Петрозаводск. Прогулка по городу

20 октября 2024

В Петрозаводске мы остановились на полдня. Минус время, затраченное на поездку в заповедник «Кивач», и в итоге осталось всего ничего. Успели лишь прогуляться по Онежской набережной. Так что с достопримечательностями города нас знакомили в основном радио рассказы на борту теплохода и, конечно же, колокольчики.

Колокольчики "Карелия. Петрозаводск" из коллекции Ирины Савчук

Итак, Петрозаводск. Город на северо-западе России на берегу Онежского озера, город воинской славы – это почётное звание было присвоено ему в 2015 году, столица Республики Карелия. Один из самых зелёных городов страны. А ещё его называют городом пяти морей: разветвлённой системой каналов он связан с Белым, Балтийским, Баренцевым, Каспийским и Чёрным морями. Сегодня это – развитый порт, отправная точка большинства туристических маршрутов по живописному северному краю.

рядом с нашим теплоходом – стоянка «Комет», отправляющихся в Кижи

Петрозаводск – ровесник Санкт-Петербурга, был основан в 1703 году по указу Петра I и получил имя в честь своего основателя. Памятник Петру I – один из символов города. Он был заложен в 1872 году в честь 200-летия со дня рождения императора, а торжественно открыт 29 июня 1873 года в день празднования 100-летия Александровского (Онежского) завода. Авторы – скульптор Иван Николаевич Шредер (ученик Петра Клодта), архитектор Ипполит Антонович Монигетти. Изготовлен в Санкт-Петербурге в мастерской Адольфа Моранда, отлит на Сестрорецком заводе.

Общая высота памятника составляет 6м 30см; высота фигуры Петра – 2м 90см; пьедестала из сердобольского гранита – 3м 40см. Весит статуя императора более одной тонны

За свою историю памятник несколько раз менял своё местоположение. Изначально это была Круглая площадь (позднее – Петровская, Советская, 25-го Октября, Ленина). В 1918 году на основании декрета «О памятниках республики», в котором было прописано требование сноса памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг и не представляющих интереса ни с исторической, ни с художественной стороны» («уродливых истуканов» - так и писали), памятник Петру I был демонтирован. Восстановили его только в 1940 году и поставили в сквере на Заводской площади у краеведческого музея. Правда, повреждения памятника, полученные при предыдущем демонтаже не устранили, и стоял Пётр без шпаги, шпор… Лишь в 1974 году провели реставрацию и памятник в 1978 году к 275-летию Петрозаводска занял своё теперешнее место – в Петровском сквере на Онежской набережной рядом с причалом – Александровской пристанью (3).

Бронзовая фигура императора в парадном мундире и ботфортах правой рукой указывает на устье речки Лососинки, где в 1703 году по указу Петра I при участии его ближайшего сподвижника А. Д. Меншикова состоялась торжественная закладка Петровского металлургического, пушечного и оружейного завода. Предприятие должно было стать одним из основных арсеналов русской армии и флота в ходе начавшейся в 1700 году Северной войны со Швецией, находившейся в зените своего могущества. Вокруг строящегося завода появилось небольшое поселение, названное Петровской слободой (в 1777 году Екатерина II придаст ему статус города с названием Петрозаводск). После победы в Северной войне в 1721 г. и смерти императора в 1725 г., оружейное производство перенесли в Сестрорецк и на Урал, а Петровские заводы постепенно пришли в упадок. Спустя полвека, в связи с войнами между Россией и Турцией и волнениями на уральских заводах, правительством Екатерины II было принято решение о возобновлении пушечного производства. Первые пушки на новом пушечно-литейном заводе, получившем название Александровский, были отлиты в 1774 году. Одна из пушек 1862 года стала памятником и установлена на постаменте на набережной реки Лососинки, в сквере возле Музыкального театра в июле 1974 года в связи с празднованием 200-летнего юбилея Онежского тракторного завода (после Октябрьской революции производство было переориентировано на мирную продукцию, завод был переименован в Онежский металлургический и механический завод; в 1920-1930-е годы он стал первенцем машиностроения республики, выпуская дорожные машины, нефтяные двигатели и другое оборудование; с 1956 года Онежский машиностроительный завод становится тракторным и с этого времени специализируется на производстве тракторов для лесной промышленности). Лафет изготовлен по образцу тех, что выпускались на предприятии в конце XVIII-начале XIX вв. Макеты Александровских пушек, отлитые из чугуна, есть и на Онежской набережной. Это целая скульптурная композиция под названием "Озёрная батарея Петрозаводского гарнизона". Пушки установлены в 2003 году к 300-летию основания Петрозаводска в память о том славном времени, и о том, как защищали эти орудия российскую землю. Большое значение для истории Петрозаводска металлургических заводов, созданных во времена Петра I и Екатерины II, отражено и на гербе города.

Подробнее об истории заводов наверняка можно узнать в музее промышленной истории Петрозаводска (15). Недалеко от него находится и кафедральный собор Александра Невского (24), изначально, в XVIII веке, возведённый как заводская церковь. Здесь, на малопригодных земельных участках, строили свои дома в два-три окошечка рабочие-мастеровые. Район окрестили Голиковка. Дворяне, купцы, крупные чиновники презрительно называли живущую здесь беднейшую часть населения «голь перекатная», отсюда и пошло название. Есть, правда, ещё одна версия - местность эта была «голая, каменистая и болотистая». Строилась церковь под руководством Пьетро Карло Мадерни, архитектор Александр Иванович Постников. Главный престол был освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского, боковые приделы – в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы и святого чудотворца Николая Мирликийского. В 1929 году храм был закрыт советскими властями, а здание передано краеведческому музею. При этом все 5 куполов были снесены, а внутри устроено межэтажное перекрытие и подвал для хранения музейных экспонатов. В 1991 году храм вернули Петрозаводской епархии, а в 1993 началась его реставрация. Внешний вид восстановили в точном соответствии с первоначальным проектом, но интерьеры оформлены по-новому. Освящён храм был в 2000 году.

Рассматривала собор на колокольчике и фотографиях в интернете. А вот красивейшее здание железнодорожного вокзала (54) увидела из окна автобуса, возвращаясь с поездки на Кивач. Открытый в 1955 году, он построен в стиле позднего неоклассицизма по проекту архитектора В. Ципулина. Почему-то представила его вечерним - богатые интерьеры, украшенные карельским гранитом и мрамором, резными деталями, колоннами, лестницами и галереями в свете ламп огромных бронзовых люстр и декоративных настенных бра…

Здание с 17-метровым шпилем, увенчанное звездой - архитектурная достопримечательность главной магистрали города. Здесь, на проспекте Ленина, мы попросили водителя сделать остановку и вышли у старейшей гостиницы города под названием «Северная».

Первоначальное здание было возведено ещё в 1939 году по проекту архитектора Юрия Русанова, строившего в Петрозаводске в предвоенные годы. Гостиница принимала гостей вплоть до начала Великой Отечественной войны, но в ходе налётов немецко-финских самолётов и оккупации города была разрушена практически до основания. Послевоенное восстановление проводилось по проекту архитектора Кусиэля Гутина, и спустя три года реконструированная с использованием фундаментов прежнего здания гостиница вновь стала размещать посетителей. В 1997 году по решению коллегии Госстроя РФ гостиница «Северная» признана лучшей среди провинциальных гостиниц России. В 2004 году она получила диплом качества в программе «Сто лучших товаров России» в номинации «Услуги». В 2013 году на основании распоряжения Правительства Республики Карелия здание гостиницы «Северная» было включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве памятника архитектуры регионального значения.

От гостиницы минут 15 неспешным шагом (если заглядывать в сувенирные магазинчики, как это делали мы, то, конечно, будет подольше), мимо колоритных инсталляций, здания почтамта 1930-х гг. (32), изображённого на колокольчике, и вы - на Онежской набережной.

Онежская набережная, вымощенная карельским гранитом и протянувшаяся вдоль озёрного побережья от изящной ротонды на Левашовском бульваре до речного порта – визитная карточка Петрозаводска и прекрасное место для прогулок и отдыха. Её открытие состоялось в 1994 году. Теперь именно здесь проходит большинство городских праздников и фестивалей. В феврале, например, - конкурс ледовых и снежных скульптур «Гиперборея». Летом – масштабный ландшафтный фестиваль «Созвучие белых ночей». Если, подойдя к набережной от проспекта Ленина, повернуть налево, взгляд сразу падает на живописную Ротонду (2) с белоснежными колоннами (автор Николай Овчинников). Говорят, в XVIII веке на этом месте существовал источник, из которого брала воду для умывания вторая жена Петра I Екатерина I. Потом до 1920-х гг. здесь располагалась деревянная беседка-павильон с двускатной крышей. А теперь – нынешняя Ротонда, в центре которой летом устанавливают фортепиано и любой желающий может наиграть любимую мелодию, а слушатели – насладиться пейзажами Онеги под звуки фортепиано. Место это стало к тому же ритуальным: молодожёны, выходя из Дворца бракосочетаний, расположенного неподалёку, непременно фотографируются и пьют шампанское под сводами Ротонды.

В нескольких шагах интересное архитектурное пространство - квартал исторической застройки Петрозаводска, так называемый «Старый город» (29). Каждое здание здесь уникально. Дом Кучевского сохранил белоснежные колонны на фасаде - отличительную черту классического стиля архитектуры XVIII века. Дом Лазарева - одноэтажный особняк, типичный образец мещанского дома конца XIX века. Часовня земской больницы с деревянной шатровой крышей больше похожа на русский терем, украшенный тонкой резьбой… Идея сохранить старинные дома родилась ещё в конце прошлого века. Изначально было отобрано 32 строения. В восстановленных особняках разместили музеи и выставки. Часть зданий была перевезена из других районов городов, где велась современная застройка.

В этой части набережной можно увидеть также несколько скульптур. Самая впечатляющая (да и самая высокая – только высота статуи 7,5 м!) – «Онега». Памятник-аллегория напоминает о рождении города как оборонительного форпоста России. Юный воин стоит в лодке и готовится к выходу на берег. В одной руке он сжимает копьё, другая же опирается на крепкий щит с изображением герба города. Это подарок Ленинградской области к 300-летию Петрозаводска (2003 год).
В честь этого юбилея установлена и пирамида на уходящем в Онежское озеро мысе. Авторы – скульпторы Владислав и Александр Маначинские, архитекторы – Николай Михайлов и Валерий Ким. Привлечь финансовое благополучие, потерев замочек, можно у арт-объекта «Кошелёк удачи». Автор Айварс Керлиньш, город Рига. На металлической защёлке художник выгравировал надпись: «Петрозаводчане, будьте счастливы и богаты!».

Вообще, оригинальные арт-объекты раскинулись на всём протяжении набережной, поэтому её по праву можно назвать галереей современного искусства под открытым небом. Это подарки от городов-побратимов Петрозаводска. Сами скульптуры изготовлены на предприятиях в Петрозаводске и, как правило, с участием авторов. Все они посвящены идеям дружбы, сотрудничества и взаимопроникновения культур. Авторы присутствовали и на открытии своих произведений, происходивших в разные годы в День города. Норвежская «Место встречи», французская «Спящая красавица» (что ещё мог предложить француз?) из города Ла-Рошель, немецкое «Тюбингенское панно» и другие произведения искусства заставляют поразмыслить над авторскими задумками и создают неповторимый колорит Онежской набережной. А настоящее Дерево желаний (город Умео, Швеция; 1996 год; Кент Андерссон) с выступающей на стволе ушной раковиной призывает прошептать ему самую сокровенную мечту. Это современная интерпретация древнего шведского предания о чёрном дереве с золотыми колокольчиками, исполняющем желания. Если в момент загадывания желания зазвенит колокольчик, то оно непременно сбудется. Правда, на петрозаводском Дереве вместо колокольчиков - декоративные скворечники в цветах российского и шведского флагов. Но ухо для загадывания желания имеется. Надеемся, оно нас услышало. И желания сбудутся непременно…

Справа "Дерево желаний"
Слева - "Единство" (подарок города-побратима Йоэнсуу, Финляндия, 2003 год, Тепло Лауринолли). Композиция состоит из двух стальных полуарок, которые в верхней части соединяются жёлтой искоркой - символом сотрудничества. Поэтому скульптура имеет ещё одно название - "Искра дружбы". Доброй приметой стало в Петрозаводске пройти под ярко-синей аркой

Скульптура из города-побратима Ла-Рошель (Франция) установлена в 1999 году. Автором является Жан-Пьер Дюссейн. В композиции запечатлена женская красота и образ северной карельской природы, богатой лесами и озёрами. Петрозаводск — тоже вода и лес. Онежское озеро и карельский лес некий футляр для города, поэтому автор изобразил в своей скульптуре женщину, которая лежит на озёрных водах, спящих у подножья леса - его символизируют колонны

«Тюбингенское панно». Подарок немецкого города Тюбингена, сделанный Петрозаводску в 1994 году. Скульптура представляет собой железные столбы, вмонтированные в землю и устремлённые в небо. Они имеют разную длину, диаметр и цвет, а всего композиция насчитывает 61 трубу. Если откровенно, то смысл непонятен. Что пытались передать скульпторы Бернхард Фогельманн и Курт Гайзельхарт, стоит только догадываться. Кстати, на церемонии вручения подарка они пожелали петрозаводчанам запастись терпением и временем, чтобы проникнуть в суть шедевра до конца. Пока некоторые предполагают, что это символ единства, радости, скорби и воспоминания, другие видят уникальность судеб разных людей. Есть и такие, кто называет композицию «Набор отвёрток»

Скульптурная композиция «Место встречи» из города-побратима Мо-и-Рана (Норвегия) установлена в 2001 году. Её авторы - Ингюн Далин и Бенте Стрёмснес Хёйен. Восемь девушек протягивают друг к другу руки, из которых произрастают зелёные ростки дружбы. Цвета скульптуры - коричневый, золотой и зелёный - выбраны не случайно. Во-первых, зрительно они ассоциируются с деревом как с символом роста и процветания, а во-вторых, зелёный и золотой - традиционные цвета коммуны Рана, откуда и приехала в Петрозаводcк эта композиция

Мне особенно понравилась композиция из металлических трубок в виде двух рыбаков, закидывающих сеть. И хоть она сделана из тяжёлого металла, поражает своей лёгкостью и смотрится впечатляюще на фоне водных просторов Онежского озера, особенно на закате. «Рыбаки» всемирно известного кубинского скульптора Рафаэля Консуэгра, проживающего в США, в 1991 году положили начало выставке под открытым небом. Это символ дружбы и партнёрских отношений между Петрозаводском и городом Дулутом в штате Миннесота. Два рыбака – русский и американский – закидывают сеть, что, по замыслу автора, символизирует совместный созидательный труд.

Если пойти от скульптурной композиции «Рыбаки» вверх в сторону центра города, то окажетесь на смотровой площадке на Пушкинской улице, откуда открывается завораживающий вид на Онегу. А по пути на улице Германа Титова заодно можно рассмотреть бронзовый памятник Михаилу Перхину – главному ювелиру знаменитой фирмы Карла Фаберже. Уроженец карельской земли (села Ялгубы), он половину жизни провёл в Санкт-Петербурге. Стал ведущим мастером дома Фаберже, создал настоящие шедевры, в том числе 28 пасхальных яиц из 50-ти, выполненных для императорской семьи. Был благотворителем, меценатом, много сделавшим для жителей родной ему Ялгубы. Пьедестал памятника изготовлен из пироксенита и малинового кварцита – удивительного по своим свойствам и красоте камня, который использовался при отделке самых значительных зданий и памятников: Казанского и Исаакиевского соборов, Зимнего и Мариинского дворцов, Мавзолея Ленина…

Снова возвращаемся на набережную и на причал, к теплоходу – 1,5 км нашего променада подошло к концу. С пристани, кстати, хорошо видно 30-метровое колесо обозрения, которое находится поблизости, в Парке культуры и отдыха Петрозаводска (31). Именно с этого места началось градостроительство. Основой паркового комплекса стали аллеи и деревья, посаженные по приказу Петра I вокруг своего дворца, поэтому иногда его называют Петровским садом или Берёзовой рощей. Сейчас сад, конечно же, заиграл новыми красками: в центре - памятник императору Петру I, по всей территории павильоны для отдыха, большой парк аттракционов, в который съезжаются со всего города…

Забыла упомянуть ещё об одной достопримечательности, изображённой на колокольчике. Это Музыкальный театр Республики Карелия (6), который находится недалеко от городского парка. Здание театра было возведено в 1950-х гг. по проекту архитектора Саввы Бродского (до театра на этом месте стоял Святодуховский кафедральный собор – его снесли). Здание красивое. Внешне напоминает Большой театр. Фасад украшает колоннада, на фризах и треугольном фронтоне установлены скульптурные композиции работы Сергея Конёнкова. На сегодня это самая большая сценическая площадка республики. На сцене театра ежегодно проходит торжественная церемония вручения театральной премии «Онежская маска», которой отмечаются лучшие работы театральных коллективов Республики Карелия. Фасад театра выходит на площадь, которая ныне носит имя Сергея Кирова (в центре, разумеется – памятник советскому государственному деятелю). На площади проводятся праздники и фестивали, городские торжества, в декабре устанавливается новогодняя ёлка.

А нам пора в путь. Следующая остановка будет уже в Вологодской области – на причале посёлка Кузино.

август 2024 года


Метки:
Россия, Карелия
Поделиться с друзьями