Московское чаепитие
«Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве? Чай! Какое магическое слово для москвича! Каким тёплым, приятным ощущением проникается москвич при слове «чай»… Чай для москвича есть важный и необходимый предмет; потребность чая у москвича такого рода, что он скорее согласиться не есть, нежели не пить чаю». (Н.В.Поляков, отрывок из очерка «Чай»)


Слева: колокольчик «Московское чаепитие»
Справа: картина «Лакомка», художник Виктория Владимировна Харченко
Ещё в позапрошлом веке по всей России распространилось представление о москвичах как об особенных любителях чая. Глагол «чаёвничать» пошёл из Москвы. Даже прозвища появились соответствующие: «московские чаёвники», «чаёвщики», «чаехлёбы».
«Москвичи издавна считались в народе «чаёвниками», т.е. особыми почитателями чая. Если чай пили дома, то обычно его разливала хозяйка или её дочка. Приглашение на чай, посидеть за самоваром, было у москвичей знаком самого дружеского расположения. Но чай пили не только дома. Многие пользовались самоваром или чаем в общественных местах – трактирах или чайных. От жидкого чая, сквозь который «Москву видать», москвич деликатно отказывался. Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял его в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут». (А.И.Вьюрков «Друг семьи»)
Почему именно Москва с окрестностями стала центром и образцом русского чаепития, как складывалась и на чём основывалась привычка москвичей часто и подолгу пить чай? Чтобы найти разгадку этой «тайны» московского быта, я обратилась к литературе, а также отправилась на выставку «У самовара. Москва чайная», которая проходит сейчас в музее-заповеднике «Измайлово».


Первую весть о существовании чая принесли в Москву в середине XVI века казацкие атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялышев, побывавшие в Китае и отведавшие там этот напиток. Но употреблять его в Москве начали лишь во 2-ой пол.XVII века, когда доктор-иноземец посоветовал царю Алексею Михайловичу пить чай как лекарство. Вслед за царём начали пить его и бояре. К нему привыкали постепенно, сначала пили не чаще двух раз в день. Помимо того, что он был непривычен, но ещё и достаточно дорог, из-за чего был доступен только дворянской знати.
«Свойство сего напитку осаждать пары, освежать и очищать кровь. Пьют его поутру для возбуждения жизненных духов и аппетита, а через несколько часов после обеда – в способствовании пищеварения». (В.А.Левшин)
А вот в XVIII веке у нас употребляли чай уже гораздо больше, чем в Европе. Его пили дворяне, купцы, извозчики, бедные крестьяне… Москвичи говорили: «Утром пьём чай, в обед чаёк, вечером - чаище».
Подавали его и на парадных балах. Интересный факт – в те времена пошла мода при питье чая отгибать мизинец от чашки. Дело в том, что так делали гусары, часто по долгу службы бывающие за границей. А местные дамы, решив, что сейчас там так модно, подхватили эту привычку. На самом же деле, это была вынужденная мера – просто у наездников на пальце были мозоли от лошадиных поводьев.

Чай стал главным товаром мелочных лавок. Например, в 1847 году оборот чайных магазинов достигал 7 млн. рублей серебром. В городе имелось много чайных домов, активно занимавшихся торговлей. Известнейшими чайными магнатами были владельцы чаеразвесочных фабрик Высотские, Боткины, купцы Перловы. Чаеразвесочная фабрика Перловых занимала когда-то первые три этажа здания, где сейчас открыт магазин мужских костюмов «Большевичка» недалеко от Комсомольского вокзала. Им принадлежал и магазин чая и кофе на Мясницкой улице, оформленный в китайском стиле, который до сих пор радует наш глаз. Впрочем, в Москве сохранились почти все «чайные» дома. Один из них – дом Высотских, который расположен рядом с посольством Швейцарии. В народе раньше ходила такая поговорка: «Чай Высотского, сахар Бродского, Россия Троцкого». Московские предприниматели много сделали для продвижения чайной продукции. Конечно, важную роль сыграли в этом и упаковка, и реклама.


Сергей Васильевич Перлов (1836-1910), владелец Чайного дома на Мясницкой

Монетница товарищества «С.В.Перлов», Москва, начало XX века. Фаянс, штамп. Из коллекции И.А.Соколова

Прейскурант Товарищество «Петра Боткина Сыновья» в Москве, 1894 год. Бумага, печать. Из собрания ГИАХМЗ «Александровская слобода»


А.И.Абрикосов (1824-1904) – известный промышленник, банкир, статский советник, кавалер многих российских орденов, благотворитель, меценат, основатель фирмы «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей»
Упаковка «Комплимент» «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей», конец XIX века. Бумага, печать. Из собрания Д.П.Абрикосова

Вкладыш товарищества чайной торговли и складов В.И.Попова, конец XIX-начало XX в., бумага, печать. Из собрания ГИАХМЗ «Александровская слобода»


Упаковка чайная и кондитерская, Россия, начало XX века. Музей упаковки. Из коллекции Д.Н.Рогова
Шкатулка-чайница «Чаепитие», В.С.Рогатов, Россия, с.Федоскино, 2005. Папье-маше, масло, лак, металлическая фольга, живопись по плотному, скань, цировка. Из собрания МОМ НХП


Книжечка рекламная чайной торговли и складов братьев К. и С.Поповых, 1896 год. Специальный выпуск для Всероссийской торгово-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Бумага, печать. Из собрания ГИАХМЗ «Александровская слобода»
Короба чайные. Из собрания Д.Н.Рогова
Помимо «чайных» королей, встречались и лжеторговцы чаем. Например, в Рогожской слободе, где было множество лавочек и питейных заведений, некоторые местные жители – их называли «рогожские китайцы», за копейки скупали в трактирах спитую заварку, высушивали её, смешивали с иван-чаем и под видом настоящего чая продавали обратно в те же трактиры.
Чаепитие в трактире имело свой особый смысл, свою философию и своё удовольствие. Заведений, в которых подавали чай, в Москве в ту пору было великое множество – не менее четырёх сотен, и количество их неизменно росло. Чаепитие заключалось не только в том, чтобы удовлетворить жажду и голод, оно имело общественное значение. После пожара 1812 года был перестроен Гостиный двор; следующая реконструкция состоялась лишь в 1886 году. И всё это время, поскольку власти боялись возгораний, купеческие лавки не отапливались, также нельзя было пользоваться свечами и керосиновыми лампами. Даже в самые жаркие дни в торговых рядах было холодно. И купцы, открыв лавки, отправлялись в трактир согреваться чаем, собирались там группками, за чаем вели разговоры о текущих делах, заключали сделки и улаживали конфликты.

Автолитография «Трактир», Б.М.Кустодиев, альбом «Шестнадцать автолитографий», ГТГ



«Московский трактир», Б.М.Кустодиев, 1916, ГТГ
«Многим москвичам трактир заменял и биржу для коммерсантов, делавших за чашкой чая тысячные сделки, и столовую для одиноких, и часы отдыха в дружеской беседе для всякого люда, и место деловых свиданий, и разгул для всех – от миллионера до босяка… И каждый из городских трактиров отличался своими обычаями, своим каким-нибудь особым блюдом и имел своих постоянных посетителей… В некоторых трактирах работали чуть не по 16 часов в сутки. Особенно трудна была служба в «простонародных» трактирах, где подавался чай – 5 копеек пара, то есть чай и два куска сахару на одного, да и то, заказчики экономили. Садятся трое, распоясываются и заказывают: «Два и три!». И несёт половой за гривенник две пары и три прибора. Третий прибор бесплатно. Да раз десять с чайником за водой сбегает. -Чай-то жиденек, попроси подбавить! – просит гость. Подбавят – и ещё бегай за кипятком. Особенно было трудно служить в извозчичьих трактирах. Их было особенно много в Москве. Во многих городских богатых трактирах у крупнейших коммерсантов были свои излюбленные столики. Приходили с покупателями, главным образом крупными провинциальными оптовиками, и первым делом заказывали чаю. И вот за этим чаем в пятиалтынный вершились дела на десятки и сотни тысяч». (В.А.Гиляровский «Москва и москвичи»)
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьёт чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьёт его дома и столько же раз в трактирах…». (В.Белинский)

Самовары, Москва, сер.XIX века, фабрика Х.Спиридонова. Медь, серебрение, кость. Из коллекции Д.Н.Рогова
Самовары, Москва, сер.XIX века, фабрика И.Пекина. Медь, серебрение, кость. Из коллекции Д.Н.Рогова

Простой люд – крестьяне, дворовые, мастеровые любили ходить в заведение по другой причине – это было актом самоутверждения: в трактире их принимали с уважением, и чай подавали, как они требовали, «чаистый». Иной раз желание попить чаю в трактире заставляло москвичей вести себя неразумно.
«Привязанность к чаю не имеет границ. Так, например, самый последний бедняк скорее откажет себе в пище, в одежде, но никогда не лишит себя удовольствия попить чайку. Он работает нередко для того только, чтобы приобрести несколько копеек, которые он по получении тотчас же относит в мелочную лавку за несколько золотников чая, чтобы отвести душу, как выражаются простолюдины». (Н.В.Поляков «Москвичи дома, в гостях и на улице»)
В старой Москве чаепитие было непременной частью народных гуляний (да и для современной Москвы, стоит только отправиться в парки и зоны отдыха в праздничные дни, это тоже характерно).
«…и везде пили чай. Эта необходимейшая потребность нашего купечества, эта единственная роскошь наших небогатых мещан, это праздничное, высочайшее наслаждение всех трезвых разночинцев, фабричных, мастеровых и даже мужичков – наш русский, кипучий самовар дымился на каждом шагу. Мы подошли к одному из этих самоваров, вокруг которого сидело на траве человек пять рабочих людей из крестьян и две молодицы в нарядных телогреях. Все они сидели чинно, попивали чаёк, и не стаканами, а из фарфоровых чашек». (М.Н.Загоскин отрывок из очерка «Первое мая в Сокольниках», 1840 год)
Что касается домашнего московского чаепития, оно отличалось особой сердечностью, открытостью и простотой во взаимоотношениях хозяев и гостей. Стоит отметить, что, приглашая в гости, звали «на чашку чая». Хозяева предлагали гостям за чайным столом чувствовать себя свободно – «без церемоний». «Пожалуйста, без церемоний!» - эта присказка держалась в московских домах до самой войны. В старой Москве с начала XIX века гость, заставший хозяев за чаепитием, приветствовал их словами: «Чай да сахар, милости вашей!». На неё следовал традиционный ответ-приглашение: «Милости просим!» - и на стол выставлялась ещё одна чашка – для гостя.

Тарелка-панно «У самовара. Москва чайная», М.В.Подгорная, А.В.Царегородцев, Гжель, 2008. Фарфор, кобальт, подглазурная роспись. Из коллекции семьи Першиных


Чайник «Чаепитие», Л.П.Азарова, Гжель, 1963. Фарфор, кобальт, подглазурная роспись. МОМ НХП
Чаепитие, особенно в мещанской и купеческой среде, сопровождалось традиционными присловьями и шутками. На извинение хозяйки, что в чашку попала чаинка, вежливый гость отвечал: «В Москве чаем ещё никто не подавился». Среди близких друзей допускался шутливый вопрос: «С чем будете чай пить: с ложечкой или с сахаром?». Чай с ромом назывался «с позолотой», с лимоном – «с поплавком». Уговаривая гостя выпить ещё чашечку, обязательно вспоминали поговорки: «Чай пить – не дрова рубить», «Самовар кипит – уходить не велит». Вообще, существует множество пословиц и поговорок, отражающих историю и обычаи московского чаепития: «Выпей чайку – забудешь тоску», «С чая лиха не бывает», «Кто чаю напьётся, тот ума наберётся» и т.д.



Так что же такое – настоящий московский чай?
✔ В понимании москвичей он должен быть не только высокого качества, но и крепкий, его не следует жалеть на заварку. «Почаистее», то есть густой, как пиво. Когда пустел заварной чайник, его уже не доливали водой, а заваривали заново. Жидкий чай вызывал возмущение москвича: «Такой чай, что Москву насквозь видно».
«Чай дружеских бесед у чайного стола!
Хозяйке молодой и честь и похвала!
По-православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй.
Прекрасно!..."
П.А.Вяземский

Чайный набор. Фирма К.Пеца, 1840-е. Медь, серебрение, кость. Из собрания Д.Н.Рогова
✔ Чай должен быть горяч. «Истинные любители пьют его с толком, даже с чувством, то есть совершенно горячий, когда он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (И.Т.Кокорев). В купеческих семьях самовар постоянно держали горячим (иногда до десяти часов вечера) в ожидании хозяина дома.

Самовар и чайные аксессуары, фабрика Д.Борисова, 1830-е. Медь, серебрение. Из собрания Д.Н.Рогова
✔ Предпочтительно также пить чай без примесей: без сливок, без сахара внакладку, допускается употреблять сахар вприкуску, но не из экономии, а потому что тогда он лишь подслащивает чай, не перебивая его настоящего вкуса. Расцвет кондитерского дела на рубеже столетий внёс в традицию чаепития употребление всевозможных сластей. Представленная на выставке старинная кондитерская и чайная упаковка, всевозможные аксессуары для чайного стола ощутимо передают наполненную ароматами чая и сладостей уютную атмосферу старинного дома.




Слева направо: чашка с блюдцем, Санкт-Петербург, 2-я пол.XIX века, завод братьев Корниловых, МГОМЗ; ложки для варенья, Россия, XIX век, из коллекции Д.Н.Рогова; чашка с крышкой и блюдцем, Вербилки, сер.XIX века, фабрика Гарднера, музей МГХПА им.С.Г.Строганова


Ложки для сахара, Россия, XIX век. Мельхиор, серебрение. Из коллекции Д.Н.Рогова
Щипцы для колки сахара, Россия, конец XIX-начало XX века. Металл, серебрение. Из коллекции Д.Н.Рогова

Чайные аксессуары, Россия, конец XIX-начало XX века. Из коллекции Д.Н.Рогова

Тазы для варки варенья, «Товарищество Кольчугин», Россия, конец XIX века, из собрания Политехнического музея
Не каждая хозяйка на рубеже XIX-XX веков могла похвастаться медной или латунной посудой. Народная мудрость так передавала бедность: «Медной посуды – крест да пуговица». Но варенье, джемы и другие сладкие десерты, содержащие большое количество сахара, приготовленные в медных тазах, были необыкновенно хороши…

Слева направо: мороженица и кисельница
✔ Настоящий московский чай» отличается и тем, что его пьют много, «по-настоящему» напившийся чая говорил о себе, что он «усидел самовар». «Во многих домах, кроме обычных двух раз, утром и вечером, его пьют столько, что и счёт потеряешь» (И.Т.Кокорев, очерк «Чай в Москве»).

Сахарница с подносом, самовар, Москва, 1830-е, фабрика Д.Борисова. Медь, серебрение. Из коллекции Д.Н.Рогова
Самовар, Москва, сер. XIX века, фабрика Ф.Эмме, Медь, серебрение. Из коллекции Д.Н.Рогова
Самовар с трубой, Москва, 1830-е, фабрика П.Севрюгина. Медь, серебрение. Из коллекции Д.Н.Рогова
Самовар был главным предметом чайного стола. «Водогрейный, для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри» - так определяет его В.И.Даль. Его любили, им гордились, его чистили и нахваливали. Можно сказать, что он был «членом семьи».Сверкая боками, он важно стоял на красивой скатерти в центре стола в окружении своих «подданных» - чашек, блюдец, сахарниц, конфетниц… Довольно часто вместо слов «пить чай» употребляли глагол «самоварничать». «Самоварниками» и «самоварницами» называли, по свидетельству Даля, любителей чая, «чаепийц».

Чайный набор, Москва, 1840-е, фабрика Ф.Эмме, Медь, серебрение, кость, стекло. Из коллекции Д.Н.Рогова
«Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» - эти и многие другие шутливые пословицы отражали то доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий. «Самовар Иван Иваныч!», «Золотой Иван Иваныч!» - так уважительно величали самовар в народе.
"Страшно жить без самовара:
Жизнь пустая беспредельна,
Мир колышется бесцельно,
На земле тоска и мара.
Оставляю без сознанья
Бред любви и книжный ворох,
Слыша скатерти шуршанье,
Самовара воркованье,
Чаю всыпанного шорох.
Если б кончить с жизнью тяжкой
У родного самовара,
За фарфоровою чашкой,
Тихой смертью от угара!"
(Б. А. Садовско́й «Страшно жить без самовара…», из сборника «Самовар» , 1913г.)

Самовар-ваза, фабрика Н.Шебанова, Медь, серебрение, кость. Из коллекции Д.Н.Рогова
У А.Н.Островского очень живо и проникновенно описана сцена вечернего московского чаепития:
«В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; Замоскворечье просыпается и потягивается. Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины. Идя по улице в этот час дня, вы можете любоваться этими картинами направо и налево. Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для лёгкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый геранью, в татарском халате, с трубкой Жукова табаку – то хлебнёт чаю, то затянется и пустит дым колечками. Потом и чай убирают, а пившие оный остаются у окон прохладиться и подышать свежим воздухом».

Самовары, Москва, 1880-е, фабрика Аленчикова-Зимина, Медь, серебрение, кость. Из коллекции Д.Н.Рогова
Самовар был обязательным предметом в путешествии. Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар (отличался тем, что имел отъёмные ножки) и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Самовары обязательно имелись на каждой ямской, а позже железнодорожной станции, в придорожных трактирах и на постоялых дворах. В дальней дороге по бесконечным российским просторам, на ямских станциях, когда меняли лошадей, на постоялых дворах, располагаясь на отдых, совсем незнакомые между собой люди за самоваром быстро сближались, находили общие темы для разговора.
«Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром… Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чая, и мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы». (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

Самовар походный, Москва, 1840-е, фабрика В.Розенштрауха. Медь, серебрение. Из коллекции Д.Н.Рогова


Самовар, Москва, XIX век, фабрика В.Розенштрауха. Медь, серебрение, кость. Из коллекции Д.Н.Рогова
Самовар походный, Москва, XIX век, фабрика В.Суслова. Медь, серебрение, кость. Из коллекции Д.Н.Рогова
Первые самовары появились в России в середине XVIII века на Урале. Изготавливались они вручную и стоили весьма дорого. Бог весть как сложилась бы дальнейшая судьба русского самовара, если бы не восстание под предводительством Е.Пугачёва (1773-1775гг.), когда были разрушены горно-рудные заводы Урала, и развитие промышленности затормозилось. Самоварное производство «подхватили» Тула, Санкт-Петербург, Варшава. Самовары стали делать, конечно, и в Москве. Некоторые из них были представлены на выставке, в основном из коллекции Д.Н.Рогова.
Московскому самовару уже 250 лет! Первую самоварную фабрику в Москве открыл Александр Шмаков в 1776 году. На рубеже XVIII-XIX столетий в Москве появилось большое количество новых самоварных производств. Самыми крупными и известными в то время были московские фабрики Прокофия Суровцева и Петра Силина. Отечественная война 1812 года, пожар в первопрестольной затормозили производство, и в основном в Москву самовары стали поставлять из Тулы. К середине 1820-х гг. в заново отсроенной Москве, оправившейся после нашествия Наполеона, возрос интерес к новому предмету интерьера и быта. Перед местной промышленностью встала непростая задача: создать такой самовар, который удивил бы даже придирчивых знатоков. Московские фабриканты сделали ставку на дорогие материалы. Пластичная медь позволяла придавать корпусу самовара совершенно неожиданные до той поры формы, серебряный бордюр украшал его пышными накладными элементами в стиле рококо. Началась новая эпоха в истории московского самовара. Столичные ювелиры и фабрики накладного серебра включили самовар в ассортимент выпускаемой продукции, привлекая для разработки известных художников и дизайнеров из России и Европы. Так столичные самовары превратились в роскошные вазы, украшенные растительным и животным орнаментом, стали самобытными, заметными и неповторимыми.






Самовары фабрик ФЭмме, К.Пеца, Н.Шебанова, Х.Спиридонова, П.Севрюгина. Из коллекции Д.Н.Рогова
Колокольчик привезён из тульского "Музея самоваров". В коллекции с 2012 года
Во 2-ой четверти XIX века в Москве было открыто около ста самоварных мастерских и производств. Лучшими считались фабрики Василия Розенштрауха, Константина Пеца, Фёдора Эмме, Петра Севрюгина, Василия Суслова, Александра Ксимантовского, Дорофея Борисова, Николая Щебанова, Ивана Пекина и Александра Матисена. На выставке собраны самовары этих фирм за период 1825-1900 гг. Они – эти неживые изделия из металла для нагревания воды, создают ощущение живой «души». Наверное, потому, что непреходящи те понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевная беседа, домашний покой и уют. Вдруг захотелось, придя домой, непременно достать с полки бабушкин самовар, собраться всем вместе за чайным столом, не спеша "почаёвничать", поболтать о разном... Как же редко это бывает! Пользуемся теперь электрочайником, ведь это быстрее. Всё спешим куда-то...
Немного чайников было представлено и на выставке. Не современных, конечно, а старинных. Появился чайник позже самовара, служил сначала при нём подсобным средством: в чайник клали заварку, заливали её водой из самовара, а затем уже из чайника разливали по чашкам. Назывался он "посудиной", а "чайником", по объяснению Даля, называли "охотника до чая". Позже это название перешло на "посудину".

Кофейники, Москва, 1830-е, фабрики К.Пеца и Ф.Эмме
Чайник-бульотка, Москва, 1880-1890-е, фабрика "Геннигер и К"


Слева: чайники артельные, Россия, конец XIX века, фабрики В.Хахлова, И.С.Моленкова. Политехнический музей
Справа: колокольчик "Чайник", привезённый из "Музея чайников" в г.Переславле-Залесском. В коллекции с 2014 года

Чайник-самовар угольный, Россия, конец XIX-начало XXвека; кофейник, Россия, начало XX века
Выставка понравилась не только своими экспонатами, но и тем, что заставила задуматься о наших исконных традициях, в том числе московского чаепития - с его глубинным подтекстом и содержанием. Да и на "чайные" колокольчики в коллекции взглянула уже совсем другими глазами - узнавшими благодаря им много нового и интересного. Надеюсь, что продолжение "чайной" серии обязательно последует...
январь 2018 года
Используемая литература: Буклет "У самовара. Москва чайная", МГОМЗ, Москва, 2017; В.Б. Муравьёв "История Москвы в пословицах и поговорках", Москва, Алгоритм, 2007; Вся Россия: Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, рассказы, стихи. Выпуск 1, Москва, "Московский писатель", 1993; В.А.Гиляровский «Москва и москвичи».