Санкт-Петербург


«Летний дворец Петра I»

Санкт-Петербург считается городом дворцов. Самый ранний и самый скромный - Летний дворец Петра I (из дворцов, созданных ещё при жизни императора, в городе сохранились лишь он и дворец Александра Даниловича Меншикова). Около 1704 года территорию на левом берегу Невы – там, где из неё вытекает река Фонтанка, - отвели под летнюю царскую резиденцию. Здесь был заложен «царский огород» (будущий Летний сад) и возведено небольшое деревянное здание. Около 1708 года к работам привлекли первостроителя Петербурга архитектора Доменико Трезини, который вместо деревянного построил каменный Летний дворец в стиле, получившем название петровского барокко. Парадная резиденция императора своей скромностью мало напоминает дворец в обычном понимании этого слова. Планировка обоих этажей простого прямоугольного здания одинаковая: по 7 комнат на каждом. На 1-м этаже находились апартаменты Петра I, на 2-м – Екатерины I. Из скромного убранства их покоев сохранились изразцовые печи, резные дубовые панно, потолочные живописные плафоны. Поскольку Летний дворец был невелик, со стороны реки Фонтанки возвели соединявшиеся с ним «людские покои», в 3 раза превосходившие сам дворец – в них было 40 комнат. Они не дошли до наших дней, но сохранился Летний сад. Заложенный по плану Петра I, в 1704-1730гг. он был разбит в «регулярном стиле» (со строго геометрической сеткой аллей) и украшен многочисленными скульптурными мраморными группами, статуями, бюстами. За изваяниями царь специально посылал в Италию. Из первоначальных 250 скульптур сохранилось лишь 89. Кстати, на одной из сторон колокольчика изображена «Ваза эльфдаленского порфира» (была выполнена на Эльфдальской королевской мануфактуре города Эльфдален из розового гранита, который принято называть порфиром). Она расположена у Карпиевого пруда напротив входа в Летний сад со стороны реки Мойки. Была подарком императору Николаю I от шведского короля Карла XIV в знак доброй воли после многочисленных войн между Россией и Швецией. Установлена в 1839 году (высота самой вазы 394см, а вместе с постаментом 485см). В начале 2008 года ваза внезапно обрушилась – оказалось, что внутри были огромные куски льда (особенности погоды Санкт-Петербурга и влажный климат). Сейчас она отреставрирована. До катастрофического наводнения 1777 года были в парке и фонтаны. А в 1771-1784гг. Летний сад со стороны Невы был обнесён самой красивой в Петербурге оградой – кованой решёткой, выполненной по проекту архитекторов Ю.М.Фельтена и П.Е.Егорова. В городе даже легенда родилась об англичанине, который прибыл в Петербург, посмотрел ограду Летнего сада и тотчас уехал, сказав, что ничего прекраснее неё увидеть просто невозможно. После смерти императора его летняя парадная резиденция запустела. Лишь в советское время здесь открыли музей, который ныне является филиалом Русского музея. Колокольчик пополнил коллекцию в 2024 году. Ниже - подробная информация об изделии.
Рисунок-Летний дворец. Форма-Петелька. Производитель-Императорский фарфоровый завод, Россия. Год начала выпуска-2017. Материал-твёрдый фарфор. Вид росписи-надглазурная деколь. Автор формы и рисунка - Татьяна Васильевна Афанасьева (родилась в 1946году, художник по росписи фарфора, скульптор Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода с 1975 года. Заслуженный художник РФ, член Союза художников России, Почетный член Российской Академии художеств. В 2002 году награждена Серебряной медалью Российской академии художеств). Размеры: высота 6,7 см, диаметр 5,7 см, вес 42 г.

«Спас на Крови»

Храм во имя Воскресения Христова на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» - мемориальный. Он возведён в память о трагической кончине императора Александра II. Именно на этом месте государь был смертельно ранен в 1881 году революционерами-народовольцами. Собор высотой 81м (как колокольня Ивана Великого в Москве) возводили 24 года по проекту архитектора А.А.Парланда и архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Собор был освящён в 1907 году. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII века. Отличием является большое количество мозаичных украшений и икон как во внешней, так и во внутренней отделке, выполненных по эскизам выдающихся художников – В.Васнецова, М.Нестерова, а Рябушкина и др. Мозаичное убранство составляет более 7000 кв.м. Это одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе. С запада к основному объёму примыкает колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Высота главы колокольни 62,5м. Именно она выделяет само место трагедии, находящееся внутри храма. Над луковичной главой колокольни воздвигнут высокий крест, завершающийся императорской короной. В 1920-30-е гг. «Спас на Крови», как и почти все русские храмы, подвергся разграблению, лишившись большей части своих богослужебных предметов. Все его 14 колоколов были отправлены в переплавку. Здание готовили к сносу. Только в связи с началом Великой Отечественной войны его ликвидация была приостановлена. Во время блокады в соборе размещался один из моргов. Храм пострадал и из-за обстрелов. Следы повреждений сохранены на одной из мемориальных досок южного фасада. Большой артиллерийский снаряд попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал между сводами почти 20 лет. Рискуя жизнью, его обезвредил в 1961 году сапёр Виктор Демидов. После войны в храме находился склад декораций Малого оперного театра. Только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников, и началось его многолетнее восстановление. Собор строили 24 года, а реставрационные работы продолжались 27 лет! В 1997 году храм был открыт как музей. Колокольчик привезён из Санкт-Петербурга в 2019 году.

«Ростральная колонна»

Из аннотации: «Колокольчик символизирует одну из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Эти архитектурные сооружения-маяки Васильевского острова возводились как символы морского могущества государства. Создателем их в 1810 году был архитектор из Франции Франсуа Тома де Томон. Ростры – художественные элементы носовых частей поверженных кораблей противников, ободом покрывают колонну». Колокольчик сделан из бронзы с вставками из фианита. ООО «Кампанъ», г. Кострома, ручная работа. В коллекции с 2018 года.

«Петропавловская крепость»

С этой крепости, с 1703 года, началась история города. Победа над Швецией в Северной войне потребовала от императора Петра I срочного обустройства отвоёванных территорий. Когда он выбирал место для будущей крепости, ему приглянулся пустынный остров в устье Невы. Сам Пётр поселился неподалёку в летнем домике и ежедневно на лодке инспектировал ход строительства. Однажды царь сурово распекал нерадивых плотников, и в этот момент ему на руки прыгнул заяц, спасавшийся от собак. Пётр расчувствовался, работяг помиловал и повелел назвать остров Заячим. Это, конечно, легенда, однако памятник длинноухому стоит на торчащей из воды свае возле Иоанновских ворот. Говорят, что брошенная зайчику монетка приносит удачу. Крепостные укрепления возводились по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера согласно последним достижениям фортификационной науки того времени: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк… Что интересно, это первая в России крепость бастионного типа. Она построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей. Она стала бы серьёзным препятствием для врага, но, к счастью, ни разу не подверглась нападению. В XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, а в XIX веке – главной политической тюрьмой страны. В разные годы в её застенках томились декабристы, народовольцы, литераторы: братья Бестужевы, Николай Чернышевский, Фёдор Достоевский, Александр Радищев и др. Сегодня цитадель – часть Музея истории Санкт-Петербурга. Колокольчик приобретён в сувенирном магазине на территории Петропавловской крепости. В коллекции с 2019 года.

«Крейсер «Аврора»»

У Петроградской набережной Санкт-Петербурга высится уже ставший привычным силуэт военного корабля. Дважды орденоносное судно – единственное в нашей стране. Оба ордена – Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции – изображены на кормовом Андреевском флаге. Это один из символов города – легендарный крейсер «Аврора», получивший своё название в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 гг. Строительство корабля началось 4 июня 1897 года в г.Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство», спущен на воду он был в 1900 году, а в 1903 году вступил в строй боевых кораблей флота России. Сейчас это корабль-музей, где каждый желающий может побывать на палубе, в трюме, машинном отделении, послушать рассказ экскурсовода, ведь за фасадом поставленного на вечную стоянку судна скрыты интересные факты его боевой биографии. В период русско-японской войны 1904-1905 гг., совершив переход в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, «Аврора» приняла боевое крещение в Цусимском сражении, активно участвовала в боевых действиях на Балтийском море в период Первой мировой войны, стала символом Октябрьской революции 1917 года. Большинство членов экипажа тогда поддержало большевиков. Именно из радиорубки судна было передано знаменитое воззвание В.Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков. По легенде, именно холостой выстрел носового орудия крейсера подал сигнал к штурму Зимнего дворца. Однако, по воспоминаниям самих моряков «Авроры», выстрел был сделан лишь в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом стали два выстрела из Петропавловской крепости. В 1918 году крейсер был переведён в Кронштадт и законсервирован, но вскоре вернулся в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. В годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда. 30 сентября 1941 года корабль был обстрелян и затонул в порту Ораниенбаума. После войны его решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и учебный корабль Нахимовского училища (оно находится напротив). Колокольчик в коллекции с 2019 года.

«Северная Венеция»

Именно так часто называют Санкт-Петербург, ведь он, как и Венеция, расположен на изрезанных каналами островах. В 1703 году около четверти площади современного города занимали труднопроходимые болота. Это привело к необходимости проведения работ по осушению территории. Для этого, а также для транспортировки строительных материалов прорывались каналы, часть которых была впоследствии засыпана. Расчищались малые реки и протоки, рылись пруды, а вынутая земля использовалась для работ по благоустройству ландшафта. Кроме этого, каналы и реки препятствовали распространению пожаров – частого бедствия тогда ещё «деревянного», а не гранитного города. К началу XXI века в городе осталось 86 рек, каналов и протоков и 42 острова, соединённых более чем тремястами мостами. Первым был ведущий в Петропавловскую крепость наплавной мост, получивший впоследствии наименование Иоановского. На первых порах мосты были деревянными, а в 60-х гг. XVIII века началось сооружение каменных мостов. Троицкий, Дворцовый, Садовый, Мало- и Большой Конюшенный, Певческий, Зелёный, Красный, Синий, Поцелуев, Краснофлотский, Казанский… Все они являются неотъемлемой частью архитектурного облика города – настоящими произведениями искусства, величайшими достижениями инженеров, архитекторов и скульпторов прошлого. Лучший способ познакомиться с ними – это в сезон навигации воспользоваться экскурсией на катере по рекам и каналам города. Тогда в совершенно новом ракурсе взору предстанут не только великолепные мосты и набережные, но и многие дворцы и здания, приобретающие при взгляде с воды совершенно необычайный вид. Колокольчик привезён из Санкт-Петербурга в 2019 году.

«Медный всадник»

Один из символов Санкт-Петербурга находится в центре Сенатской площади - памятник основателю города Петру I, знаменитый Медный всадник (изготовлен из бронзы, а название «медный» закрепилось за ним благодаря одноимённой поэме А.С.Пушкина – потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашу чиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях - он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем…). Этот первый в Петербурге памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года, в день 100-летней годовщины со дня вступления императора на престол. Для работы над ним Екатериной II был специально приглашён французский скульптор Э.-М.Фальконе (на одной из складок плаща скульптор оставил свой автограф). Главный художник Севрской фарфоровой мануфактуры, он грезил об искусстве масштабном, и его мечта сбылась в далёкой России. Огромную гранитную скалу весом около 2-х тысяч тонн, послужившую основой для создания 10-метрового постамента, нашли в окрестностях Петербурга, недалеко от посёлка Конная Лахта, и с неимоверными трудностями за 9 месяцев доставили в Петербург, обтёсывая по дороге до нужных размеров. Есть мнение, что прообраз коня на постаменте - лошадь Петра I Лизетта. Когда любимая лошадь императора умерла, из неё сделали чучело, которое до сих пор хранится в Зоологическом музее Петербурга. Екатерина Великая хотела, чтобы памятник Петру установили на самом видном месте. Он должен был быть величественным и подчёркивать силу власти Петра. Фальконе же, напротив, хотел упростить монумент, показать близость императора к простому человеку. Одел его в простую и лёгкую одежду, на коне нет изысканной сбруи и инкрустированного каменьями седла… Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…». А современники практически сразу распознали в нём символический смысл: «Он скачет как Россия!». Монумент произвёл на них огромное впечатление. В создании Медного всадника участвовали также ученица Фальконе М.-А.Колло, вылепившая голову Петра (мастеру лик никак не давался), скульптор Ф.Г.Гордеев, талантливый мастер-литейщик М.Е.Хайлов. Колокольчик привезён из Санкт-Петербурга в 2017 году. На «юбке» изображение Исаакиевского собора и храма Спаса на Крови.

«Исаакиевская площадь»

Архитектурный облик площади окончательно сформировался в начале XX века. В центре – памятник Николаю I. С юга она ограничена зданием Мариинского дворца, построенного по проекту русского архитектора А.И.Штакеншнейдера в 1839-1844гг. для одной из дочерей Николая I – Марии, герцогини Лейхтенбергской (подарок отца был приурочен к её свадьбе). После смерти Марии Николаевны дворец был куплен в казну, и там разместились Государственный Совет и Комитет министров. Позже там заседало Временное правительство, а в советское время располагались Ленсовет и Ленгорисполком. Ныне в Мариинском дворце находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга. А с севера на площади – Исаакиевский собор. Его история началась ещё в 1710 году. Тогда была построена деревянная церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, на день памяти которого – 30 мая – приходился день рождения Петра I. В этом храме 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной. В 1717году деревянную церковь заменили каменной. Она располагалась примерно на том месте, где сейчас стоит «Медный всадник». Здание нынешнего собора было построено по проекту французского архитектора Огюста Рикара де Монферрана. Собор был заложен 26 июля 1819 года. Его сооружение длилось 40 лет и стало триумфом отечественной строительной техники. Высота собора 101,5м, 72 колонны выполнены из огромных гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Его массивный золочёный купол словно парит над городом. Его внутренний диаметр 22м, наружный почти 26м; на его изготовление ушло 490т железа, 990т чугуна, 49т меди, 30т бронзы. В отделке интерьера собора использованы мрамор, порфир, лазурит, малахит и другие ценные минералы. Живописные работы в интерьерах исполняли К.П.Брюллов, Ф.А.Бруни, П.В.Басин… До 1928 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором российской столицы. Потом использовался как музей. В настоящее время это и музей, и действующий храм, где ежедневно проводятся богослужения. На могучих колоннах собора можно видеть выбоины от немецких бомб и снарядов. В начале Великой Отечественной войны в его подвалах были укрыты художественные сокровища из пригородных царских усадеб. Но несмотря на то, что купол для маскировки был закрашен в серый цвет, собор всё-таки получил повреждения.
Информация об изделии: колокольчик производства Императорского фарфорового завода, г.Санкт-Петербург. Автор формы и росписи Афанасьева Т.В. Твёрдый фарфор, ручная отливка, надглазурное полихромное декорирование, форма петелька. Размеры: высота 6,5см, диаметр 5,5см. Приобретён в фирменном магазине при ИФЗ в мае 2017 года.


Метки:
Санкт-Петербург
Поделиться с друзьями