Барселона: Парк Гуэль
• Барселона Гауди
• Проект парка
• Главный вход
• Лестница
• Гипостильный зал (Рынок)
• Главная площадь и скамья
• Дороги парка
• Незавершённое строительство
Барселона Гауди
Так получилось, что впервые с творчеством Антонио Гауди я познакомилась в Москве в Музее современного искусства на выставке, которая проходила в 2017 году (кстати, первая, посвящённая Гауди в России) и была приурочена к 165-летию со дня рождения великого каталонца, крупнейшего архитектора рубежа XIX-XXвв. Уникальные экспонаты, увлекательный рассказ экскурсовода стали той искрой, от которой разгорелось моё огромное желание непременно посетить Барселону. Ведь именно в этом городе рождалось большинство архитектурных творений Гауди, благодаря которым столица Каталонии обрела свой собственный неповторимый стиль. 7 из них включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Дом Висенс, Саграда Фамилия, Дворец Гуэль, крипта колонии Гуэль, Дом Бальо, Дом Мила, а также парк Гуэль. Его боготворят не только туристы, но и местные, приезжающие сюда на вечернюю пробежку и романтические свидания, и – куда без них в Барселоне! – кинематографисты. Например, эпизоды фильмов «Испанка», «Вики Кристина Барселона» были частично отсняты здесь. Парк Гуэль уверенно держит первое место по числу снятых за год сцен и телевизионных сюжетов.


С первого захода в парк не попали. Понадеялись, что апрель не самый пик туристического сезона и не стали приобретать билеты заранее. С утра запланировали осмотр госпиталя Сан-Пау (благо, жили от него буквально в нескольких шагах), оттуда и до парка недалеко. Можно дойти пешком, но мы воспользовались автобусом. Всё-таки в таком богатом на достопримечательности городе надо беречь силы, да и каждая минутка дорога! К сожалению, в наличии были лишь билеты на другую дату. Некоторые для прогулок выбирают бесплатную зону (платная только центральная часть парка). Но так уж хотелось вблизи рассмотреть знаменитую ящерицу, самую длинную на планете 110-метровую извилистую скамью, украшенную в технике «тренкадис»…Когда ещё побываем в Барселоне?! В билетах указано время посещения, поэтому, погуляв по городу, на следующий день в парк мы отправились от станции метро Alfons X (оттуда при наличии билетов бесплатные автобусы-шаттлы довозят до самого парка и так же можно вернуться обратно).

Проект парка
Когда-то это место было самой окраиной Барселоны и называлось Лысой горой. Каталонский магнат и промышленник Эусеби Гуэль после поездок в Англию решил выстроить у себя на родине собственный город-сад по принципу модной в то время английской градостроительной концепции. В 1889 году он приобрёл большой участок земли старинной усадьбы на холме Кармель (тогда это была самая высокая точка Барселоны) для строительства жилого посёлка для самых зажиточных семей того времени. Его местонахождение казалось великолепным: расположен в месте со здоровым климатом и восхитительными видами. Планировалось разделить территорию примерно на 60 участков треугольной формы и создать в нём разветвлённую сеть путей, виадуков и лестниц, которые помогли бы преодолеть сложный рельеф местности. Условия застройки были очень строгими: её можно было осуществлять лишь на 1/6 части участка (для сохранения баланса между постройками и зелёными насаждениями), причём здания должны были использоваться только как жильё. Никаких клиник, ресторанов, кафе, гостиниц и фабрик – словом, всего того, что могло бы доставить неудобства соседям.

Для воплощения проекта Эусеби Гуэль привлекает своего друга архитектора Антонио Гауди. Одна из его первых работ (витрина перчаточного магазина Комелья в Барселоне, выставленная в 1878 году в Париже на Всемирной выставке) произвела на него самое благоприятное впечатление. А два года спустя Гуэль лично познакомился с мастером, став его покровителем и хорошим другом.

Мигель и Лусиано Осле. Бюст Эусеби Гуэля. 1935 год. Экспонат выставки
Витрина по проекту Гауди для перчаточного магазина Комелья
Жоан Матамала. Бюст Антонио Гауди. 1935 год. Экспонат выставки
Антонио Гауди принимает интересный заказ. Примечательно, что практически все объекты комплекса сохранились в том виде, в каком их задумывал архитектор. Гуэль и Гауди видели в Парке остров добродетели и покоя в океане хаоса. Большой город у подножия жилого комплекса олицетворял земную жизнь, а парк должен был стать воплощением рая. Чтобы чётко разграничить эти аллегорические миры, архитектор спроектировал зрительно разделяющую их массивную стену вокруг всего посёлка.



Снаружи стену украшают 15 фабричных медальонов диаметром 1,4 метра с мозаичным рисунком
Главный вход
Главный вход, украшенный железными воротами с узором в форме пальмовых листьев, имеет символическую нагрузку: будучи расположен в нижней части комплекса, он является началом пути очищения, проложенного зодчим по всему парку и ведущего к вершине холма – Голгофе, увенчанной тремя крестами.

Рядом с воротами – два домика. Своими красками и экзотическими формами они контрастируют с серостью городских улиц по другую сторону стены. Самым правдоподобным из возможных толкований удивительного внешнего вида зданий кажется вариант со сказкой «Гендель и Гретель» братьев Гримм. Здание конторы, например, (со стройным шпилем с шахматным рисунком, увенчанным типичным для Гауди крестом, указывающим на 4 стороны света – таких встречается много в парке) изображает пряничный домик, а дом привратника – избушку злой ведьмы. Опера по мотивам этой сказки в переводе великого каталонского поэта Жоана Марагаля, друга Гуэля и Гауди, шла в Барселоне как раз в период их строительства.

Правый павильон, по замыслу архитектора, предназначался для административных целей (с залом ожидания для гостей – как к месту здесь огромные окна, обеспечивающие приток света внутрь здания и зрительный контакт с внешним миром!, кабинетом с телефоном – единственным в парке, несколькими конторами).

А левый должен был стать местом обитания привратника с планировкой обычного жилого дома. В центральной его части находится лестница, ведущая к смотровой башенке в форме мухомора (украшенной, кстати, перевёрнутыми вверх дном кофейными чашками). Она служит для вентиляции внутренних помещений, как и башня административной постройки. Уже на входе можно задержаться надолго, в восхищении рассматривая каждую частичку причудливого декора сказочных домиков – оригинальная кровля, облицовка фасадов, дымоходы, ажурные балкончики, медальоны, окна, навершия, зубцы, отделанные мозаичным чётким рисунком, сложенным из колотых изразцов… Этот оригинальный по конструкции входной комплекс стал настоящей жемчужиной мировой архитектуры. Сегодня в административном домике работает сувенирная лавка, книжный магазин. А дом привратника сохранён в качестве образца и является частью Музея истории Барселоны.

Лестница
На театральную декорацию похожи не только домики, но и парадная лестница, к которой ведёт небольшая площадь за воротами. Лестница устремлена вверх к так называемому дорическому храму. По замыслу Гуэля и Гауди, она является одним из ключевых элементов парка. Никто из них никогда не давал пояснений по поводу значения символов, расположенных вдоль 45 ступеней, поэтому уже больше века на этот счёт возникают самые разные гипотезы.
Например, нижний фонтан. Гауди всегда нравилось сочетание архитектуры и растений (парк - прекрасный тому пример, где создано множество имитаций стволов и ветвей из гипса, цемента и камня). Работая над этим фонтаном, архитектор черпал вдохновение в удивительном по красоте ландшафте расселины Рoка-де-л’Аржентериа (Roca de l’Argenteria), которую он посетил во время поездки по каталонским Пиренеям. Это ущелье образовано почти отвесной скалой, поросшей растительностью, по которой струится вода, создавая из камня удивительные формы, покорившие мастера.

Или помещённые вдоль лестницы шестиугольники, напоминающие пчелиные соты. Возможно, Гауди видел в них символ совместного труда. А большой круг над центральным фонтаном украшен изображением каталонского флага, очевидно, указывающим на один из важных ключей к символам парка - идею возрождения могущества Каталонии. Вариантов интерпретации выглядывающей из него змеи много. Это может быть образ здоровья - ведь змея есть также на эмблеме медицины. Эта версия подкрепляется присутствием вокруг флага плодов целебного эвкалипта и сведениями о том, что Гуэль рекламировал свой жилой комплекс как место для здоровой жизни - даже район, в котором находится парк, известен под названием Salud - "здоровье". Другие утверждают, что змея - Нехуштан (Медный змей), которого Моисей выставил на знамя, чтобы исцелить израильтян в пустыне от укусов ядовитых гадов. Возможно, она также символизирует вытянутую полосу земель Арагона и подчинённых ему территорий Средиземноморского побережья.

В верхней части лестницы Гауди решил разместить гигантского длиной 2,4 м ящера (лучший образец мозаики "тренкадис") - настоящего хранителя парка, напоминающего дракона, который в греческой мифологии охранял источники в Дельфийском храме. Однако, некоторые считают, что прообразом этого дракона послужил крокодил, изображённый на гербе французского города Ним, в котором когда-то учился Гуэль. В пользу этого говорит и присутствие по сторонам лестницы пальм с герба Нима. С практической точки зрения, дракон на верхнем фонтане представляет собой перелив для резервуара дождевой воды, находящегося под рынком. Из него вода течёт до головы змеи, а затем орошает камни нижнего фонтана.

В верхней части фонтана Гауди установил облицованный мозаикой треножник. Возможно, он изображает хвост змеи, голова которой высовывается под флагом на втором фонтане. Есть мнение, что он олицетворяет омфал, или пуп земли - святилище, куда древние греки приходили вопрошать о будущем. Пророчицы Дельфийского оракула восседали на треножнике, форму которого повторяет скульптура на фонтане.

В лестничном ансамбле восхитили меня и настенные плиты - белые прямоугольники, чередующиеся в шахматном порядке с разноцветными квадратами. Белые панели имеют выпуклую, а цветные - вогнутую форму, благодаря чему на стенах создаётся рельефная поверхность с интересной игрой света и тени.

Гипостильный зал (Рынок)
Лестница ведёт к залу, задуманному как крытое пространство, которое среди прочих функций, могло служить местом для рынка. Регулярный ритм его "леса" колонн прерывается, создавая три свободных пространства, напоминающих нефы храма. Эта архитектурная композиция нетипична для Гауди и является, скорее, исключением в его творчестве, ведь он никогда не испытывал особого расположения к классике, а здесь прослеживается несомненное влияние греческой архитектуры (дорические колонны).

В качестве причины такого отхода Гауди от своих вкусов знатоки указывают на настойчивые пожелания заказчика комплекса Эусеби Гуэля, который хотел отобразить в проекте эллинистические идеалы гармонии и равновесия, воплощённые в Дельфийском храме Аполлона - одном из ключевых образов для понимания символики парка. К просьбе мецената Гауди, конечно, прислушался, но всё же, по большому счёту, остался верен себе и свободно интерпретировал античный стиль, показав лишь внешнее с ним сходство: 86 колонн гипостильного зала на самом деле сформированы из строительного мусора, скреплённого растворной смесью и покрыты плитами искусственного камня на уровне ствола и керамической мозаикой в основании. Кроме того, Гауди намеренно исказил классические пропорции греческих храмов, значительно увеличив наклон наружных колонн. Надо сказать, колонны весьма функциональны. Внутри них сверху вниз проходят полые цилиндрические каналы, по которым вода с главной площади стекает в огромный накопительный резервуар, расположенный под рынком (когда бак набирается до предела, вода выбрасывается через рот ящера). Вот такую хитроумную систему сбора осадков для их дальнейшего использования в целях полива придумал Гауди, учитывая острую проблему нехватки воды в этой местности.

В верхней части - 33 львиные головы. Это часть дренажной системы для отвода воды (неслучайно на карнизе изображены капли воды!), собирающейся на скамье центральной площади и стекающей по трубе, которая проходит над карнизом.
Интересны плвфоны потолка гипостильного зала - Гауди создаёт аллегорию годового цикла с 4 солнцами, символизирующими времена года, и 4 лунами, соответствующими лунным циклам. Они должны напоминать о том, что именно движение этих небесных тел приводит к росту даров земли, представленных на рынке. Исследователи считают, что важную роль в создании замыслов плафонов сыграл Гауди, а вот воплощением его в жизнь занимался сотрудничавший с ним скульптор Жозеп Мария Жужоль. Помимо керамики, он использовал фрагменты бутылок, тарелок, чашек и даже фарфоровых кукол, фактически применяя технику коллажа, позднее изобретённую кубистами. Здесь я вновь порадовалась, что приобрела альбом о Парке в сувенирном магазине. Прекрасные фотографии позволяют рассмотреть, в том числе, и плафоны в мельчайших деталях. Тем более, что какие-то элементы я всё же упустила из виду во время прогулки.


В зале великолепная акустика, поэтому иногда его используют в качестве концертной площадки.
Главная площадь и скамья
Над ним большая площадь в греческом стиле (она и изогнута полукругом как древнегреческие театры), где, как предполагалось, граждане собирались бы для обсуждения самых разных вопросов. А ещё здесь планировалось проводить спектакли под открытым небом. Часть её выкопали в склоне Лысой горы, а часть парит над городом, опираясь на колонны рынка.

Окаймляет верхнюю террасу длинная (недаром её называют также бесконечной) волнообразная скамья. Чередование выпуклых и вогнутых участков образуют удобные «карманы» для общения небольших компаний. Да и сидеть на ней невероятно удобно. Прочитала, что Гауди специально усаживал рабочих в незастывшую глину, таким образом придавая сиденью естественную форму человеческого тела.


Что ещё меня поразило, это разнообразие красок и исключительная техника оформления скамьи (впрочем, как и других построек в парке), придуманная Гауди и получившая название «тренкадис». Жоан Матамала, испанский скульптор, вспоминал: «…были мобилизованы строительные рабочие парка Гуэль, дома Мила и храма Святого Семейства: по пути на работу и с работы они подбирали всё, что находили в окрестностях, на пустырях и в руслах высохших речек. Так было собрано несметное количество цветных осколков ваз, подсвечников, стаканов и уксусниц. Рабочие радовались, вручая их Жужолю, который благодарил их за столь ценные находки». Удивительно, как с помощью промышленных отходов и хлама удалось добиться такой невероятной красоты и выразительности! И это при том, что скамья даже не предстала перед нами во всей своей красе, т.к. в это время в парке проводились реставрацинные работы.

✔ Каталонское слово trencadis означает «хрупкий», а в категории существительного может переводиться как «осколок». Оно точно характеризует материал, являющийся основой придуманной Гауди техники, которую он впервые применил в постройках усадьбы Гуэль в 1884 году. Тренкадис – это мозаика из осколков керамики и других материалов (стекла, фаянса или фарфора), скреплённых строительным раствором. Такая техника позволяет облицовывать поверхности любой формы, что прекрасно подходило Антонио Гауди, для проектов которого характерны изогнутые линии.



Если присмотреться, то можно увидеть знаки зодиака, рыб, цветы и религиозные символы. В нижней части скамьи скрыты трубы ливневой канализации, выведенные в колонны гипостильного зала
Главная площадь парка – это и чудесная смотровая площадка, откуда можно любоваться Барселоной и Средиземным морем. Виден отсюда и храм Святого Семейства в окружении подъёмных кранов – самая важная, но незавершённая работа Гауди. К слову, закончить строительство планируют в 2026 году, к 100-летию со дня смерти великого архитектора.

Дороги парка
Осмотрев центральную часть, продолжили прогулку по аллеям парка. Эти дорожки, складывающиеся в причудливый узор, архитектор называл "птичьи гнёзда". Решая проблемы, связанные с рельефом местности, Гауди создал портики, выполняющие функцию подпорных стен и крытых аллей и соорудил виадуки для движения транспорта по верхней дороге и прогулок в тенистой нижней галерее. Архитектор разработал целый ряд уникальных решений, обладающих огромной технической и художественной ценностью. Оригинальные перекрытия, необычные каменные скамьи, похожие на древние троны, живописные каменные галереи, пещеры и гроты, многочисленные колонны - и витые, и в виде вазонов-пальм с агавой и другими растениями. Они то и дело встречаются на пути, напоминая застывший во времени и окаменевший доисторический лес. Даже отделка стволов, сделанная из камня, в точности повторяет рельеф коры сосен и араукарий.

Слева - кованая калитка, справа - имитация грота



Портик с прачкой. Прачка - единственное изображение человека в парке


Всё выглядит настолько естественно, будто ты находишься среди сооружений, созданных самой природой, а не человеком. Невольно проводишь параллель с японской садовой архитектурой, для которой также характерно вживание в природу и сближение каменных форм с её растительными формами. Необычайная живость, динамичность и выразительность парка дополняется и зеленью растущих рядом с постройками кустарников и деревьев: привезённые Гауди для парка сосны, дубы, кипарисы, пальмы, эвкалипты и другие растения прекрасно адаптировались к климату и рельефу.


Незавершённое строительство
Коммерческий проект Гуэля потерпел полное фиаско. Вопреки ожиданиям, состоятельных барселонцев не привлекла возможность застройки в местности, удалённой от центра города. В 1914 году из-за финансовых трудностей строительные работы были прекращены. Единственный человек, купивший 2 участка и выстроивший на них свой дом (по проекту архитектора Жули Батльевеля) - адвокат Марти Триас-и-Доменек, друг Гуэля и Гауди. В нём и сегодня живут его потомки.

Ещё один дом на территории стал резиденцией Эусеби Гуэля и его семьи. Дом Ларрард уже находился на землях, приобретённых для строительства парка. В здание с изначальным стилем классицизма Гауди лишь внёс небольшие изменения. Впоследствии наследники Эусеби Гуэля продали весь архитектурный комплекс городской администрации Барселоны, после чего он получил статус общественного парка, а в доме Гуэля с 1931 года функционирует муниципальная школа.

Справа - Жюль Мойсес. Портрет Эусеби Гуэля. 1913 год. Экспонат дома-музея Гауди в парке Гуэль
Ещё одна жилая постройка использовалась как вилла, которую можно было бы показывать возможным покупателям. Когда Эусеби Гуэль понял, что его проект обречён на неудачу, он хотел остановить строительство демонстрационного дома. Но оптимистично настроенные строители добились от него разрешения закончить здание на свой страх и риск. Проект выполнил Франсеск Беренгер, ученик Антонио Гауди, тесно сотрудничавший с мэтром. Он спроектировал здание в стиле модерн с полуподвалом, двумя жилыми этажами, мансардой и двумя террасами. Фасад украшен в технике сграффито, к которой, к слову, никогда не прибегал Гауди, а два дымохода и коническая верхушка угловой башни облицованы керамической мозаикой тренкадис. Ввиду отсутствия покупателей и на этот дом, сам Антонио Гауди решил вложить в его покупку семейные сбережения и в 1906 году переехал туда со своей осиротевшей племянницей Розой Эхеа, служанкой и престарелым отцом Франсеском, страдавшим лёгочной недостаточностью. Архитектор надеялся, что чистый воздух в новом районе поможет отцу справиться с болезнью. К несчастью, уже через несколько недель после переезда отец скончался. В 1912 году не стало племянницы, в 1918 умер Эусеби Гуэль. Оставшись без семьи и почти без друзей, в 1925 году, за каких-то полгода до своей гибели под колёсами трамвая, архитектор перебрался в скромную мастерскую в храме Святого Семейства.


Жоан Матамала. Семья Гауди в столовой их дома в парке Гуэля, ок.1950. Уголь, карандаш, чернила, бумага
С 1963 года в доме, где Гауди прожил 19 лет, организован музей (кстати, в кассах Саграды Фамилии мы покупали комбинированный билет, включающий посещение и храма, и дома-музея Гауди в парке Гуэль). На первом этаже размещены предметы мебели, созданные по проектам Гауди. А на втором воссозданы интерьеры (к слову, очень скромные) жилых помещений, в которых жил мастер и его маленькое семейство.








Хотя проект так и не был завершён, парк Гуэля считается одним из величайших произведений искусства XX века. Его гениальный автор Антонио Гауди использовал сплав традиционных приёмов и новых технологий, чтобы превратить поросшие лесом склоны холмов в волшебное и аллегорическое место. В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 - памятником национального значения. А в 1984 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк вызвал у меня восторг, оставив неизгладимые впечатления. И если я снова окажусь в Барселоне, одно из первых мест, куда я непременно отправлюсь - уникальный парк Гуэля, который смело можно назвать парком Гауди.


Макет парка Гуэля в музее-парке «Каталония в миниатюре» (Catalunya en Miniatura) в небольшом городке Torrelles de Llobregat, расположенном в 12 км от Барселоны
апрель 2019 года
Используемые источники: фотоальбом-путеводитель "Парк Гуэля"; каталог выставки "Антонио Гауди. Барселона" (Московский музей современного искусства, 2017 год); "Барселона" (автор-составитель Хворостухина С.А., 2014 год), серия "Исторический гид. Города и музеи".