 году мировой войны. Последовавшие затем революция, Гражданская и Отечественная войны помешали планам. В 1946 году по причине отсутствия отдельного здания произведения художника из Русского музея, где они хранились после смерти художника, поступили в Новочеркасский музей истории донского казачества. Сегодня картины большей частью находятся в запасниках этого музея, располагающего наиболее полным собранием работ художника в стране. Отдельного здания, о чём так мечтал художник, способного принять всю его коллекцию живописи, по-прежнему нет.

«Сельский пейзаж с радугой» (1900-е). Н.Н.Дубовской
Трогательная работа – картина Саврасова. Тщательно прописан каждый план: и средний, и дальний с домиками, лесенкой. И при такой описательности в картине всё в меру, всё гармонично.

«Радуга» (1875). А.К.Саврасов

«Радуга» (1972). А.П.Полюшенко

«Сельский пейзаж с радугой» (между 1911 и 1915). А.Ф.Гауш
Раздел «Светлый день» открывал современный и весьма необычный пейзаж Александра Павлова. На полотне тюменского художника ветви и их тени переплетаются в причудливый узор розовых всполохов, в которых интуитивно угадывается тот самый весенний день, когда снег ещё лежит, а солнце ослепляет так, что хочется зажмуриться. Как рассказал в одном из интервью сам художник, «есть такое состояние природы, когда для солнышка в небе словно заслонка открывается, и льёт из неё такой мощный поток ультрафиолета, который буквально пронизывает и небо, и лес, и снег. Я пытался передать это состояние в классическом регистре, но никак не мог добиться такого эффекта, чтобы от холста слепило глаза. Но однажды нужная «нота» пришла, как озарение – на контрастных цветовых сочетаниях. И родился этот взрыв света».

«Весна-красна» (2011-2012). А.Н.Павлов
«Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён...»
(Фёдор Тютчев, 1852)
Ещё несколько картин из этого раздела:

Слева «Цветник» (1911). М.А.Демьянов; справа «Цветущие вишни» (1911). П.И.Петровичев

«Дудергоф» (1922). Р.Р.Френц

«Яблоня в цвету» (1920-1930-е). А.М.Герасимов

«На Звенигородском Посаде» (1952). А.Ф.Софронов

«Зима. Этюд к картине "Февральская лазурь"» (1904). И.Э.Грабарь
Для достижения нужного эффекта в изображении февральского пейзажа Игорь Грабарь в подмосковном имении Дугино специально выкопал в снегу метровую траншею и использовал для удержания цельного впечатления зонтик голубого цвета
Дальше увлекали не менее интересные сюжеты: «Закаты и рассветы», «Лунные ночи». В «Закатах» меня потряс Куинджи. Невероятная цветовая экспрессия! Даже не представляю, какое впечатление эта картина тогда произвела на зрителей, ведь большинство люминистических работ художника, как утверждали многие, из-за особого химического состава красок потемнели со временем (как, например, "Лунная ночь на Днепре"). Основную роль в пейзаже играют скалы и сосны. Падающий на них свет захватывает взгляд, создавая особый эффект иллюминации. Оттенки оранжевого, фиолетового и золотистого цветов создают праздничную атмосферу и придают картине особую магию. Размеры самого произведения небольшие – 39х53см. Но при этом картина поражает своей величественностью и эмоциональной силой, передавая неповторимую атмосферу заката в природе.

«Эффект заката» (1900-е). А.И.Куинджи
Колорит картин Куинджи всегда впечатлял зрителей, которые пытались угадать секрет этого чуда. Кто-то предполагал, что у него были какие-то особенные секретные «лунные краски», кто-то считал, что он пишет свои пейзажи через цветное стекло. Некоторые во время выставок работ Куинджи заглядывали за раму: они были уверены, что там спрятана лампочка, которая и являлась источником свечения. Прочитала, что для передачи в своих полотнах света и пространства художник активно экспериментировал с красками, отличающимися интенсивностью цвета. Эта область его чрезвычайно занимала. Пролить свет на теорию цвета помогли ему передвижники. С ними проводили занятия известный физик Фёдор Фомич Петрушевский и химик Дмитрий Иванович Менделеев. Вместе они изучали влияние света на цвет, теорию дополнительных цветов и свойства красок. Петрушевский даже изобрёл специальный прибор, который определял чувствительность глаза к оттенкам. По словам Репина, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». С помощью подобных занятий и экспериментов в лаборатории Архип Иванович смог выявить некоторые сочетания на основе битума. Подобные краски становились матовыми при высыхании, а при добавлении бронзовой или алюминиевой пудры давали едва уловимый блеск. Думаю, на восприятие художником света сильно повлияло то, что родившись в Мариуполе и с детства работая пастухом, он мог наблюдать постоянно меняющиеся оттенки украинских просторов. А ещё фотография – какое-то время в Одессе, а затем и в Петербурге он работал ретушёром у фотографа. Полосы тени и света, тональные контрасты, неожиданное усечение верхушек деревьев наделяют его работы свойствами, характерными для фотографии. Да и начинал он свой «художественный» путь с перемешивания красок, устроившись работать в Феодосии подмастерьем у Айвазовского. Не увидев таланта в мальчике, Айвазовский поручал ему лишь бытовые задачи: красить забор, растирать краски... Это, конечно, предположения, ведь не осталось ни дневников, ни писем, ни записных книжек Куинджи, что могло бы пролить свет на его чудо-светотехнику.

«Пятна лунного света в лесу» (1900-е). А.И.Куинджи
«...Отчего ты прекрасно, вечернее небо?
Оттого ль, что далёко земля,
Что с прощальною грустью закат угасает
На косых парусах корабля
И шумят тихим шумом вечерние волны
И баюкают песней своей
Одинокое сердце и грустные думы
В беспредельном просторе морей?»
(Иван Бунин, 1897)

«Закат над болотом» (1871). А.К.Саврасов

«Эльбрус» (1832-1919). И.Н.Занковский

«Закат» (1884). Ю.Ю.Клевер

«Закат солнца у крымских берегов» (1856). И.К.Айвазовский

«Весенний вечер» (1980). А.А.Мыльников

«Вид Константинополя» (1847). А.М.Дорогов
«Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!»
(Афанасий Фет, 1857)

«Лунный пейзаж. Крым» (1897?). Г.О.Калмыков
«...Серп луны в просветы тучи
С грустью тихою глядит,
Под ветвями ив плакучих
Тускло воду золотит.
И в реке среди глубокой
Предрассветной тишины
Замирает одинокий
Золотой двойник луны.»
(Иван Бунин, 1887)

«Лунная ночь в Крыму» (1859). И.К.Айвазовский

«Лунная ночь в Петербурге» (1880). Л.Ф.Лагорио
«...И тьма - как будто тень от света,
И свет - как будто отблеск тьмы,
Да был ли день? И ночь ли это?
Не сон ли чей-то смутный мы?»
(София Парнок, 1915)

«Спасские ворота в Москве» (1854). К.И.Рабус

«Утро» (1872-1873). Ф.А.Васильев
Финальный раздел – «Стихия воды». Мощь и всеохватность в жизни природы, мгновенные изменения от штиля к ярости и снова к успокоению, волны, шторм... Проявления стихии нередко привлекали внимание русских художников XIX-XX вв. К этому мотиву обращался и Репин. Свои яркие впечатления от пребывания на Волге живописец воспроизвёл в книге воспоминаний «Далёкое близкое». Сюжет картины «Шторм на Волге» там описан в деталях: «Забурело серой стеной внизу под разорванными клоками облаков, поднимаются белые валы и всё ближе и ближе со всяким сором вдруг ураганят на наших оторопевших мореходов… Буря! Вот она перевернула треножку с котелком и сорвала куренек со всеми запасами и понесла всё это в пенные гребни, рассыпала и разметала по воздуху… Какой скрип вдруг поднялся!.. Ай, какой ужас! Часть плота оторвало и заворачивает в другой затон!.. На руле ничего не поделаешь; да он и оторван, остаётся в стороне совсем одинок, хотя всё звено его и не разбросано ещё пока… Такой шум и рёв и от дождя-ливня, и от стука брёвен, что мальчик, оставшийся вдали на заднем звене, только картинно пластически изображает усилие звука, приложив руку к щеке; а если бы и услышали – чем ему помочь?».

«Шторм на Волге» (1870-1891). И.Е.Репин
Мощной стихии посвящены также работы кисти Боголюбова, Рылова, Айвазовского и других русских живописцев.

«Вход рыбачьего судна в гавань Сен-Валери в Ко (Франция)» (ок. 1859). А.П.Боголюбов

«Морской вид. Шторм на море» (1878). И.К.Айвазовский

«Над буйным прибоем» (1918). А.А.Рылов

Слева «Волна» (1890-е). А.И.Куинджи; справа «Прибой» (1900-е). А.И.Куинджи
«Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины...
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.»
(Евгений Баратынский, 1821)

«Водопад Кивач». (1886). В.Г.Казанцев
В своих работах живописцы подчёркивали непреходящую ценность мимолётного впечатления от увиденного пейзажа. Рассматривая разнообразные и удивительные по красоте изображения природы, на ум приходили строчки стихотворения «Миг» советского прозаика и поэта Вадима Шефнера.
«Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновенье.»
январь 2025 года
Используемая литература: буклет "Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь"; каталог выставки "Преображённая природа. Пейзаж XIX-XXвв. из собрания Государственного Русского музея", 2024 год; рассказ экскурсовода; материалы из открытых источников интернета.