Москва златоглавая

1 ноября 2017

Коллекция пополнилась очень характерным колокольчиком, ведь эпитеты "Москва златоглавая", "златоверхая", "Москва - золотые маковки" часто употребляют, говоря о нашей столице. Именно церкви с их устремлёнными ввысь главками придают Москве неповторимое своеобразие, делая город уникальным, единственным в своём роде, отличающимся от других столиц мира. Именно они стали основными зданиями, определившими облик Москвы, который складывался на протяжении веков.

16 век."Город Москва...В этом городе есть крепость, выстроенная из кирпичей и омываемая с одной стороны рекою Москвою, с другой - рекою Неглинною...Крепость же так велика, что, кроме обширных палат князя, великолепно выстроенных из камня, митрополит, также братья князя, вельможи и весьма многие другие имеют в ней большие деревянные палаты. Кроме того, в крепости находится много церквей, и эта обширность даёт ей вид настоящего города." («Записки о московитских делах барона Герберштейна»).

17 век. Немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий: "Каменные церкви по всей стране имеют по 5 белых башен (глав), на вершинах которых водружены тройные кресты. Но в Кремле церковные главы покрыты гладкою крепко золочёною жестью, которая при солнечном свете ярко блестит и тем придаёт всему городу снаружи великолепный вид".

Павел Аллепский, архидиакон, секретарь антиохийского патриарха Макария: "Город виден за 15 вёрст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом".

Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин: "Местоположение её весьма красиво; она поражает своими, приблизительно, двумя тысячами церквей, кои почти все каменные и придают городу великолепный вид".

18 век. Граф Луи-Филипп Сегюр, французский посланник при дворе Екатерины ll: "Вид этого огромного города, обширная равнина, на которой он расположен, и его огромные размеры, тысячи золочёных церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взор отблеском солнечных лучей, это смешение изб, богатых купеческих домов и великолепных палат многочисленных гордых бар, это кишащее население, представляющее собою самые противоположные нравы, различные века, варварство и образование, европейские общества и азиатские базары, всё это поразило нас своею необычайностью".

19 век. Цезарь Ложье, офицер наполеоновской армии, описывает Москву перед вступлением в неё французов: "Прекрасная столица под лучами яркого солнца горела тысячами цветов: группы золочёных куполов, высокие колокольни, невиданные памятники... Мы не устаём смотреть на огромный город с его разнообразными и причудливыми формами, с куполами, крытыми свинцом или апсидом; дворцы с цветущими террасами, островерхие башни, бесчисленные колокольни заставляют нас думать, что мы на границах Азии".

Маркиз де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году, был поражён красотою панорамы Москвы, открывшейся ему при подъезде к городу: "Огромное множество церковных глав, острых, как иглы, шпилей и причудливых башенок горело на солнце над облаками дорожной пыли, в то время как самый город и линия горизонта скрывались в дрожащем тумане, всегда окутывающим дали в этих широтах. Чтобы ясно представить себе всё своеобразие открывшейся передо мной картины, надо напомнить, что православные церкви обязательно заканчиваются несколькими главами. Число их различно, но никогда не бывает меньше пяти, что имеет символическое значение; они служат наглядным выражение церковной иерархии. Прибавьте к этому, что главы церквей отличаются поразительным разнообразием форм и отделки и напоминают то епископскую митру, то минарет, то усыпанную камнями тиару, то попросту группу. Они то закрыты чешуёй, то усеяны блёстками, то позолочены, то раскрашены яркими полосами. Каждая глава увенчана крестом самой тонкой филигранной работы, а кресты, то позолоченные, то посеребрённые, соединены такими же цепями друг с другом. Постарайтесь вообразить эту картину, которую даже нельзя передать красками, а не то что нашим бедным языком! Игра света, отражённого этим воздушным городом, - настоящая фантасмагория среди бела дня, которая делает Москву единственным городом, не имеющим себе подобного в Европе!".

20 век. Норвежский писатель Кнут Гамсун: "Я видел прекрасные города, громадное впечатление произвели на меня Прага и Будапешт: но Москва - это нечто сказочное!.. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город: всё кругом пестреет зелёными, красными и золочёными куполами и шпицами. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал".

Церкви были первыми каменными сооружениями в первопрестольной и при частых пожарах, регулярно опустошающих деревянный город, только они и оставались, и восстанавливали прежде всего храмы. Безусловно, сыграло свою роль и то, что церкви строили на видных, возвышенных местах, что заботились об их красоте. В.О.Ключевский писал: "Человек украшает то, в чём живёт его сердце...Современный человек, свободный и одинокий...любит окружать себя дома всеми доступными ему удобствами, украшать, освещать, согревать своё гнездо. В Древней Руси было иначе. Дома жили неприхотливо, кое-как...Местом лучших чувств и мыслей была церковь. Туда человек нёс свой ум и своё сердце, а вместе с ним и свои достатки".

Церкви возводились и в ознаменование важнейших исторических событий. Так, церковь Всех Святых на Кулишках на Варварской площади построена в память о Куликовской битве.

Храм Покрова на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного, возведён в память победы над Казанским ханством.

Храм Христа Спасителя - в память Отечественной войны 1812 года.

Казанский собор (на углу Красной площади и Никольской улицы, снесён в 1930-е гг., восстановлен в 1993 году) - в ознаменование освобождения Москвы от шведско-польских интервентов в начале 17 века.

Часовня в Ильинском сквере - в честь русских гренадёров, погибших в 1877-1878 гг. в боях за освобождение братского болгарского народа от турецкого ига.

В панораме Москвы 14-15 вв. церкви и прежде всего кремлёвские соборы - Успенский и Благовещенский уже играли градоорганизующую роль: к ним тяготела вся остальная постройка, они были центрами основных частей города - слобод. Кстати, в слободах ставили храмы во имя святых, покровительствовавших, по народным преданиям, ремеслу или занятиям слобожан.

В 15 веке появились каменные жилые дома, но всё равно самыми величественными и красивыми строениями оставались храмы. В церковном зодчестве русская архитектура воплотила свои высшие достижения. "Узорочный стиль" и "нарышкинское барокко" 17 века, ордерные постройки и классицизм 18, ампир первой половины 19 и вплоть до неорусского стиля и модерна конца 19-начала 20 века - все этапы русской архитектуры представлены церквами Москвы, созданными выдающимися зодчими.

Иностранцы в своих воспоминаниях пишут о тысячах церквей. Отечественная народная молва утверждает, что их "сорок сороков". Арифметический ум быстро подсчитывает: 40х40=1600. Но этот счёт неверен. Дело в том, что каждая московская церковь входила в ту или иную церковно-административную единицу (по территориальному признаку) под названием соро́к, было их в Москве менее 10. А в каждом сороке - не по 40 церквей, а чаще всего меньше. Ещё в Древней Руси существовала единица измерения - сорок; сороками считали шкурки мелких пушных зверей: 40 шкурок - комплект на шубу. Но со временем слово "сорок" стали употреблять в значении "довольно много, но не очень", точно так же, как слово "тьма" в древнерусском счислении, обозначавшее определённое число - 10 000, стало употребляться в значении "очень много", а выражение "тьма тьмущая" - невероятно много, несчётно. То же произошло и с выражением "сорок сороков", которое означает всего лишь "достаточно много". "Путеводитель к святыне и священным достопримечательностям Москвы" 1882 года сообщает, что "приходских и домовых церквей в Москве вне Кремля считается 333", с кремлёвскими и монастырскими - около 400. К 1917 году, по подсчётам П.Г.Паламарчука, их стало около 700, в основном за счёт того, что увеличилась территория Москвы. Так что церквей в Москве в отношении к общей застройке не так уж много. Однако именно они благодаря своей выразительности и удачному размещению в плане города создавали его своеобразие. Годы советской власти лишили Москву многих великолепных храмов. К счастью, в наше время они восстанавливаются, реставрируются, строятся заново и сияют золотом своих куполов. Недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл огласил статистические данные о церковной жизни Москвы. На 2016 год в столице насчитывается 1110 храмов и часовен и 32 ставропигиальных монастыря, из них 15 мужских и 17 женских монастырей. Храмы, и вознесённые над Кремлёвским холмом, и зажатые многоэтажными домами в улицах и переулках, хранят память о том, как московские зодчие в течение полутысячи лет создавали Москву - один из самых своеобразных городов мира. Так что образ Москвы златоглавой жив и сейчас. В этом смысле закономерно, что в коллекции среди "московских" колокольчиков большая часть - с изображением храмов и церквей.

"Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.

Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над Востоком и Закатом
Зыбля зов колоколов!"

(отрывок из стихотворения
Валерия Брюсова "Стародавняя Москва")

Источники: Владимир Муравьёв "История Москвы в пословицах и поговорках"

Колокольчик в коллекции с 2017 года, производство Литва.


Метки:
Москва, Монастыри и храмы
Поделиться с друзьями