«Остров спасения в центре житейского моря…»

15 мая 2019

В Москве вот уже шестой год подряд в преддверии главного христианского праздника – Светлой Пасхи Христовой, открывается фестиваль «Пасхальный дар». Одной из площадок стала улица Петровка. Здесь, возле стен Высоко-Петровского монастыря, развернулось настоящее большое пасхальное гуляние с концертами, играми, мастер-классами, конкурсами. Паломническая служба организовала для всех желающих экскурсии по монастырю. Мы с удовольствием присоединились к одной из групп, чтобы вновь окунуться в непростую, порой трагическую, историю этой обители. Разорительные вражеские нашествия (набег хана Тохтамыша в 1382г., бесчинства польско-литовских захватчиков в 1611г., осквернение наполеоновскими солдатами в 1812г.), многочисленные пожары, по временам совершенно опустошавшие деревянную Москву (только в одном XV столетии город горел 17 раз!) не обошли стороной и Высоко-Петровский монастырь.

Стены – свидетели времён. Правда, уцелели лишь фрагменты старой ограды Петровского монастыря, часть из них - по обе стороны от Толгского храма. А впервые его обнесли стеной в 1612 году после изгнания поляков и восстановления монастыря. Здесь, у стен обители в 1812 году расстреливали москвичей, которым маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы и устроивший в монастыре свою резиденцию, выносил смертные приговоры по подозрениям в поджоге города. И хоронили их здесь же – возле колокольни…

Но вернёмся к истокам, к основанию монастыря. Это произошло в 1315-1317 году благодаря Святителю Петру, митрополиту Киевскому и всея Руси, которому приглянулся высокий лесистый берег реки Неглинной близ Кремля в селе Высоком. Святитель перенёс в Москву митрополичью кафедру, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Именно он пророчески обещал некогда Ивану Калите, что «город сей возвыситься, Господь в нём прославиться, святители в нём станут жить, и покорит он врагов своих».

Среди строителей и благодетелей монастыря были: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I.

Со стороны Петровки главный вход в монастырь – через Святые врата с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы и колокольней, возведённой в 1690-1694гг. по указу Петра I в память о его убитых во время стрелецкого бунта в 1682 году дядьях. Ажурная красно-белая, она своего рода «маяк» для всех, кто желает попасть в Петровскую обитель.

В южном пролёте ворот – маленькая уютная часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери. Образ замечателен своими размерами (редко можно встретить Казанскую икону такой величины) и, как позднее выяснилось, чудотворными свойствами.

Домовая церковь настоятеля – Покровская, расположена во втором ярусе сооружения. Престол перенесли сюда из деревянной церкви Покрова, разобранной в начале 1680-х гг. при строительстве Боголюбского храма. Внутреннее убранство этой небольшой церкви уникально. Престол, лампады, паникадило сделаны из керамических плиток. И все иконы – керамические, выполненные уже в XX веке скульптором Георгием Куприяновым.

Интересно распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя, но при этом Иисус изображён словно устремлённым в небеса: у него нет крови, как на классических распятиях, глаза его открыты, а ладони под гвоздями направлены не вниз, а вверх. И мы понимаем, что здесь художник изобразил Вознесение Христа.

В надвратном храме богослужения совершаются только на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В другое время храм закрыт.

Церковь увенчана двухъярусной колокольней, к которой ведёт узкая лестница. Всего на ней 11 колоколов – главный 8-тонный «Святитель Пётр», 3,5-тонный «Святой апостол Андрей Первозванный» и ещё 9 колоколов меньшего размера. Их сняли в рамках реставрации сооружения и отлили новые на московском колокольном заводе «Литекс» в 2010 году. В этом же году монастырские колокола были освящены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Почти два года они располагались на временной звоннице между Святыми вратами и Толгским храмом, а в декабре 2011 года были подняты на колокольню.

А вот два самых больших колокола реставраторы решили не трогать, т.к. тогда пришлось бы убирать одну из стен колокольни, чтобы их снять.

К слову, в 2018 году надвратная колокольня стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и «высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

С колокольни открывается прекрасный вид на окрестности,

а также на архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря, который в современном виде формировался с начала XVI до середины XVIII вв. и представляет собой образцово-показательный пример своеобразного московского стиля, названного «нарышкинским барокко».

В сердцевине этого барочного ансамбля удивительный памятник – собор Святителя Петра, самый древний храм обители (1514-1517гг.), один из наиболее ранних примеров столпообразных храмов в русской архитектуре. Каменный воздвигнут на месте более древнего деревянного попечением Великого князя Василия III. Архитектор Алевиз Фрязин, строитель Архангельского собора Кремля. Стены храма были расписаны в новейшее время сценами Жития св.Петра, повторяющими житийные клейма известной иконы письма Дионисия. В ходе реставрации в 1980-х гг. был максимально приближен к первоначальному виду.

Храм в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы – пример значительного вклада в обустройство монастыря Нарышкиных и лично царя Петра I.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и её царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над их могилами этого каменного храма, в котором и был выставлен список чудотворной иконы, привезённый из Боголюбского монастыря. Этот храм стал семейной усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Правда, в 1812 году после взятия Москвы наполеоновскими войсками, когда в монастыре расположилась тысяча французских кавалеристов, богато украшенные надгробия были разорены и разграблены (к слову, в советские времена все каменные надгробия и останки бояр Нарышкиных выбросили из усыпальницы). Впрочем, как и всё, что оставалось в обители. В Боголюбской церкви устроили скотобойню: на крючья, забитые прямо в иконостас, французы подвешивали туши скота. Уникальный иконостас, выполненный Климом Михайловым в 1687 году, с иконами мастеров Спиридона Григорьева, Федора Зубова, Тихона Филатьева и Михаила Милютина сохранялся до закрытия собора в 1929. После революции иконы из иконостаса выломали и сожгли на монастырском дворе. Так что, от былого убранства уцелело немногое – лишь фрагменты лепнины и настенной живописи. В настоящее время храм закрыт на реставрацию.

По указу Петра I в 1690-93гг. был возведён и трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре.

Это неслучайно. Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещённого о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность Св.Сергию и появился этот храм. Кстати, в знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны. В XIX веке в Сергиевской церкви было устроено два боковых придела – во имя свт. Алексия, митрополита Московского, и во имя свт. Митрофана Воронежского. На барельефе, укреплённом над входом в храм, эти святые изображены рядом с прп. Сергием Радонежским.

К середине XX века состояние церкви характеризовалось одним словом - «аварийное», ведь после её закрытия здесь размещались и медицинская библиотека Наркомздрава, и спортивный зал, а затем и репетиционная площадка хореографического ансамбля «Берёзка». Сейчас храм отреставрирован, и в нём проходит большинство монастырских богослужений. Здесь находится и главная святыня обители – чтимая икона с частицей мощей Святителя Петра. Она была изъята из его гробницы в Успенском соборе Московского Кремля и передана в обитель Святейшим Патриархом Кириллом в 2010 году.

Со спасением Петра I в стенах Троицкого монастыря от грозившей ему гибели связано и появление в 1744-50 гг. между Святыми вратами и братским корпусом изящного храма, освящённого в честь Толгской иконы Божией матери.

День спасения Петра совпал с днём, когда Православная церковь совершает празднование в честь этой иконы. Средства на строительство храма дала родственница Петра I по материнской линии. Проект храма принадлежит, как предполагается, И.Ф.Мичурину (или кому-либо их архитекторов его школы). Почитаема прихожанами и Толгская икона Божией Матери, находящаяся в притворе Сергиевского храма. Этот образ был написан уже в новейшее время.

Сергиевский храм граничит с территорией, которая когда-то была усадьбой Кирилла Нарышкина. Его дочь, Наталья Нарышкина, стала женой царя Алексея Михайловича и в 1672 году произвела на свет сына, окрещённого Петром. На радостях Кирилл Полуэктович подарил зятю свою усадьбу, располагавшуюся бок о бок с Высоко-Петровской обителью. Алексей Михайлович, в свою очередь, передал усадьбу в дар монастырю, и территория его, таким образом, увеличилась почти вдвое.

Здесь особое внимание привлекают к себе Нарышкинские палаты – монашеские кельи, возведённые в 1690-е гг. На протяжении долгих лет они оставались самым длинным зданием в Москве. На сегодняшний день часть их занимает Государственный литературный музей. А после Октябрьской революции, когда монастырь закрыли, в палатах устроили общежитие. О количестве проживавших в нём людей можно судить по свидетельствам его бывших жильцов: например, в помещении площадью 11 кв.м жила семья из 11 человек. Здесь же некоторое время располагались туберкулёзный диспансер и другие учреждения.

К Нарышкинскому корпусу примыкает храм во имя святых апостолов Петра и Павла (бывший Пахомиевский). Настоятель Высоко-Петровского монастыря архимандрит Пахомий выстроил его в 1750-53 гг., желая почтить память своего небесного покровителя.

Основанием для храма послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Он сильно пострадал от варварства французов и освятили его только через 100 лет, но уже во имя святых Петра и Павла по желанию тогдашнего настоятеля монастыря.

Реставрация Высоко-Петровского монастыря была начата в 1959 году под руководством архитектора-реставратора Б.П.Дедушенко, который несколько десятилетий своей жизни посвятил исследованию и восстановлению архитектурного комплекса. Нельзя сказать, что сегодня монастырь в полной мере возрождён, слишком сильные его разрушения требуют и кропотливой работы мастеров, и большого финансирования. Но, самое главное, что работы по его восстановлению продолжаются. А монашеская жизнь возобновилась в обители осенью 2009 года.

май 2019 года

Используемые источники: журнал "Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Высоко-Петровский монастырь", №101

P.S. Поскольку мы были в Высоко-Петровском монастыре во время празднования Пасхи, то стали свидетелями очень зрелищного, ставшего уже традиционным, конкурса по росписи двухметровых моделей пасхальных яиц, в этом году по теме «Новые храмы моего родного города».


Метки:
Россия, Москва, Монастыри и храмы
Поделиться с друзьями