Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

20 мая 2018

Старинное русское село на юге Нижегородской области, появление которого относят к 1559 году, с особой нежностью называют Дивное Дивеево. Неоднократно я слышала о нём восторженные отзывы и мечтала там побывать. И вот на майские праздники сбылось – мы приехали в действительно чудное, намоленное веками место. Относительно названия села есть несколько версий. Наиболее распространённая связана с именем знатного воина Дивея. После победы над татарами царь Иван Грозный за военные заслуги отдал ему во владение окрестные земли.

До XVIII века село было небольшим всего с одной деревянной церковью. Как-то по пути в Саровскую пустынь здесь остановилась для отдыха Агафья Семёновна Мельгунова. Рязанская помещица, рано овдовевшая, решившая посвятить свою жизнь богу и принявшая постриг с именем Александра. На этом месте явилась ей Пресвятая Богородица: «И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой нет на всём свете. Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого события и началась история Дивеевского монастыря.

Усердием матушки Александры на месте явления ей Владычицы в 1773-1779 гг. был построен каменный Казанский собор. Первоначальница сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалёку, на берегу речки Вичкинзы. По сооружении храма, матушка привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева – частицы святых мощей, из Москвы – колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком не разрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сёстрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!».

На земле, прилегающей к храму, матушка Александра построила несколько келий, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно вставая на молитву. Незадолго до своей смерти игуменья Александра поручила принять попечение о Дивеевском монастыре преподобному Серафиму, насельнику Саровской пустыни, известному своими духовными подвигами. При нём были сделаны первые пристройки к колокольне Казанской церкви в 1829-1830гг. - храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы. Строителем Рождественских церквей (по проекту арзамасского архитектора С.И.Соколова) стал Михаил Васильевич Мантуров. Батюшка Серафим исцелил его от тяжёлой болезни, и в благодарность за это чудо он взял на себя добровольный подвиг нищеты: продал своё имение и на полученные деньги построил церковь для общины. Похоронен Михаил Васильевич здесь же – в алтаре Михаило-Архангельского придела.

✔ Казанский собор закрыли в 1940 году. Сначала в нём размещалось педагогическое училище, позже были складские помещения. Колокольню и купол разрушили. В 1992 году храм передали монастырю. После восстановительных работ в 2004 году состоялось освящение главного придела храма. Удивительно, но в алтарной части сохранились старинные фрески, написанные дивеевскими сёстрами. Современные росписи посвящены дивеевским святым и событиям из жизни обители.

С отеческой любовью и попечительностью преподобный Серафим Саровский заботился о порученной ему общине: составил чертёж, на котором указал будущую планировку обители, лично участвовал в создании некоторых построек и важных в религиозном отношении мест, давал духовные наставления и наказывал сёстрам «непрестанно молиться, за всё благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния». При нём существовало две женские общины – Казанская и Девичья (Мельничная). После смерти батюшки Серафима они объединились в одну, а в 1861 году общине был придан статус монастыря.

Зайдя на территорию, мы почти сразу оказались у Казанского собора, у истока обители. Напротив – современный паломнический центр, радующие глаз пасхальные украшения, деревянные постройки.

Среди них особо выделялось очаровательное двухэтажное здание голубого цвета с резными наличниками и карнизом. Это старый игуменский корпус, построенный в 1885 году. Здесь находились архиерейские и игуменские покои, библиотека, канцелярия.

В 1902 году в восточной части здания была устроена домовая церковь во имя Марии Магдалины – покровительницы игуменьи монастыря Марии, которая в то время была больна. В 1903 году в этой церкви присутствовал на литургии император Николай II. Царь остался доволен, и служивший священник Пётр Соколов был награждён царём золотым крестом с драгоценными камнями.

✔ После закрытия монастыря в 1927 году церковь разорили. Здание было отдано под детский дом. Позже здесь жили семьи, находились райисполком и суд. В 2006 году после восстановительных реставрационных работ состоялось повторное освящение храма. А в самом здании ныне располагается паломническая служба с гостиницей.

При игумении Марии в 1893 году по проекту архитектора А.К.Никитина начали строить колокольню. Вот она во всей своей красе – пятиярусная, высотой 78 метров.

Существует легенда, что первый строитель не успел закончить колокольню. Другим показалось, что она имеет наклон, и долго решали, продолжать работы или всё сломать и начать заново. Продолжили, и теперь все пытаются разглядеть этот дефект. Я его так и не увидела, хотя рассматривала колокольню с разных сторон и ракурсов.

Первые колокола подняли на колокольню ещё в 1901 году. Самый большой из них, пожертвованный нижегородскими купцами Рукавишниковыми, весил 500 пудов (8000 кг). В наши дни самый большой колокол находится на первом ярусе колокольни и весит 5 тонн. Его отлили в 2003 году в честь 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского. На верхнем ярусе установлены часы, которые заработали вновь после ремонта лишь в 2014 году, вызванивая каждую четверть часа мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас», подобно тому, как это было в старину. Очень гармонично выглядят примыкающие с двух сторон к колокольне пристройки (по проекту того же архитектора Никитина). В них находились мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево, резьбой по металлу и переплётным делом.

✔ В советские годы эти флигели стали жилыми помещениями, а на верхушке колокольни вместо купола и креста установили телевизионный ретранслятор. Святые врата приспособили под гараж. Сейчас колокольня полностью восстановлена.

Проход через святые ворота ведёт в центральную часть монастырского комплекса.

Впереди – пятиглавый величественный главный собор обители, освящённый в честь святой Троицы. Его закладка состоялась в 1848 году. Место для строительства указал ещё Серафим Саровский. Великий старец говорил: «Собор-то какой у нас будет! Диво! .. Куда лучше Саровского!». Мощи преподобного ныне почивают в храме. Проект постройки принадлежит петербургскому архитектору А.И.Резанову, любимому ученику академика К.Д.Тона. Именно он завершил строительство Храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Наверное, поэтому эти два храма чем-то похожи между собой.

Первое время из-за финансовых трудностей постройка Троицкого собора почти не велась. Активное его возведение началось с 1865 года. Тогда Серафимо-Дивеевская община получила статус монастыря, а поблизости было открыто собственное кирпичное производство. И внешняя, и внутренняя отделка поражает изяществом и мастерством работы, которая была проделана при восстановлении храма. Ведь после закрытия монастыря он был почти разрушен: главы сломаны, вскрыты полы, убранство расхищено. Сейчас об этом внешне уже ничего не напоминает, а службы в храме проводятся ежедневно.

В соборе хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» или «Всех радостей радость», как называл её преподобный Серафим. Он выполнен дивеевскими сёстрами на рубеже XIX-XX вв. Сама же келейная икона Серафима Саровского находится в Москве, в Патриаршей резиденции в Чистом переулке.

Ещё одна жемчужина Дивеева – белоснежный Преображенский собор, вызывающий ощущение необыкновенной лёгкости, воздушности. Он словно устремлён ввысь, к небесам.

Собор в честь Преображения Господня начали строить в 1907 году в популярном тогда неорусском стиле по проекту московского архитектора А.Е.Антонова. В собор мы, к сожалению, не попали, он был закрыт. Почему-то его открывают только по субботам на утреннюю службу. Интересно было бы посмотреть внутреннее убранство храма. Говорят, в 1916 году он был расписан дивеевскими сёстрами под руководством знаменитого палехского художника П.Л.Парилова. Удалось ли сохранить или восстановить хоть что-то? Ведь в советское время здесь чего только не было – гараж, тир, да и отсутствие отопления не шло собору на пользу, он стоял пустым. Но, вообще, храм отреставрировали и освятили в 1998 году. Кстати, притвор собора открыт. Там можно взять маленькую бутылочку маслица из лампады от мощей преподобного Серафима Саровского и пакетик с сухариками, освящёнными в чугунке батюшки Серафима.

Рядом с Преображенским храмом на Соборной площади монастыря в 2017 году, в канун празднования дня памяти преподобного Серафима Саровского, открыли замечательный бронзовый памятник семье последнего российского императора Николая II. Его высота 3,5 метра. Члены семьи Романовых изображены в праздничном царском убранстве, идущими к храму с крестами в руках как знак безропотного, добровольного решения страдать до конца. Место установки выбрано не случайно. Преподобный Серафим и царская семья были неразрывно связаны. Они видели в лице святого саровского старца духовную опору государства и сыграли большую роль в канонизации Серафима Саровского в 1903 году. Монумент создавался по иконе царственных страстотерпцев. Утверждают, что скульптурная композиция – первый памятник иконографического типа. Как мне кажется, автор виртуозно перевела икону в трёхмерное изображение.

Макет будущего монумента разработан скульптором Ириной Макаровой, преподавателем Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, а отливка скульптурной композиции осуществлялась на заводе «ЛитАрт» в городе Жуковский Московской области.

Чуть поодаль «в лесах» стоит Благовещенский собор – с кровлей стального цвета и золотой главкой. Он был заложен в 2012 году. Автор проекта – московский архитектор А.А.Анисимов. Высота собора 60 метров. За основу его образного решения взят храм московского Заиконоспасского монастыря – это стиль, близкий к московскому барокко, характерный для начала XVIII века. В связи с ремонтом, Благовещенский собор был закрыт на тот момент, когда мы посещали обитель. Но побывали в одном из его приделов (всего их в храме устроено 12) с восхитительными панно и мозаичными иконами.

На Соборной площади находится Трапезный корпус с храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского. Построен в 1895 году. В то время многие храмы стали называться Александровскими. Это было связано с благополучным исходом крушения царского поезда в 1888 году на станции Борки в Харьковской губернии. Поэтому и стали посвящать храмы покровителю императора Александра III. Кстати, во время реставрации в 2001-2002 гг. его интерьер был расписан художниками Палехской иконописной мастерской.

Здесь же на площади – надкладезная часовня, освящённая в честь преподобного Серафима Саровского. Она появилась в 2012 году для того, чтобы паломники могли набрать воды и утолить жажду. Её купол созвучен с архитектурой куполов Казанского собора, и вместе они образуют абсолютно единый ансамбль.

Вода в часовню поступает из скважины, устроенной на территории Канавки. Святая Канавка, или Канавка Богородицы – одна из достопримечательностей и святынь Дивеевского монастыря.

История её появления относится к последним годам жизни Серафима Саровского. Преподобный сказал, что видел Богородицу, которая обошла вокруг обители. И батюшка Серафим дал указание вырыть на том месте канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Летом и зимой в течение трёх лет сёстры обители рыли канавку и завершили тяжёлый труд к 1833 году. По форме она представляла собой четырёхугольник, по углам которого стояли башенки с иконами. По ней совершали ежедневный обход монахини и паломники. Преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!».

✔ В советские годы вал срыли, а большая часть канавки была засыпана. После Великой Отечественной войны через неё прокладывали коммуникации, канализационные трубы. Только в 1990-х гг. были проведены работы по расчистке, и возобновлена традиция ежедневного обхода.

На территории, ограниченной Канавкой, находится несколько домовых церквей.

Больничный храм, освящённый в честь иконы Божией Матери «Целительница»

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в здании богадельни для престарелых сестёр

Уже смеркалось. Архитектурные постройки монастыря выглядели по-особенному красиво и величественно.

А жизнь в обители не затихала. По Канавке шли люди, в соборе продолжалась вечерняя служба, да и в трапезной, зайдя на ужин, мы с трудом отыскали себе свободный столик. Настолько притягивает к себе это благодатное место, что совсем не хочется уходить. Мы были в этой поездке скорее экскурсантами, не паломниками. Но, даже просто любуясь архитектурой, проникаясь историей этого удивительного уголка, я была поражена тем умиротворением и радостью, которое охватило мою душу. Кто-то сказал, что в такие места надо не съездить, а ездить. И в Дивеево хочется вернуться...

май 2018 года

P.S.
В окрестностях Дивеева существует несколько святых источников, которые обладают целебными свойствами. Здесь можно набрать родниковой воды, окунуться в купель. Один из самых почитаемых и известных – источник преподобного Серафима Саровского. Правда, он – самый дальний и находится километрах в 20 от монастыря в деревне Цыгановка (это уже территория Мордовского заповедника) на берегу реки Сатис. Туда легко добраться на машине. А в паломническом центре я видела также объявление о том, что от монастыря за небольшую плату ездит и автобус. О происхождении источника местные жители рассказывают, что в 1960-е гг. сам Серафим Саровский в белой одежде и с посохом в руках явился солдату, который служил в охраняемой зоне. Трижды он стукнул посохом о землю – и образовались три ключика. При этом батюшка сказал, что сюда будут приходить люди и получать исцеления.

Близлежащие к монастырю источники:

Источники Казанский, Пантелеймоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление»

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник Иверской иконы Божией Матери

На территории обители (да и за её пределами в самом селе) есть достаточное количество лавок, где можно приобрести всевозможную церковную утварь, сувениры. Как правило, ассортимент повторяется. Колокольчиков немного. Я выбрала три в свою коллекцию, которые и представлены в рассказе.

Используемые источники: «Краткая история Серафимо-Дивеевского монастыря» (путеводитель), Дивеево, 2016 год.


Метки:
Россия, Дивеево, Монастыри и храмы
Поделиться с друзьями