Вдоль по матушке, по Волге...

10 декабря 2020

В этом году COVID внёс свои коррективы в планирование познавательных поездок. Закрыта Европа с её многочисленными историческими памятниками, колоритный Восток. Зато есть повод задуматься, что история нашего государства невероятно богата, многогранна и поразительно интересна. Путешествуя по нашим просторам, тоже можно зарядиться вдохновением, получить незабываемые впечатления, совершить удивительные открытия. И вот в сентябре на несколько дней мы решили отправиться к берегам Волги, в Ивановскую область – полюбоваться её чудными волжскими пейзажами и осмотреть уникальные архитектурные памятники. Вояж оказался богат на впечатления, чего не скажешь о колокольчиках. Уникальные, единичные экземпляры совсем не встретились. Лишь парочка сувенирных из соборов, которые мы посетили.
Итак, чуть больше трёх часов на «Ласточке» и вот мы в 300 км от Москвы в старинном городке Шуя, третьем в области по численности населения (около 60 тыс.человек) после Иваново и Кинешмы. Карту-схему (и информацию по истории города) можно найти на сайте шуя-тур.рф.

Здание железнодорожного вокзала города (сейчас на ремонте). Железнодорожное сообщение через Шую было открыто 15 сентября 1868 года

Виды на город с колокольни Воскресенского собора

Отчего получил он такое диковинное название, есть несколько предположений: сарматское «столица», финно-угорское «болото». Однако более правдоподобной кажется версия, что своё имя он заимствовал от живописного и высокого левого берега реки Тезы (не Тэзы! Местные жители непременно обратят ваше внимание на мягкое произношение буквы «е», и не только в этом слове. Мы же не говорим «дискотэка» - подчеркнут они), на которой в прежние времена был построен. Левый по-старославянски звучит «шуий», отчего и городок стал называться Шуя.
История города - древнейшая, но остаётся загадкой для историков ввиду практически полного отсутствия артефактов (не проводились археологические исследования) и письменных источников (уничтожены в Смутное время, а также вследствие многочисленных городских пожаров). Но одной из дат возникновения Шуи называется 1394 год. Именно тогда эти земли были присоединены к Московскому государству и пожалованы в удел сыновьям суздальского князя Дмитрия Константиновича Старшего Василию Кирдяпе и его брату Симеону, которые и стали первыми князьями Шуйскими. С тех пор и вплоть до начала XVII века представители разных ветвей князей Шуйских занимали важные государственные посты, а их родовые земли часто упоминаются в письменных источниках.
Город имел важное экономическое значение и был включён в Великий Волжский путь как торгово-таможенный пункт на Тезе. Его благоприятным географическим положением пользовались местные купцы, отправлявшие по рекам продукцию во все понизовые волжские города вплоть до Астрахани. Предприимчивые шуяне возили свои товары в Москву, а позже и в Петербург, торговали с европейскими и восточными странами. Да и в самой Шуе проводились традиционные ярмарки, ведь ввиду низкого плодородия почв местное население активно занималось ремёслами. Здесь издавна варили мыло (не случайно на гербе города красуется брусок. Сейчас, правда, сохранились лишь небольшие частные производства, в основе которых всё же старинные рецепты и мыло – один из самых распространённых сувениров этого городка).

Развито было кузнечное, кожевенное и скорняжное ремесло. Шуйские овчинные полушубки, как и мыло, славились на всю Россию. Даже царя Василия Шуйского в народе называли «шубник». Интересно, что шуяне отличались таким трудолюбием, что местный воевода к концу XVII века был вынужден издать указ, строго-настрого запрещавший работу по воскресеньям. Ослушников полагалось подвергать штрафу, бить батогами и даже сажать в тюрьму. Они оказались переполнены! Широкую известность на Руси приобрели и шуйские иконописцы. По преданию, именно они обучили палехских мастеров (село Палех находится недалеко от Шуи) иконописи и способствовали становлению неповторимого палехского стиля. В селе мы были проездом и заглянули только в Крестовоздвиженскую церковь, полюбовались её уникальными росписями. Но здесь можно посетить и Государственный музей палехского искусства, и несколько музеев-мастерских известных художников. А в Шуе и сейчас работает иконописная мастерская «Шуйский иконостас».

Колокольчик в традициях палехской росписи появился в коллекции задолго до поездки в Шую, в 2016 году. Автор Максакова Татьяна Евгеньевна (Ивановская обл., г.Шуя)

На всю страну до сих пор славятся Шуйские гармошки.
«Я поеду в город Шую
И куплю гармонь большую.
Как приеду на село,
Заиграю весело».
(На «шуянке» играл в своё время знаменитый Геннадий Заволокин, а шуянин Юрий Горшков входит в «золотую десятку» лучших гармонистов России). А также Шуйские вышивки, Шуйские наливки. Местные жители не признают никаких заморских вин, предпочитая им свои настойки и придумывая невероятное количество коктейлей на их основе. Например, кофейную или шоколадную с миндалём смешивают в равных пропорциях со сливками, получая вкусный сливочный ликёр. Очень хвалят настойку на черносливе. Мы заглянули в фирменный магазин ликёроводочного завода. Ассортимент разнообразный, цены радуют. А в ресторанчике во время ужина попробовали их новинку – ликёр Herbbitter, в основе которого 28 трав, кореньев, ягод и специй, настоянных на коньяке пятилетней выдержки. Понравился. Согревает великолепно. Думаю, он нам и помог не разболеться после длительной прогулки в довольно прохладную и ветреную погоду.

В конце XVII века в городе возникло текстильное производство, определившее экономическую специализацию края. В середине XVIII века появились первые текстильные мануфактуры, основателями которых были представители известных купеческих фамилий Игумновы, Носовы, Шиловы, Корниловы и др. Особняки разнообразных архитектурных форм, принадлежащие когда-то шуйской знати, купцам и фабрикантам (многие из них стали впоследствии общественными зданиями), до сих пор остаются украшением центральной части города (в основном они размещались на улице Миллионной, ныне Советская). Благодаря им сохраняется неповторимый облик Шуи как крупного промышленного и купеческого города центральной полосы России. Многие, правда, нуждаются в реставрации, время наложило свой отпечаток. Хотелось бы более бережного сохранения "старины глубокой". Домики-то очаровательные!

Справа - двухэтажный главный дом усадьбы купца Жинкина (нач.XX века, модерн, эклектика) с двумя башенками на противоположных краях кровли (ул.Советская 27)

Одно из красивейших зданий в городе – дом купцов Носовых, украшенный 4-мя колоннами, коринфским портиком и богатой лепниной (ул.Советская 30). В цветущую пору дом закрыт листвой деревьев и на фото его почти не видно, поэтому на страничках интернета нашла "зимний" вариант. Дом построен в 1830 году. Поздние владельцы Юдины сдавали его в наём для проведения свадеб и торжественных вечеров. В мрачные 1930-е гг. здесь размещался НКВД. А сейчас – детский сад

Духовное училище (1880г., ул.Советская 40), ныне учебный корпус Шуйского государственного педагогического университета. Рядом с учебным корпусом в 1885 году была построена церковь Александра Невского

Ул.Советская 24. Здание в виде буквы П, возведённое в 1879 году при участии купца I гильдии И.И.Попова на средства города и частные пожертвования – мужская гимназия (ныне школа №2 имени К.Д.Бальмонта, он здесь учился). Позже к нему была пристроена гимназическая церковь

Литературно-краеведческий музей К.Д.Бальмонта (пл.Ленина 4) – первый и единственный в России, экспозиция которого посвящена поэту (в Шуйском крае прошли его детство и юность), и один из крупнейших в Ивановской области. Необычно само здание музея в неорусском стиле – одно из самых нарядных в городе. Оно построено в начале XIX века на месте соляных амбаров XVII века, в начале XX века реконструировано. Какое-то время здесь располагалась Городская Дума

Одна из самых замечательных дореволюционных построек города – «Киселёвская больница». Сооружена в 1841 году по заказу шуйских купцов Киселёвых и подарена ими городу. В купольной части размещалась больничная церковь Василия Парийского. На площади Ленина сохранился особняк братьев Киселёвых, где останавливался будущий император Александр II. К середине XIX века Киселёвы постепенно стали разоряться. Один из братьев умер в бедности в построенной им же больнице. Их особняк был выкуплен, в нём разместилась женская гимназия

Особняк Посылиных (пл.Ленина), 1-ая пол.XIX века - самая значительная по величине и представительная усадьба эпохи классицизма в Шуе

Есть в Шуе и свой Арбат - пешеходная улица М.Белова, названная в честь местного революционера-большевика. Раньше, в XIX веке, она носила название Торговой по причине того, что все дома на первых этажах имели торговые точки.

В народе улицу называли также Листратовской по фамилии хозяина одного из лучших во второй половине XIX века в Шуе магазинов (дом №11). На втором этаже жила семья купца, а на первом был сам магазин. Торговый дом купца А.А.Листратова торговал чаем, сахаром, кофе и другими гастрономическими товарами, сигарами, папиросами, зарубежной и отечественной парфюмерией, канцелярскими товарами, игральными картами. Здесь продавали свежую рыбу из Тезы в большом ассортименте, а также любимое кондитерское изделие шуян «парские калачи», которые доставляли тёплыми на повозках, закутав в рогожи, из села Парского, расположенного в окрестностях Шуи. Был свой винный погребок, где продавали спирт, наливки, пиво, мёд, вино. С 1870 года у Листратовых был собственный водочный завод. После закрытия магазина в начале XX века наследники сдавали часть здания в аренду разным хозяевам. В 1909 году здесь был устроен кинотеатр «Модерн». Рядом был построен известный гастрономический и бакалейный магазин М.А.Соколова (дом № 13) в стиле неоклассицизма. Ныне в этих домах располагается Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.В.Фрунзе, который был основан в 1939 году.

Здесь же находится очень интересный комплекс зданий в стиле позднего классицизма - Торговые ряды (современный Пассаж) и Гостиный двор, построенный Василием Максимовичем Киселёвым (по проекту архитектора Маричелли), наиболее известным представителем рода купцов Киселёвых, который сделал состояние на крупных посреднических операциях, выдаче займов, торговле сырьём для текстильных фабрик, был бургомистром и городским головой (1822-1825).

А вот храмы восстанавливаются активно. Например, Крестовоздвиженский комплекс, состоящий из двух церквей - Крестовоздвиженской и Георгиевской, работы по реставрации которого обещают закончить через 5 лет.

Крестовоздвиженский комплекс - на заднем плане

Слева: церковь Ильи Пророка недалеко от ж/д вокзала. Первоначально на этом месте близ большого моста была построена часовня, освящённая 21 февраля 1880 года, но уже 21 июня 1881 года состоялось освящение часовни в церковь. Храм являлся монастырским и принадлежал Николо-Шартомскому монастырю. В 1924 году церковь была закрыта и превращена в клуб «Безбожник», позже Дом культуры «Заречье». В 2009 году здание передано Николо-Шартомскому монастырю и сейчас в нём проходят службы
Справа: старейшая (1754 г.) городская Покровская церковь (ул.Союзная). До закрытия храма в 1930-х гг. здесь был особо чтимый образ Иоанна Предтечи, по преданию подаренный шуянам Иваном Грозным

Про Шую православную представлено много информации в местном краеведческом музее. Город и его окрестности издавна были духовным центром Ивановских земель и к началу XX века в Шуе располагалось более 20 храмов! Запомнилась фотография с красивой Спасской церковью, построенной в итальянском стиле. Она стояла в самом центре города на одноимённой площади (ныне площадь Ленина). Храм был уничтожен в 1930 году (на нём репетировали взрыв Храма Христа Спасителя в Москве), и сейчас на этом месте установлен крест.

Самым дорогим же для жителей Шуи был и остаётся старинный Воскресенский собор. Он неоднократно подвергался пожарам. В 1798 году, когда здание церкви окончательно пришло в негодность, шуяне возвели новый каменный храм, дошедший до наших дней. А в XVIII веке рядом с Воскресенским собором соорудили зимний Никольский.

История собора связана с явлением чудотворного Шуйско-Смоленского образа Пресвятой Богородицы. Появление нового образа Одигитрии было вызвано разразившейся в 1654-1655 гг. эпидемией чумы, унёсшей жизни почти половины жителей города. Чтобы спасти Шую от полного вымирания, духовенство и благочестивые горожане обратились к шуйскому иконописцу Герасиму Тихонову Иконникову с просьбой написать Смоленскую икону Божией Матери. Почему был выбран именно Смоленский образ Богородицы? Помимо давнего и широкого почитания данного образа, причина состояла, наверное, и в том, что именно в это время продолжалась осада русскими войсками Смоленска, отторгнутого от Русского государства в Смутное время Польшей. Повсеместно возносились ежедневные моления о даровании победы русскому оружию и возвращении древнего русского города под державу Православной Руси, что и случилось 13 сентября. Вероятно, именно эта весть способствовала стремлению граждан Шуи написать именно Смоленский образ Богоматери – знак Её расположения к их страждущему Отечеству.
Во время работы над иконой каноническое изображение дважды чудесным образом изменялось. Через неделю после того как мастер приступил к работе, он заметил, что по необъяснимым причинам образ стал другим, заметно отличаясь от подлинника. Правая ножка Богомладенца оказалась согнута в колене и поднята выше спокойно протянутой левой. Левая ручка Спасителя обхватила ладонью пяту, а на согнутую в колене правую ногу Христа опирается локоть Его правой руки, поднявшей до уровня глаз свиток. Подозревая себя в совершении ошибки, иконописец исправил изображение, но и на третий день обнаружил в нём то же изменение, что и в начале. Понимая, что это Промысел Божий, мастер закончил икону в том виде, в котором она ему являлась. Самонаписание иконы было первым чудом, за которым последовали и другие. Когда образ установили в церкви, весь храм озарился необычайно ярким светом, исходившим от иконы. Болезнь пошла на спад и вскоре прекратилась совсем. От иконы последовали многочисленные исцеления. Спустя 12 лет специальная церковная комиссия подтвердила чудотворность иконы, которая официально стала именоваться "Шуйская-Смоленская".

Многие царствующие особы, бывая в Шуе, поклонялись чудотворному образу. Пётр I в 1722 году перед тем как отправиться в Персидский поход. В 1729 году будущая императрица Елизавета, которая несколько недель провела в Шуе. В 1798 году император Павел I с сыновьями. В 1837 году будущий император Александр II вместе со своим наставником поэтом В.А.Жуковским. Сейчас в храме находится список, а вот местонахождение самой иконы продолжает оставаться неизвестным. Вероятно, она исчезла в 1937 году, когда был закрыт собор.

Символом города является колокольня Воскресенского собора: вторая по высоте в России (106м, после колокольни Петропавловского собора в Петербурге - 120м), первая по высоте в мире среди отдельно стоящих звонниц, высота шпиля - 35м. На неё, кстати, можно подняться. Рассмотреть колокола, полюбоваться собором, видом города и окрестностей с высоты птичьего полёта.

Колокольню начали возводить в 1810 году по проекту городского архитектора швейцарца И.Маричелли на средства купца Д.В.Корнилова. Однако, в 1819 году, когда было уже построено три яруса, она обрушилась. Трудно сейчас установить причину трагической аварии: либо она заключалась в плохом качестве кладки, либо в инженерном просчёте. Но что интересно, уже после этого случая архитектору доверили проектирование сохранившейся до наших дней достопримечательности Торговой площади - торговых весов в стиле древнегреческого храма. В те времена весы считались центральной точкой отсчёта города. От них шло верстовое отчисление во всех направлениях.

Спустя несколько лет строительство колокольни было возобновлено губернским архитектором Евграфом Яковлевичем Петровым и талантливым мастером-самоучкой из крестьян Михаилом Саватеевым, которым удалось довести постройку до конца к 1832 году.

На третьем её ярусе была установлена звонница с 12 колоколами. Главный колокол был гордостью шуян, входил в десятку крупнейших колоколов в России (весил 1270 пудов, т.е. более 20 тонн). Колокол был отлит в Москве на заводе Финляндского в конце 1890 года на средства крупнейшего шуйского фабриканта М.А.Павлова и других жертвователей в память чудесного спасения государя-императора Александра III и его семьи при крушении поезда недалеко от Харькова 17 октября 1888 года. На колоколе было вылито 7 икон, соимённых членам царского семейства. Колокольный завод обязался не только отлить колокол и доставить его в Шую, но и установить его на колокольню. С этой целью колокол в пути сопровождал командированный заводом специалист. Колокол был привезён в город в крещенские морозы. Было высказано сомнение, выдержит ли Большой мост его вес, и колокол решили переправить через Тезу по льду. На середине реки он затонул. Нашёлся человек, который нырнул в воду (приняв предварительно изрядную дозу спиртного, всё-таки январь был на дворе), продел в «уши» колокола канат, и его таким образом удалось вытащить. После всех злоключений 8 января 1891 года колокол был подвезён к соборной колокольне и стоял здесь, покрытый тесовым навесом, до тех пор, пока на колокольне шли подготовительные работы: устанавливались новые крепкие балки, менялись старые полы, переделывались лестницы. В день поднятия колокола, 19 мая, на площади собралось до 20 тысяч человек. Был отслужен торжественный молебен. Вся работа по подъёму колокола продолжалась 1,5 часа. Вспоминают, что благозвучный звон его было слышно за тридцать вёрст. А вот в 1933 году шуйский колокол был сброшен, как и другие колокола. Звон на колокольне возобновился лишь с 1993 года. Нынешний главный колокол весом 4,2 тонны – самый большой среди колоколов на звонницах Ивановской области.

Рядом с колокольней - памятник священнослужителям и верующим, погибшим в период преследования Православной церкви большевиками в 1920-1930-х гг. (автор - народный художник России скульптор А.Рукавишников). Такой - единственный в России. Он был установлен в 2007 году в ознаменование 85-й годовщины событий 1922 года, так называемого "шуйского дела". Когда власти собрались насильно изымать церковное имущество, на площади у Воскресенского собора 15 марта 1922 года по зову набатного колокола собралось несколько тысяч человек. Присланные войска открыли огонь из пулемётов, убив нескольких участников выступления и многих ранив. 10 мая 1922 года по приговору суда были расстреляны настоятель собора протоиерей Павел Светозаров, священник Крестовоздвиженской церкви села Палех Иоанн Рождественский, а также мирянин Пётр Языков. 17 человек, пострадавших по "шуйскому делу", в 2000 году были причислены к лику святых. Была написана икона "Собор новомучеников Шуйских", которая ныне находится в Воскресенском соборе.

Следующие места наших остановок не пополнили коллекцию колокольчиков, но они такие очаровательные, что хочется упомянуть о них хотя бы вкратце.
Пучеж. Древний волжский городок, который бережно хранит две истории: старого города с его церквями, купеческими зданиями, красивой набережной, затопленного в 1955-57 годах водами Горьковского водохранилища и нового, отстроенного заново, которому всего лишь около 70 лет. Издревле в Пучеже существовало льняное производство и строчевышитый промысел, который дошёл и до нашего времени. Традиции пучежских вышивальщиц продолжают 2 предприятия - фабрика "Ришелье" и "Истоки".

Памятник "Вышивальщица" - установлен в июле 2015 года на улице 30 лет Победы перед зданием предприятия "Ришелье"

Мемориальный комплекс героям Великой Отечественной войны

Пляж на Горьковском водохранилище

Юрьевец. Один из древнейших городов России, основанный в 1225 году, расположенный на живописных лесистых холмах у поворота Волги на юг. Фактически он является городом-музеем под открытым небом, окружённым большой природоохранной лесной зоной. Среди тех, кто восхищался красотой этих мест, были знаменитые русские пейзажисты И.И.Левитан, А.К.Саврасов, Б.М.Кустодиев, А.И.Бенуа... Здесь прошло детство Андрея Тарковского. Юрьевец – родина сказочника нашего детства Александра Роу (поэтому местные жители ратуют за то, чтобы их город стал местом проведения ежегодного сказочного фестиваля).

Панорама Юрьевца с Пятницкой горы

Сквер Победы на Пятницкой горе и обелиск в память о воинах-юрьевчанах, погибших в 1941-1945 гг.

Дом-музей А.Тарковского, где он жил с матерью во время эвакуации

Парк на набережной и живописный вид на Волгу

Ансамбль Входоиерусалимского собора на центральной площади города (ранее носила название Соборной, Базарной). Включает в себя здания двух соборов, церковь и колокольню Георгия Победоносца

Церковь Богоявления Господня на Симоновой горе, которая стоит на месте Богоявленского мужского монастыря, является самым древним из сохранившихся в Юрьевце памятников архитектуры. Во всяком случае, Богоявленский монастырь уже существовал в 1584 году, когда в нём был погребен блаженный Симон Юрьевецкий (мощи Святого до сих пор находятся в этом храме)

Гуляя по юрьевецкой набережной, можно наблюдать возвышающийся из воды 12-ти метровый крест. Его поставили на отмели 6 мая 2000 года монахи Николо-Шартомского монастыря в память обо всех разобранных и затопленных храмах и церквях Юрьевца

В город Вичугу заехали ради храма Воскресения Христова (Красная церковь в Тезине).

Он возведён по проекту московского архитектора Ивана Кузнецова на средства местного фабриканта Ивана Кокорева в память о его 19-летней дочери. В один из дней 1907 года она поправляла у иконы лампадку. Внезапно подул ветер из открытого окна, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Лидия скончалась от сильных ожогов спустя пять дней. В 1908 году, в годовщину её смерти, была проведена торжественная закладка храма. Он выполнен из красного кирпича, что символизирует огонь. Строительство закончилось в 1911 году. Правый придел посвящён мученице Лидии.
Церковь создана в неорусском стиле и сохранила уникальное оформление фасадов майоликовыми панно в стиле модерн. Такие панно, очень крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются более ни в одном сооружении. Майолика была выполнена по рисункам Ивана Кузнецова на Абрамцевском гончарном заводе и, по приблизительным подсчётам, состояла из 12—14 тысяч керамических плиток.

Это один из крупнейших храмов Центральной России начала XX века. По архитектурной форме он напоминает Успенский собор Московского Кремля и колокольню Ивана Великого. Для храма на Колокололитейном заводе Забенкина в Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1 700 пудов (более 27 тонн).

Кинешма. Притягивает уже само название, столь необычное для русского языка. Есть в нём что-то таинственное и волнующее. Развитию города способствовало его местоположение – на правом берегу реки Волги, в том месте, где в неё впадают воды небольшой речки Кинешемки. Вода отражена и в названии города: слово «кинешма» финно-угорского происхождения и обозначает «тёмная глубокая вода» или «тихая удобная гавань». Прогулялись по просторной главной площади – площади Революции, бывшей Торговой, она же Базарная. Здесь в 2012 году был открыт памятник воеводе Ф.Боборыкину, отсылающий к истории периода Смутного времени. Восседающий на коне почётный горожанин возглавил городское ополчение в борьбе с поляками в начале XVII века и, по одной из версий, погиб в бою. В центре площади – Крестовоздвиженская часовня, построенная в 1774 году на средства горожан.

Всего в Кинешме девять действующих храмов и три часовни. Символом города считается Троицко-Успенский собор. На самом деле, это стоящий в одной ограде летний и зимний храмы, разделённые возведённой в 1798 году звонницей (63м), одной из красивейших в Верхнем Поволжье. Успенский (летний) собор был сооружён в 1745 году. Каменный зимний пятиглавый Троицкий собор с Александро-Невским и Владимирским приделами построен в 1838 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора П.Висконти.

От собора перешли на бульвар, протянувшийся по берегу Волги на 800 метров. В XV веке это был земляной вал крепости. До XVII века линия бульвара являлась северной границей укреплённого городища. Кинорежиссёры, считая бульвар типичным для провинциального купеческого городка, снимали здесь сцены для фильмов «Бесприданница», «Волки и овцы», «Васса Железнова», «Китайский сервиз», «Хозяйка тайги»…

Набережная помнит шаги художника Кустодиева и драматурга Островского – прогуливаясь здесь, они вдохновлялись на создание своих произведений. В городе, кстати, установлен бюст известному писателю. А драматический театр Кинешмы назван именем А.Н.Островского. Драматург в течение 20 лет исполнял обязанности почётного мирового судьи и главы городского Земского собрания, приезжая сюда из своего костромского имения Щелыково, которое находится на границе Ивановской и Костромской областей. Там мы тоже побывали. Незапланированно. Должны были бороздить воды Волги-матушки на катере, но погода была слишком ветреная, не для речных прогулок. И нам предложили съездить в музей-заповедник.

Памятник А.Н.Островскому (скульптор А.П.Тимченко, архитектор В.И.Ровнов, установлен в 1973 году к 150-летию со дня рождения писателя)

Может, и к лучшему? Местность – живописнейшая. Да ещё в осеннем убранстве. Непередаваемая красота! Благодатный уголок русской природы. Удивительная гармония природного ландшафта с ансамблем старинной дворянской усадьбы. Это не родовое имение Островских. История его уходит вглубь времён. Около полутора веков место было связано с боярским родом Кутузовых, давшим России видных военных и государственных деятелей. Но в 1847 году усадьба была продана за долги с аукциона и куплена отцом драматурга, Н.Ф.Островским. Первый приезд в усадьбу молодого драматурга – Александра Николаевича, оставил в его душе глубокий след, положив начало многолетней привязанности к этому месту. Здесь он работал над 19 пьесами: «На всякого мудреца довольно простоты», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. Здесь он много переводил (к слову, владел пятью иностранными языками). Здесь занимался составлением словаря русского народного языка: в свою записную книжку заносил редкие слова, поговорки, крылатые выражения. Здесь он и скончался 2 июня 1886 года.

Решма. Старинное село в 25 км от Кинешмы. Гостевой дом «Нагорное», в котором мы останавливались, по удобству и комфорту мог бы посоперничать с многозвёздочными городскими отелями. Радушно встретили, уютно разместили, вкусно накормили… Решили поначалу, что он был создан из-за находящегося рядом кардиологического центра, куда едут со всей России (для сопровождающих на лечение). Но нет. Мини-отель построен для приезжающих круглый год в село многочисленных рыбаков-любителей. Отдыхай и наслаждайся! Парковка, бани, барбекю, бесплатный Wi-Fi, библиотека, кухня, бар, а главное – река рядом. Ширина Волги в районе Решмы 1800м, а глубина до 20м.

«Мыс любви» в Решме. Самая высокая видовая точка на правом берегу Волги. Заросший сосновым лесом утёс, откуда открывается удивительной красоты вид на излучину великой реки, по которой давным-давно плыли купеческие струги из варяг в греки, шли пароходы с товаром, тащили баржы угрюмые бурлаки…

Село упоминается уже в летописях XIV-XV вв. Оно имело важное стратегическое значение как Волжский форпост молодого Российского государства. Особенно прославились решемцы в годы Смуты, когда местное ополчение под предводительством крестьянина Григория Лапши мужественно сражалось с польско-литовскими захватчиками. С конца XIV века ведёт свою историю и Макариев-Решемский монастырь, расположенный здесь, на крутом берегу Волги. Пустынь основал преподобный Макарий Унженский, Желтоводский. В советское время почти все монастырские храмы и постройки были разрушены. В 1991 году верующим передали чудом уцелевший маленький зимний Никольский храм (сер.XVIII века), а в 1998 году Никольский приход был преобразован в монастырь.

Так, незаметно пролетели несколько дней, и "Ласточка" умчала нас обратно. За это короткое время, путешествуя по Ивановской области, мы лишь чуточку приоткрыли для себя Россию, история и культура которой живёт в небольших деревнях и посёлках, прекрасных приволжских городках. Тут есть ещё много чего интересного! Хотелось бы углубиться в историю иконописи и лаковой миниатюры, например. С Иваново поближе познакомиться – «Русским Манчестером», «городом ситцевых королей», как называют его из-за огромного количества текстильных предприятий. Если вновь соберусь в те края, непременно обращусь к сайту туризма Ивановской области visitivanovo.ru. Много интересного почерпнула для себя, готовясь к поездке в Шую. Надеюсь, кому-то эта информация тоже окажется полезной.

сентябрь 2020 года


Метки:
Россия, Монастыри и храмы
Поделиться с друзьями
Живопись Испания Кавказ Калининград Камчатка