"Подсолнухи" Ван Гога

3 сентября 2018

"Если голубые небеса наполняют вас радостью, если стебель полевой травы не оставляет вас равнодушным, если простые картины природы говорят с вами на понятном языке. Радуйтесь! Это значит, что ваша душа жива…" (Винсент Ван Гог)

В коллекции среди "голландской" серии особо выделяется этот металлический колокольчик с изящной ручкой, на которой изображена картина "Ваза с 15 подсолнухами" великого голландского живописца Винсента Ван Гога (Музей Ван Гога, Амстердам) и воспроизведённым его автографом на "юбке". В разные годы Ван Гог превосходно рисовал разные цветы - ирисы, гладиолусы, маки, розы, цветущий миндаль, олеандры, гвоздики... Почему же именно этот скромный натюрморт с немного нелепым букетом стал предметом всеобщего поклонения, оказался едва ли не критерием красоты и величия мировой культуры? Почему именно подсолнух художник выбрал своим главным героем? Чтобы найти ответы, я решила обратиться к биографической литературе и публикациям на эту тему.

Кажется, впервые подсолнухи появляются на холсте Ван Гога в 1886 году в "Натюрморте с розами и подсолнухами" (Музей Кунстхалле в Мангейме, Германия). Четыре взлохмаченных жёлтых дикаря возвышаются над чистенькими садовыми розочками...

Художнику столь очевидно это странное несоответствие, что он спешит короткими небрежными мазками поскорей закончить с безжизненными и бесхарактерными розами, торопясь добраться кистью с жёлтой краской до длинных подсолнухов, в центре которых медовыми спиралями любовно прописывает семечки – ‘’глаза’’ цветов. Если на голландском подсолнух называется zonnebloem, то есть ‘’солнечный цветок’’, то его французское название turnesol - “поворачивающийся за солнцем”, могло поразить Ван Гога и подсказать ему метафору своей собственной жизни и творчества, своего пути, приведшего его с севера Европы на юг, навстречу солнцу. В этом контексте написанные Ван Гогом "Подсолнухи" (их известно 11 вариантов) кажутся уже не простым натюрмортом, а удивительным рассказом о самом авторе.

"Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, и они существуют, и это самое главное" (Винсент Ван Гог)

В 1887 году Ван Гог приезжает в Париж к своему брату Тео. Здесь он испытывает момент творческого кризиса после столкновения с восхитившим его искусством импрессионистов, заставившим художника пересмотреть всю свою жизнь и работу. Однажды ему на глаза попадаются срезанные цветы подсолнуха, высохшие и выгоревшие на солнце. Наверное, он был поражён внутреннему сходству этого зрелища с собственными переживаниями! Своё душевное состояние, отчаяние от неуверенности и сомнений в своих способностях он выражает на первых картинах с подсолнухами (лежащими на столе, без вазы) - неуютных, депрессивных, мрачных по колориту. От этих цветов веет печалью. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, чёрные сердцевины - на огромные скорбные глаза, стебли - на судорожно изогнувшиеся руки... Первая - "4 увядших подсолнуха", находится в Нидерландах, в музее Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Вторая - с изображением двух подсолнухов, хранится в музее Ван Гога в Амстердаме и больше напоминает незаконченное полотно. Что же остановило художника? Очевидно, в процессе работы он вдруг осознал тупиковость этого "мёртвого" варианта. Увядшие подсолнухи показались Ван Гогу противоречием главной мысли, которую он искал и пытался выразить своей живописью - о силе и радости жизни.

Поэтому художник, не закончив его, срочно взялся за следующий вариант. Возможно, именно в этот момент в его сознании возник замысел целого цикла, в котором образ цветка (подсолнуха) станет метафорой жизни и смерти.

"Не стоит предаваться сожалениям и опускать руки - так далеко не уйдёшь; важно одно - пробиваться, идти вперёд" (Винсент Ван Гог)

К сентябрю 1887 года относится хранящийся в музее швейцарского Берна наполовину графический набросок двух подсолнухов с замечательно прописанным фоном из жёлто-красных мелких чёрточек, что, возможно, было данью увлекавшему Ван Гога пуантилизму Синьяка и Сёра. Здесь уже другое настроение, иные цвета. Мы наблюдаем своеобразную промежуточную стадию перехода от мёртвых цветов к живым. В них уже чувствуется жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

В четвёртой картине (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) нет уже ни прежних сомнений, ни уныния автора. Внешне это те же самые два цветка, но выполнены они в знаменитой цветовой гамме жёлтого с голубым, которая станет отныне главной и безошибочно узнаваемой особенностью живописи голландского гения. Именно с четвёртых ‘"Подсолнухов"’ начнётся важнейший, наиболее плодотворный, высший период творчества Ван Гога.

"Мне хочется писать так, чтобы всё было ясно видно каждому, кто не лишён глаз"

"Я считаю, что художник - счастливец: он находится в гармонии с природой всякий раз, когда ему в какой-то мере удаётся выразить то, что он видит" (Винсент Ван Гог)

В Париже Ван Гог, по собственному признанию, отчаянно тосковал о "природе, освящённой ярким солнцем". В феврале 1888 года художник не выдержал городской муки и бежал из Парижа на юг Франции - в Арль, старинный городок на средиземноморском побережье. Золотое солнце, лазурное небо, тёплый прозрачный воздух стали для него источником вдохновения.

"У меня ещё никогда не было такой замечательной возможности работать. Природа здесь необыкновенно красива! Везде, надо всем дивно синий небосвод и солнце, которое струит сияние светлого зеленовато-жёлтого цвета; это мягко и красиво, как сочетание небесно-голубого и жёлтого на картинах Вермеера Дельфтского. Я не могу написать так же красиво, но меня это захватывает настолько, что я даю себе волю, не думая ни о каких правилах" (Винсент Ван Гог)

Кроме того, живописца воодушевила идея создать в Арле поселение свободных художников, своеобразный заповедник искусства, где они вместе проводили бы творческие посиделки и работали над картинами. Первым, кого он убедил присоединиться к нему, стал Поль Гоген. Коммуна художников не удалась. Отношения с Гогеном не заладились и закончились катастрофически. Самого идеолога нового содружества настигла душевная болезнь. Но его жизнь в Арле не прошла даром - художнику удалось открыть глаза на красоту здешних пейзажей многим живописцам, а, самое главное, здесь было создано им множество картин. В том числе продолжился цикл "Подсолнухи". Поначалу живописец предполагал украсить этими натюрмортами свою мастерскую в том "Жёлтом доме" в Арле, который он именовал "Приютом художника". Позже его намерение переменилось - Ван Гог решил повесить их в гостевой комнате, предназначенной для Гогена, чьего приезда в Арль он ожидал с огромным нетерпением.

"Я с таким же рвением отдаюсь живописи, с каким марселец лопает свою похлёбку. Это тебя не удивит, поскольку дело идёт о больших подсолнечниках. Последняя вещь светлая на светлом и, как надеюсь, будет самой лучшей. Но на них я долго не задержусь. Так как я надеюсь, что буду жить с Гогеном в одной мастерской, то хочу её декорировать только одними большими подсолнечниками. Если я этот план выполню, то получится их по меньшей мере с дюжину. Всё вместе это будет давать симфонию в синем и жёлтом. Я работаю ежедневно при восходе солнца, так как цветы быстро вянут, и нужно всё схватить в один присест" (Винсент Ван Гог "Письма к брату")

Символизм четырёх голых стен подсказал художнику опоясать дом по четырём сторонам света четырьмя картинами, символизирующими смену времён года, бесконечность и изменчивость бытия, переход жизни и смерти друг в друга через вечное умирание и возрождение. Что могло передать это проще и лучше, чем 4 картины с 4 состояниями одного букета цветов? Тем более, что "душа" подсолнуха была художнику особенно созвучна. Цветок, который живёт в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса.
В августе 1888 года Винсент Ван Гог создаёт 4 панно с изображением подсолнухов, Пятая картина цикла - "Ваза с тремя подсолнухами" (на бирюзовом фоне) находится в частной коллекции (США). Кроме этой картины, до наших дней сохранилось ещё только 2 из них.
Существует не очень известная картина Поля Гогена ‘"Ван Гог рисует цветы подсолнуха" (единственное его прижизненное изображение другим художником). Ван Гог не успел завершить все картины к приезду Гогена и лихорадочно дописывал их уже в его присутствии.

Именно этот эпизод и изображён Гогеном. Перед художником стоит ваза с пятью цветами. В каталоге всех вариантов этого цикла есть лишь одна картина Ван Гога, на которой изображены пять цветов - три стоят в вазе и ещё два лежат на столе (формально она называется "Натюрморт с шестью подсолнухами", потому что на одном из лежащих стеблей есть ещё одно маленькое соцветие). Синий фон, столь контрастный колорит этого полотна напоминает ‘"Звёздную ночь над Роной’", которую я видела в Третьяковской галерее на выставке шедевров, привезённых из парижского музея Орсе - с огромными жёлтыми звёздами на ночном небосводе, похожими на цветы подсолнуха. Оба шедевра, кстати, были написаны в одно время - в августе 1888 года.

Именно этой уникальной картины, шестой в цикле, написанной как бы одновременно с двух ракурсов двумя гениальными художниками, больше не существует… В 1920 году она была приобретена японским коллекционером Която Ямамото (по нынешнему курсу за 2 млн.долларов). Во время авианалёта в 1945 году он пытался спасти полотно из горящего дома, но это ему так и не удалось. Поразительно, что именно в этом варианте невольно воплотилась сокровенная мечта Ван Гога, которую, сам того не желая, осуществил Поль Гоген. Они всё-таки нарисовали одну картину вместе, каждый по-своему, в своём неповторимом стиле, увековечив странную и противоречивую дружбу и вражду двух гениев. И уничтоженная картина Ван Гога сохранилась благодаря Гогену, нарисовавшего то, как Ван Гог её пишет. Возможно, это одна из самых поразительных, трагичных и в то же время жизнеутверждающих историй в мировой живописи.

Последние 5 вариантов этого цикла (август 1888г. и январь 1889г.) изображают букеты с 12 или 15 подсолнухами в прозрачной вазе. 12 цветов, словно бледно-жёлтые солнечные лучи, на восхитительном небесно-голубом фоне! Одна из этих картин находится в мюнхенской Пинакотеке, другая - в Филадельфийском музее искусств (США).
Три же остальные полотна - с 15 подсолнухами (Лондонская Национальная галерея, Музей Ван Гога в Амстердаме, Музей искусств в Токио) созданы уже полностью в любимой художником жёлтой гамме.

"Теперь здесь у нас сильнейшее пекло без ветра, что меня вполне устраивает. Солнце, свет, который, за неимением более подходящего слова, я могу назвать только жёлтым, бледно-жёлтым, как сера, бледно-лимонным. Золотым. До чего же красив жёлтый!" (Винсент Ван Гог)

Что интересно, в 2014 году к "15 подсолнухам в вазе" (1888г.) кисти Ван Гога в Лондонской Национальной галерее временно присоединилась сделанная позднее (1889г.) их авторская копия из музея художника в Амстердаме. Посетителям предлагали найти 10 отличий. Кто-то разглядел, например, что на "амстердамской" копии зёрнышки синие. Утверждают также, что картина 1889 года, привезённая в Лондон на выставку, ярче, чем её оригинал. Может, это не задумка художника, а результат изменений, происходящих со временем с самими полотнами? Недавно учёные рассмотрели картины живописца с научной точки зрения, опираясь на рентгенологические исследования, и пришли к неутешительным выводам - подсолнухи на полотнах постепенно меняют цвет и из жёлтых становятся коричневыми. Причина тому - светодиодные лампы, которые используют для освещения в музеях. Ван Гог использовал белый пигмент на основе сульфата для высветления жёлтой краски. А спектр светодиодных ламп вызывает в сульфате нежелательную химическую реакцию. Из-за неё картинам грозит потеря оригинальных цветов.

Были попытки проанализировать феномен жёлтого цвета на полотнах Ван Гога. Кстати, многих современников художника (в том числе и Гогена) его одержимость раздражала.
Кто-то считал это нарушением зрения, из-за которого он якобы видел всё в жёлтом цвете. Эта болезнь, называемая ксантопсией, действительно приводит к тому, что всё кажется жёлтым, но она же ослабляет восприятие синего цвета, так что гипотеза в данном случае не работает, поскольку речь идёт о живописце, у которого одновременно возросла мощь как жёлтых, так и синих тонов. Изучение произведений художника подтверждает это: преобладание жёлтого относится лишь к определённому периоду его творчества.
Кто-то объясняет тягу к жёлтому цвету тем, что Ван Гог плохо переносил холод. Поэтому тёплый и мягкий цвет, воспринимаемый как цвет любви, в противовес холодному синему и резкому красному, появляется на его полотнах.
Есть и такое утверждение - чтобы приблизиться к цвету расплавленного золота, Ван Гог по вечерам накачивал себя абсентом из-за того, что чувствовал не усталость, а опустошённость. После крепкого ночного сна он вновь выходил из города, чтобы писать ещё сильнее. Художник и сам позднее говорил о своём состоянии во время работы над подсолнухами: "Но разогреть себя до способности расплавить всё это золото, которое я вижу в тонах этих цветов, - такое не по силам первому встречному. Нужно, чтобы индивид отдал этому всю энергию и всё внимание". А позднее он говорил доктору Рею, который упрекал его в том, что он злоупотребляет кофе и алкоголем: "Я согласен, но ведь правда и то, что для того, чтобы достичь той высокой жёлтой ноты, которой я достиг нынешним летом, мне надо было немного зарядиться".

Ван Гог неоднократно упоминал, что именно жёлтый является центральным элементом симфонии цвета. Он был для него цветом любви, счастья, радости, надежды. Этот чистый цвет жизни, солнечного света. Даже спустя годы, когда художник покинул свой "Жёлтый домик" в Арле, в своих картинах он при малейшем намёке на жёлтый цвет старался его размножить, придать ему объёма. Художник намеренно упрощал форму предметов, акцентируя внимание на их цветовой характеристике. Его палитра жёлтого цвета выглядит так, словно каждый раз, прежде чем нанести мазок, он широко раскрывал глаза и смотрел вглубь солнечного диска, исследуя всю полноту света.

"Жёлтый - это был его любимый цвет, символ того света, который он мечтал увидеть не только на картинах, но и в сердцах" (Эмиль Бернар, французский художник)

Цвет - это, конечно, особая составляющая "Подсолнухов". Но поражает также и удивительная манера письма, которую использует художник для изображения этих солнечных цветов. Кажется, что крупные, густые мазки переполнены эмоциями, будто живописец торопился "излить себя" на полотно, пока его не унесло бурным фонтаном чувственного восторга. При пристальном рассмотрении создаётся иллюзия динамичности подсолнухов, словно они колышутся на стеблях под плотным весом лепестков и соцветий. Визуально ваза выглядит маленькой для этих огромных и строптивых цветов. Они будто стремятся проникнуть за рамки холста, исследуя окружающий мир и стремясь к лучам солнца. Некоторые лепестки тянутся вверх, другие устремлены вглубь полотна. Настоящая иллюзия трёхмерного пространства! Такого мощного объёмного эффекта Ван Гог добивался особой техникой импасто, которой он владел виртуозно. Этот термин происходит от итальянского слова pasto, что означает густо наложенный слой краски с отпечатками того инструмента, которым она наносилась. Создавая шероховатую фактуру и рельефный рисунок, Ван Гог при нанесении краски действовал не только кистью, но и ножом.

"Ты увидишь, люди обалдеют от этих картин, но я тебе советую сохранить их для себя и для дома твоей жены. Это - живопись, которая каждый раз выглядит по-разному, и, чем больше на неё смотришь, тем богаче она становится..." (Винсент Ван Гог "Письма к брату")

Когда читала публикации, наткнулась на одну интересную догадку – что в солнечно-жёлтом цвете подсолнуха Ван Гог запечатлел себя самого. Если взглянуть на его автопортреты 1887-1889 гг., когда создавался ‘’подсолнуховый’’ цикл - в его растрёпанной взлохмаченной бороде, в разорванных полях соломенной шляпы безмолвной подсказкой прописаны оранжевый и жёлтый цвета, той же краской, если не из тех же тюбиков, которыми писались подсолнухи.

Слева: "Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой", Музей Ван Гога, Амстердам, 1888 год
Справа: "Автопортрет в соломенной шляпе", Институт искусств, Детройт, 1887 год

Впрочем, вряд ли он об этом задумывался. Ван Гог исполнил высшее предназначение художника - он сам стал своим творением, своей картиной, он сам и есть этот подсолнух - солнечный цветок, приносящий радость людям...

"Эти подсолнухи...они будут исцелять людские сердца от боли и горя...они будут давать людям радость...много веков..." (Ирвинг Стоун "Жажда жизни")

Используемые источники: "Художественная галерея" (полное собрание работ всемирно известных художников), №1 2007 год; Давид Азио "Ван Гог" (серия ЖЗЛ); Ирвинг Стоун "Жажда жизни"; Винсент Ван Гог "Письма к брату"; www.vangogh-world.ru.


Метки:
Выставки, Живопись
Поделиться с друзьями