Пераст - город моряков
Боко-Которский залив в Черногории - самый большой и красивейший фьорд Средиземноморья, который врезается в сушу на 28 км. Этот залив всегда был прибежищем моряков, где они скрывали свои корабли от бурь и штормов открытого моря.

"Морской" историей богат и крохотный городок Пераст на его побережье с населением всего-то в 350 человек! Он расположен на мысе у подножия горы Святого Ильи напротив узкого пролива Вериге, который соединяет Которскую бухту и Адриатическое море. "Вериги" в переводе - "цепи". Были времена, когда этот пролив и вправду перегораживали цепями, запирая проход к городам Котор и Рисан. Древним хранителем входа в бухту был именно Пераст.


Название города происходит от иллирийского племени пирустов, обитавшего в этих местах. Город был основан иллирийцами, но люди жили здесь ещё в эпоху неолита. Первые упоминания о нём встречаются в хрониках 1336 года - тогда Пераст представлял собой маленькую рыбацкую деревушку, в которой, тем не менее, уже была верфь, а у причала всегда стояло несколько торговых и рыбацких судов.

Пераст. Венецианская карта XVII века
Расцвет Пераста приходится на эпоху правления венецианцев (1420-1797гг.), а особое значение он приобрёл в 1482 году - после захвата османами части побережья от Херцег-Нови до Рисана. Для того, чтобы оборонять город от турок, жители построили крепость Святого Креста. На склоне холма и сегодня можно увидеть остатки этого сооружения. Крепость возвели в 1570 году рядом с одноимённой церковью, построенной в IX веке. Название связано с тем, что крест изображался и на венецианском знамени Святого Марка, и на средневековом сербском стяге, а ещё он был фамильным гербом многих знатных семей Пераста. В крепости постоянно располагался военный гарнизон. Впоследствии, в XIX веке - французские войска, а затем - военный склад австрийской армии. Оборонительную функцию выполняли и 10 построенных башен, называемых кардаками. Двухэтажные здания почти квадратного сечения находились в разных частях города и могли быть не только оборонительными постройками, но и убежищем в случае длительной осады. Некоторые из них сохранились до нашего времени.

Квадратная колокольня монастыря Святого Антония тоже была когда-то сторожевой башней
Когда Пераст с честью выдержал осаду турков в 1654 году (и по сей день 15 мая жители празднуют эту победу «Стрельбой в петуха», где птица символизирует неприятеля), он стал пользоваться некоторыми политическими и экономическими привилегиями, в частности, получил право охранять знамя Святого Марка – символ Венецианской Албании. Ещё одним важным достижением Пераста стала возможность беспошлинной торговли с Венецианской республикой и разрешение на борьбу с пиратами, наводнившими Адриатику. Благодаря этому город стал одним из самых богатых на побережье. Здесь проживало примерно 1600 человек, одновременно функционировали 4 судоверфи, а у причалов стояло до 1000 кораблей! Собственный флот Пераста составлял, по разным источникам, от 50 до 150 кораблей. Такое благосостояние привело и к архитектурному буму: было построено 17 католических и два православных храма, 20 роскошных палаццо в барочном стиле! Большинство датируются XVII-XVIII вв. К сожалению, многие до сих пор не восстановлены после последнего разрушительного землетрясения 1979 года.


1.Дворец Буйовичей 2.Церковь Святого Иоанна Крестителя 3.Дворец Лючичей-Коловичей-Матикола 4.Дворец Змаевичей 5.Церковь Богородицы Розарио 6.Дворец Cizmai 7.Дворец Смекья 8.Церковь Святого Марко 9.Дворец Брайковичей-Мартиновичей 10.Площадь, отель, почта, автобусная остановка 11.Церковь Святого Николая 12.Дворец Мартиновичей 13.Церковь и монастырь Святого Антония 14.Крепость Святого Креста 15.Дворец Висковичей 16.Дворец Вукасовичей-Коловичей 17.Дворец Баловичей 18.Дворец Мазаровичей 19.Дворец Mrshe 20.Церковь Рождества Богородицы 21.Дворец Шестокрыловичей 22.Дворец Бронза 23.Часовня Святого Спасителя 24.Церковь Богородицы Кармельской 25.Остров Святого Георгия 26.Остров Богородицы на рифе




Дворец Буйовичей. Самый красивый из архитектурных шедевров Пераста. Построен по проекту венецианского архитектора Джованни Батиста Фонтана на деньги Венецианской республики как дань уважения героизму представителя этого славного рода Вицко Буйовича. Как гласит легенда, для постройки здания были использованы камни из разрушенной турками-османами в 1687 году крепости Херцег-Нови. Вход во дворец украшен гербом Буйовичей. Сейчас в старинном палаццо расположен Музей Пераста, в котором можно увидеть коллекцию портретов знаменитых мореплавателей Пераста, предметы быта и декоративного искусства, оружие. Многие экспонаты были переданы в дар музею потомками древних аристократических семей города.

Дворец Смекья, полностью возведённый из белоснежного корчульского камня. Самый большой. Строился, достраивался и перестраивался в течение 170 лет (согласно историческим документам, первый камень был заложен в 1764 году, а последние штрихи строители сделали в 1930) Состоит из двух отдельно стоящих зданий: нижний расположен на набережной, верхний в глубине квартала (сразу за первым дворцом).



Дворец Бронза Дворец Лючичей-Коловичей-Матикола Дворец Шестокрыловичей

Дворец Висковичей. Старейший в Перасте. Он начинался с оборонительной башни, построенной в 1500 году. Затем к ней пристроили Старый и Новый дворцы, разбили великолепный сад. Семья Висковичей внесла большой вклад в историю Пераста, а выходцы из этого рода прославляли его по морской, военной, торговой, политической и культурной части на протяжении более чем пяти веков (с XV до второй половины XX). Никола Вискович был мэром Пераста во время осады Котора турецким флотом в 1539 году. Крсто Вискович в качестве мэра Пераста организовывал оборону города во время турецкого нападения в 1654 году. Полковник Франо Вискович (1665-1720) отличился в боях против пиратов и турок в Греции и Герцеговине, он первым из жителей Пераста был удостоен высшей венецианской награды - креста Святого Марка. Морской капитан Иосиф Вискович (1760-1824) был одним из тех, кто подписал Декларацию об объединении Боки Которской и Черногории. Луиджи Вискович (1828-1891) был генеральным консулом Австро-Венгрии в Италии. Но самый знаменитый представитель фамилии - Франо Антуан Вискович (1836-1905). Став капитаном парусного судна в 1856 году, он в течение 37 лет плавал на кораблях австрийской компании «Ллойд», изобрёл несколько навигационных приборов и написал учебник для морских школ. За его авторством вышли «История Пераста» и монография об острове Святого Георгия.

Дворец Змаевичей или Епископский дворец. Построен в 1664 году. В нём располагалась резиденция архиепископа Андрии и архиепископа Вицко из рода Змаевичей, библиотека которых считалась одной из самых больших в Далмации. К Епископскому дворцу примыкает церковь Божьей матери с чётками, которую Андрия Змаевич построил в 1678 году как место своего будущего упокоения. Стройная восьмиугольная колокольня, возведённая в 1690 году, по легенде, спроектирована самим архиепископом.


Храм Святого Марко. Построен в 1760 году по инициативе Матия Стукановича на месте более старого храма, от которого сохранилась только звонница. На фронтоне - несколько скульптур: Иисуса Христа, Святого Петра с ключами от рая и Святого Марка с евангелием в руках. Внутреннее пространство под храмом использовалось для захоронения горожан. Считается, что здесь захоронены братья Стукановичи, архиепископ города Бар, жена адмирала Матия Змаевича. Практически всё внутреннее убранство церкви утеряно, т.к. какое-то время храм использовали в качестве склада.



Церковь Святого Николая - главный храм города, возвели в 1616 году на месте более ранней постройки середины XVI века и освятили в честь покровителя всех мореплавателей. 55-метровая колокольня должна была демонстрировать богатство, могущество и величие Пераста. И сегодня она является символом города, самой высокой в Боке Которской. Надпись на колокольне гласит, что она построена в честь избавления от турецкой угрозы после взятия венецианцами Херцег-Нови и Рисана. На звоннице 3 колокола, один из которых пожертвовал род Змаевичей в 1713 году, малые колокола появились позднее, в 1797 году. Часы, украшающие колокольню, были специально для этого сооружения изготовлены в Венеции в 1730 году.
В 1797 году Наполеон Бонапарт вступил в Венецию и упразднил Венецианскую республику. Некоторое время Пераст хранил павшей республике верность. Но затем граф Йосип Вискович, капитан (мэр) Пераста, спустил венецианский флаг со львом Святого Марка, обратился к горожанам с прощальными словами и захоронил "Знамя Венеции" под алтарём главного собора Пераста.

Пераст вместе с территорией Боки Которской переходил от австрийцев к черногорцам, повидал белопарусные корабли российской эскадры адмирала Сенявина, затем попал под власть французов, а потом вновь вошёл в состав Австро-Венгрии и находился под крылом этой империи вплоть до её поражения в Первой мировой войне. В 1918 году город вошёл в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, будущей Югославии. Но это было далеко не последнее изменение государственного статуса: к 1941 году город был оккупирован войсками Муссолини и стал частью итальянской провинции Каттаро. После Второй мировой войны Пераст входил в Социалистическую Федеративную Республику Югославию. А с 2006 года, после того как Черногория обрела независимость, Пераст стал одним из её культурных, курортных, исторических центров, летопись которого тесно переплетена с морем и, кстати, связана с Россией. Дело в том, что в Перасте находилась прославленная навигационная школа Марко Мартиновича "Наутика". Когда слухи о ней дошли до Петра I, реформатор решил отправить в Пераст 17 отпрысков дворянских фамилий, дабы они не били баклуши в своих вотчинах, а поучились морскому делу. Имена стольников известны из надписей на картине "Марко Мартинович учит поименованных здесь московских князей и бояр морским наукам и управлению (кораблём)" (неизвестный художник, 1711 г.), хранящуюся в музее Пераста. Считается, что именно с этой школы скопировал царь российские навигацкие школы, изображённые впоследствии в книгах и фильмах о российских гардемаринах.

В левой части перечислены имена учеников - князей: Борис Иванович Куракин - свояк царя, Яков Иванович Лобанов-Ростовский, Пётр Алексеевич Голицын, Дмитрий Михайлович Голицын, Фёдор Алексеевич Голицын, Юрий Яковлевич Хилков, Михаил Яковлевич Хилков, Андрей Яковлевич Хилков, Иван Данилович Гагин, Андрей Иванович Репнин.
В правой части имена учеников - бояр: Абрам Фёдорович Лопухин - брат царицы Московской, Владимир Петрович Шереметев, Иван Алексеевич Ржевский, Михаил Фёдорович Ртищев, Никита Иванович Бутурлин, Юрий Бутурлин, Михаил Афанасьевич Матюшкин.
Как было указано Петром I, ученики должны были освоить карты и компасы, уметь управлять кораблями в обычном походе и в бою, по возможности научиться строить их, а по возвращении привезти с собой двух искусных мореплавателей либо кораблестроителей.. В Перасте русские юноши обучались математике, астрономии, морскому делу, механике и прошли курс практического обучения. Правда, есть мнение, что русские гардемарины постигали навигацкую теорию в Венеции, а в Пераст перебрались для прохождения практического курса обучения. Эта версия прослеживается и в интересной повести Дмитрия Чегодаева "Второй Арап Петра Великого": "Вообще-то поначалу они были направлены Петром I в Венецию для изучения науки мореходства и правил морского боя. Но то ли венецианское правительство решило их удалить подальше от любопытных глаз, которых в городе Святого Марка было в избытке. То ли их смущал русский буйный нрав, а может быть "Наутика" - школа Марка Мартиновича, действительно была лучшей в республике."


Слева - Дворец Брайковичей-Мартиновичей. Здание имеет большую историческую ценность, т.к. именно тут жил Марко Мартинович (1663-1716) - выдающийся мореплаватель, педагог и писатель. Специалисты считают, что это единственный дворец Пераста, который сохранил оригинальную отделку и мебель.
Читаем Чегодаева дальше: "Так или иначе, сыны боярские попали в Пераст и приступили к занятиям. Но была одна проблема: языком обучения морскому делу был итальянский. Очень скоро Марко Мартинович понял, что скорее кто-нибудь из местных жителей выучит русский, чем московиты итальянский, и тогда его взгляд обратился на нашего учёного аббата. Предположение старого капитана полностью подтвердилось: аббат Иван Крушала молниеносно выучил русский и стал для бояр переводчиком, другом и учителем."
Все обучившиеся получили подтверждённые венецианским Сенатом свидетельства о том, что они "искусны в морской науке, знают компас и все виды ветров, читают навигационные карты и продемонстрировали свои знания на практике в морских походах". А самого Марко Мартиновича пригласили преподавать в Морскую Академию в Венеции. Правда, ни один из русских учеников знаменитого пераштянина не стал мореплавателем, зато большинство из них занимали впоследствии высокие посты на государственной службе. Б.И.Куракин был посланником в Риме и Париже. Многие современники отмечали его высокую эрудицию и трудолюбие. Быстро усваивая языки тех стран, где ему приходилось бывать, Куракин легко устанавливал контакты с государственными деятелями. Он дорожил репутацией честного партнёра, считая моральные принципы самым важным качеством дипломата. Пётр I высоко ценил его заслуги на дипломатическом поприще, наградив в 1717 году орденом Андрея Первозванного - высшим орденом Российской империи. Д.М.Голицын состоял на дипломатической службе в Стамбуле, А.Я.Хилков был министром-резидентом в Швеции, М.А.Матюшкин и Ю.И.Бутурлин стали генерал-аншефами. Только А.Ф.Лопухин закончил совсем плохо - сказалось родство с опальной царицей и связь с царевичем Алексеем.
Но всё же один из учеников Мартиновича прославил русский флот. Им стал его соотечественник, уроженец Пераста Матиа Змаевич, который, оказавшись впоследствии в России, помогал Петру I создавать Балтийский флот и стал одним из близких друзей царя. Бюсты знаменитым горожанам установлены в Перасте рядом с церковью Святого Николая на небольшой, но с громким названием Площади Адмиралов. Название вполне объяснимое, если учесть, что с мореплаванием связана вся жизнь Пераста, а город подарил миру целую плеяду выдающихся моряков.

Уже в 18 лет Матиа стал капитаном венецианского флота. Захватывающая, порой детективная история его жизни описана и в упомянутой выше повести. "Пытаясь выяснить что-то более подробное о школе, в которой обучались русские бояре, мы познакомились с замечательным историком, академиком и последним "Адмиралом Боки" - Милошем Милошевичем, который дал нам прочесть записки капитана Марко Мартиновича. Среди них было одно письмо, в котором рассказывалось об убийстве перастского капитана Вицка Буёвича и суде над городским аудитором Матием Змаевичем, в этом убийстве обвинённом."
История такова. Вицко Буйович, богатый и знатный горожанин, известный, правда, не только заслугами флотоводца, но и буйным нравом, похитил красавицу-турчанку, дочь одного из турецких вельмож, которая была на попечении у Крсто Змаевича - отца Матии. Из-за этого началась кровная вражда между семьями Буйовичей и Змаевичей, в результате которой Вицко был убит. Матиа Змаевич стал в этом деле главным подозреваемым и вынужден был бежать из страны, покинув, как оказалось навсегда, своё отечество, город, жену и трёх маленьких дочерей. Оказавшись в Константинополе, он неожиданно для себя нашёл сильного покровителя. Им оказался русский посол в Османской империи граф Пётр Андреевич Толстой, по рекомендации которого лихой черногорец отправился в Карловы Вары, где в то время находился на лечении Пётр I. Царь принял Змаевича 3 ноября 1712 года и устроил ему серьёзный экзамен по морскому и военному делу. Об этом экзамене Матиа написал своему брату Вицко: "Русский царь очень хорошо знает навигацию и ведение войны на море. Экзамен продолжался более двух часов, и в конце царь был удивлён моей подготовленностью, а я был счастлив, что так хорошо всё закончилось". Пётр I распорядился выделить Змаевичу корабль по его собственному выбору, присвоить звание капитана 1-го ранга и отправить в Санкт-Петербург.
Дальнейшая карьера Змаевича была поистине блестящей. Он отличился в морских баталиях Северной войны, во время Гангутского сражения командовал правым крылом российского флота.

Гангутский бой, Л.Л.Каменев
За воинские доблести капитану из Пераста было присвоено звание сначала контр-адмирала, а затем вице-адмирала российского флота. В 1721 году он уже заведовал строительством галерной гавани в Санкт-Петербурге и состоял членом Адмиралтейств-коллегии. Именно Матиа Змаевич чаще всего принимал выпускные экзамены в Морской академии. В 1723 году Пётр I отправил Матвея Христофоровича (так его звали в России) в Воронеж, где вице-адмирал должен был подготовить корабли для возможной войны с Турцией.


На фото справа - мемориальная доска сподвижнику Петра I Матвею (Матии) Змаевичу на Адмиралтейской площади в Воронеже, установленная в 2017 году.
В 1725 году, при Екатерине I, Змаевича наградили орденом Святого Александра Невского и назначили командующим галерным флотом и главным командиром Петербургского порта. В 1727 году он был произведён в полные адмиралы. Уже через год, при Петре II, адмирала несправедливо обвинили в растрате казённых денег и злоупотреблении властью, предали суду и понизили в звании. При Анне Иоанновне, в 1733 году, отправили губернатором в Астрахань для строительства на Дону галер и других приготовлений к новой русско-турецкой войне. Он должен был возглавить флот в будущей военной кампании, но умер незадолго до начала военных действий. Согласно завещанию, Матиа Змаевич был похоронен в римско-католической церкви в Москве (по-видимому, в церкви святых апостолов Петра и Павла). Позже его прах был перенесён братом Вицко Змаевичем в Задар и захоронен в церкви Девы Марии.
На площади Адмиралов рядом со знаменитыми мореплавателями бюст ещё одного уроженца Пераста - Трипо Коколя. Нет, он не был связан с морским делом, но был выдающимся художником, одним из самых талантливых мастеров стиля барокко Восточного Средиземноморья XVII века, изучавшим искусство живописи в Венеции. Его кисти принадлежат портреты видных горожан, которые можно увидеть в музее Пераста, росписи церкви Святого Николая. Утверждают, что им были расписаны и стены Епископского дворца, но росписи эти, к сожалению, не сохранились.

Самая же известная его работа - украшение церкви на небольшом острове близ Пераста Госпа од Шкрпела ("Мадонна на Рифе" или "Божья Матерь на Скале"), который непременно посещают все, бывая в этих местах. И он того заслуживает.

Это единственный рукотворный остров в Адриатическом море, намытый руками жителей Пераста в 1630 году. Его возникновение связано с красивой легендой. В 1452 году в местных водах шёл большой корабль, который попал в ужасную бурю. Вся команда погибла, спаслись лишь два брата Мортешичи, которых чудом выбросило на риф, возвышающийся посреди Боко-Которской бухты. Здесь нашли они икону Богородицы с младенцем и решили, что именно она помогла им в чудесном спасении. Риф решено было укрепить камнями и построить на нём небольшую церковь, чтобы она оберегала моряков в их нелёгкой и крайне опасной профессии.


Для создания острова было использовано 116 старых, отслуживших своё или потопленных кораблей (их миниатюрные изображения можно увидеть в музее при церкви). После и вовсе приняли закон, по которому каждый проходящий мимо корабль был обязан бросить к основанию острова камень. Местные жители тоже привозили сюда песок и камни (кстати, это происходит и поныне – раз в год 22 июля, празднество называется Фашинада). Так, за два столетия на месте крошечного рифа возник искусственный остров, по очертаниям напоминающий корабль, на котором и возвели прекрасный храм Богородицы на Скале. Если обойти сзади алтарь церкви, то в стене можно нащупать углубление. Это тот самый риф, на котором нашли икону. Как гласит старинное поверье, нужно положить руку в углубление на камень и загадать желание. Оно непременно сбудется!


Сама церковь высотой чуть более 10 м выполнена в византийском стиле. Свой нынешний вид она обрела после землетрясения 1667 года и отстройки заново. Это не просто церковь, а настоящая картинная галерея. Трипо Коколя по приглашению архиепископа Андрия Змаевича трудился над её украшением около 10 лет. Здесь находятся 68 его картин, написанных маслом.


Стены храма украшают и уникальные серебряные пластинки – благодарственные дары моряков чудотворной иконе. Свидетельства побед над турками и пиратами, чудесного спасения после кораблекрушений и оздоровления от страшных болезней. «Обетниц» более 2000. Пластинки заказывали в Которе у ювелиров: самая старая – 1624 года, есть и современные экземпляры 2000-х гг.

Белоснежный алтарь церкви создан из ценнейшего каррарского мрамора. В центре священный символ храма икона Богоматери с Христом, написанная на кедровой доске художником Лавро Добришевичем в середине XV века (его работы находятся и в аббатстве на соседнем острове).

Через алтарную часть можно попасть в музейное помещение. Над дверью – венки, подвески, свадебные букеты и т.п. В церкви часто проводят церемонии венчания и невесты оставляют свадебные атрибуты с надеждой на счастливый и крепкий брак.

Небольшой музей больше похож на пиратскую сокровищницу, в которой хранятся всевозможные вещи: портреты моряков, картины, повествующие о победах в дальних морских странствиях, приборы для навигации, якоря, макеты, предметы быта, ценные дары проплывавших мимо моряков, богатых горожан, предметы с затонувших кораблей.












На фото слева: Сундук, XV век. Что интересно, он открывался тремя ключами: один принадлежал отцу семейства, другой – матери, третий – старшему ребёнку. Открыть сундук можно было только при общем согласии всех членов семьи. Такой вот хранитель семейного бюджета!
Справа: Украшение носа корабля, XV век, сделано из пальмы
Есть и колокольчики! О колоколах Пераста, кстати, рассказывают весьма любопытную историю. Австро-венгры после поражения в Первой мировой войне увезли из города и окрестностей 28 колоколов. 27 были переплавлены на пушечные ядра. А колокол с Богородицы на Рифе один из офицеров увёз в свой родной город Грац и хранил дома. И вот несколько лет назад родной колокол Богородицы на Рифе вернул на остров внук того самого офицера!



Ещё на острове рассказывают трогательную легенду о девушке из Пераста, которая 25 лет ждала своего жениха-моряка, без вести пропавшего в море и всё это время вышивала лик Богородицы, используя не только золотые и серебряные нити, но и собственные волосы. Техника вышивки "punto pitura" - сложнейшая, в некоторых местах на 1 кв.см приходится 650 стежков! За своим трудом бедняжка поседела, и седые волоски можно увидеть в изображении ангелочков, Богородицы. Когда работа была закончена, женщина ослепла. Она подарила икону церкви на острове в 1828 году. Кстати, уже в наше время церковь была взломана и икону украли. Вора через какое-то время нашли, и работа Яцынты Кунич с небольшими повреждениями была возвращена в музей.



На острове Богородицы установлен бюст Франо Алфиревича – хорватского писателя, путешественника, поэта и переводчика. Он родился и вырос в Задаре, учился в Загребе, потом переехал в Черногорию, где долгие годы работал в различных учебных заведениях.


С Богородицы на Скале виден другой крохотный островок – Святого Георгия, который называют Островом мёртвых. Много столетий здесь было кладбище и только 150 лет назад захоронения прекратили. Кроме кладбища, здесь располагается бенедиктинское аббатство – старейшее на территории Боки-Которской. Оно было возведено в 1166 году, но первый камень, как считают археологи, был заложен ещё в IX веке. Имя остров носит в честь старинного храма аббатства.

Когда-то остров принадлежал соседу Пераста, богатому городу Котору (своё владычество он сохранял вплоть до XVII века). Соперничество двух городов во многом решило судьбу этого уголка суши. Жителям Пераста близость которских властей к своим берегам явно не нравилась, они хотели независимости и частенько проявляли своё негодование. Так, однажды был убит аббат Паскаль, священник, назначенный городским советом Котора в храм на острове – его забили камнями. Затем вспыхнуло восстание, которое поддержали и местные монахи. Аббатство отлучили от католической церкви, а острову Мёртвых после произошедших событий, увы, не везло. Жители считали это карой Господней. На остров словно легла чёрная тень совершённого злодеяния. Он до сих пор – словно в тени. Если смотреть на него с Богородицы на Скале, кажется, что он словно подёрнут чёрной дымкой. Возможно, такое впечатление создают и высаженные вокруг аббатства кипарисы – погребальные деревья, считающиеся символом смерти и перехода души в вечность. В 1571г. турецкий пират Карадоз сжёг аббатство, а заодно и добрую часть Пераста. Восстановление началось только в 1603г. После землетрясения 1667г. от аббатства остались только руины.

Ещё одна грустная история случилась здесь в тот период, когда на острове разместился французский гарнизон. Собственно говоря, сначала французы с комфортом устроились в самом Перасте. Но в 1814г. в городе вспыхнуло восстание против войска Наполеона Бонапарта. Жители выгнали французов из города, и тогда гарнизон засел на острове Святого Георгия, откуда удобнее было обстреливать мятежный город. Некий французский солдат по имени Антуан вместе с другими артиллеристами получил приказ стрелять из пушки по Перасту и попал в дом, в котором жила его возлюбленная Катица. Дом был разрушен, а девушка погибла. Бессильные против артиллерии, жители призвали на помощь соседей-черногорцев – бесстрашных обитателей гор, к тому же отличных стрелков. Вместе они сломили сопротивление французов. Гарнизон сдался, и Антуан попал в плен. И хотя из пушек по городу стрелял не один Антуан, вину за роковой выстрел он возложил именно на себя. Похоронили девушку на острове Святого Георгия, где и сейчас можно найти её могилу. Можно – но не стоит. Посещение Острова Мёртвых для туристов запрещено. И понятно – энергетика здесь, наверняка, негативная после стольких произошедших на нём трагических событий! Но местные владельцы катеров всё равно предлагают индивидуальные поездки, если уж вам захочется там побывать. Антуан после гибели Катицы решил до конца дней своих остаться на острове, рядом с могилой любимой девушки. Он принял постриг и получил новое имя – фра Франьо («фра» по-итальянски звучит «брат», так монахи называли друг друга, а «франьо» - местное производное от имени Франциск, так похожее по звучанию на «француз»). Фра Франьо оставался на острове до самой смерти и каялся за совершённый грех – невольное убийство любимой.

После прогулки по средневековым улочкам Пераста, по которым 300 лет назад ходили венецианские купцы, черногорские моряки и молодые русские бояре, посещения острова самое время сделать паузу на чашечку кофе или бокал вина и в лучах заходящего солнца неспешно посмаковать впечатления от знакомства с удивительно живописным и гармоничным уголком Черногории с многовековой историей и богатыми традициями, уникальной дворцовой архитектурой и ценным религиозным наследием. Уголком, полным спокойствия и тайны, окутанным легендами моряков.


июнь 2012 года
Используемые источники: Раскина Е.Ю., Кожемякин М.В. "Черногория. Горы в зеркале Адриатики" (серия "Исторический путеводитель", 2013 год); путеводитель "Черногория" (издательство "Эксмо", 2011 год).