Минская палитра

10 октября 2022

Прогулки на свежем воздухе, созерцание красивой природы, лечебные процедуры – это манящее «трио» привело нас в столицу Белоруссии город Минск. А именно в санаторий «Криница» на берегу одноименного водохранилища, в зоне отдыха Минское море. Очень живописное место! Причём, в любое время, в любую погоду.

Много чаек, уток, лебедей. Поблизости находится лебяжий заповедник республиканского значения.

Чарующая палитра осенних красок!

Урожайный на яблоки год!

А уж какой сумасшедший закат! Где-то читала, что импрессионисты на пленэре рисовали быстро. А как иначе! Попробуй успеть запечатлеть оттенок, меняющийся сиюминутно, передать всё богатство изменений цвета. А так хочется выразить своё восхищение этой красотой! Фотографу проще. Есть кнопка. Только и нажимай. Но всё равно фото не передают всего очарования природы. Жаль, что я фотограф-любитель, а не профессионал.

Расположение санатория привлекло нас ещё и тем, что буквально за 20 минут на автобусе или на электричке можно добраться до центра города. Прекрасная возможность познакомиться с достопримечательностями белорусской столицы, совместить полезное с приятным. Что мы и делали в свободное от процедур время. По пути заглядывали, конечно, и в сувенирные магазинчики – вдруг встретится что-то интересное для коллекции? Представленные колокольчики так и приобретались.

«Ворота Минска». Именно этот архитектурный комплекс 1953 года в стиле сталинского ампира - первое, что увидели мы (впрочем, как и все прибывающие на вокзал города), оказавшись на Привокзальной площади. Он представляет собой два 11-этажных здания-башни по углам домов, расположенных симметрично относительно поперечной оси площади. Архитектор Борис Рафаилович Рубаненко. На одном здании установлены трофейные немецкие часы, самые большие в Белоруссии, с диаметром циферблата 3,5 м, на другом - литой герб Белорусской ССР. Также башни украшают скульптуры партизанки, колхозницы, инженера и солдата.

Здание Старой Ратуши - тоже символ города. Она расположена в исторической части Минска – Верхнем городе, на площади Свободы, которая в разные времена называлась по-разному: «Высокое место», «Верхний рынок», «Соборная площадь»… «Площадью Свободы» она стала в связи с февральской революцией 1917 года. Но местным всё же ближе название «Площадь у Ратуши». Верхний город был спланирован в 1560-1570гг. как новый центр города. Это стало необходимым из-за больших пожаров, а также многократного разорения города и окрестностей крымскими татарами в 1-й четверти XVI века. К огромной по тем временам площади по новому градостроительному плану сходились главные городские улицы.

На фото справа - сохранившееся здание Гостиного двора XVIII века. Тогда в нём были открыты магазины, сдавались жилые комнаты. Люди, которые приезжали в город издалека, могли с комфортом разместиться на ночлег, покушать, отдохнуть и купить все нужные товары. Сейчас это административное здание

Площадь всегда жила активной жизнью – здесь не только шла бойкая купля-продажа, но и выступали бродячие скоморохи, дрессированные медведи, приезжала батлейка – народный театр кукол. А в Ратуше находился главный орган власти города – магистрат, а также суд, архив, гауптвахта. Хранились эталоны единиц веса и объёма.

Композиция работы белорусского скульптора Владимира Жбанова "Экипаж первого гражданского губернатора Минска и Минской губернии Захария Корнеева" у стен Ратуши
Памятник в честь получения Минском в 1499 году Магдебургского права - "Глава магистрата, хранящий королевскую грамоту и ключи от столицы"

Скульптурная композиция "Городские весы". Каждый гражданин мог обратиться в Ратушу, если ему казалось, что его обвесили или обманули. Скульптура изображает как раз такой момент: продавец взвешивает покупателю товар, а рядом стоит представитель Ратуши и наблюдает за процессом

Позже здание было приспособлено под театр. А в 1857 году его снесли по указу царя Николая I. Современное здание восстановлено на своём историческом месте в 2004 году по сохранившимся чертежам, документам и результатам археологических раскопок. Кстати, утверждают, что под Ратушей и площадью сохранились подземные ходы XVII века, соединяющие храмы и монастыри города. Башню украшают часы и герб Минска – Дева Мария с ангелами, а венчает шпиль с флюгером, на котором вырезаны даты строительства и восстановления Ратуши. Сейчас в здании размещены выставочные залы. Именно здесь открываются Дни города, а у её стен выступают известные музыкальные коллективы. Так было и в этом году. Город праздновал своё 955-летие, и вечером состоялся концерт легендарного белорусского ансамбля «Сябры».

На площади – необычная музыкальная скамья, установленная к 250-летию польско-белорусского композитора Михаила Клеофаса Огинского. Можно присесть, отдохнуть, а заодно послушать классическую музыку (конечно же, «Полонез»!). Спинка скамьи стилизована под герб рода Огинских.

В Верхнем городе существовало немало храмов и монастырей. В XVII веке, например, здесь был монастырь бернардинок, и когда-то он занимал целый квартал (сейчас улица носит название Кирилла и Мефодия). Хорошо сохранился каменный Костёл Святого Иосифа, где сегодня располагается архив. А здания монастыря ныне – целый музейный комплекс: археологический музей «Верхний город», экспозиция «Каретная», «Минская конка» - всё это можно посетить и проникнуться атмосферой того времени.

Когда-то здесь был и главный католический костёл города – Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Он тоже относился к монастырю. В середине XIX века из-за сокращения количества монахинь его упразднили. Некоторое время костёл пустовал, затем его передали православной церкви. Здесь постоянно проходят службы. В Кафедральном соборе хранятся нетленные мощи святой Софии Слуцкой, внучки княгини Анастасии Слуцкой. Святыней храма является и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Минской. Считается, что это копия иконы, которая была написана евангелистом Лукой. По преданию, накануне крещения Руси её привёз из Византии в Киев князь Владимир. Во время татарского нашествия в XV веке с иконы сняли украшения и бросили в Днепр. Но она по течению доплыла до реки Свислочь в Минске, где и была найдена в 1500 году. На месте, где икона остановилась возле берега, была построена первая в Минске церковь (от неё сохранился лишь фундамент). Богоматерь считается покровительницей города.

Рядом пристроен Духовно-образовательный центр Белорусской Православной церкви и домовый храм Минской духовной академии в честь святителя Кирилла Туровского, ключевой фигуры в распространении православия.

Памятник митрополиту Филарету у центрального входа в Свято-Духов собор. В нём владыка начинал своё служение как правящий архиерей. Фигура создана авторским коллективом под руководством скульптора Андрея Хотяновского. Торжественное открытие памятника состоялось 3 мая 2022 года в день Радоницы

В древности от собора вниз круто спускалась улочка под названием Козьмодемьяновская, позднее переименованная в честь советского поэта и писателя Демьяна Бедного. Она считалась одной из древнейших в Минске. В XVIII веке она была единственной в городе, целиком застроенная каменными домами. Узкая, искривлённая, тёмная, мощённая булыжником, с двух- и трёхэтажными домами, на первых этажах которых размещались многочисленные мастерские, лавочки и мелкие магазины. В выходные и праздничные дни её заполняли многочисленные торговцы самым разным товаром. Были здесь и свои промышленные предприятия. Всё это приходится лишь представлять в воображении - во время Великой Отечественной войны фашистские бомбардировки превратили улицу в руины. Именно она связывала верхнюю часть города с нижней, с Минским Замчищем. В отличие от большинства европейских замков, минский находился не на возвышенности, а в низине – так использовались оборонительные свойства болотистой, легко затопляемой местности. Городище было окружено рвом и обнесено земляным валом высотой 8–10 метров, на гребне которого возвышались деревянные стены с башнями.

Средневековая крепость ХI века стояла примерно на месте жёлтого здания. Она прекратила своё существование в ХVII веке, после целой серии пожаров

Справа на фото, на левом берегу реки Свислочь – Троицкое предместье. Почему предместье? Потому что за городской стеной. Это сейчас оно – исторический центр большого Минска, а тогда центр маленького Менска был по соседству, на правом берегу реки. На возвышенности под названием Троицкая гора первые поселения возникли в XII веке. В XIV веке рядом с ними вырос Вознесенский монастырь. Вокруг него и формировалось Троицкое предместье, обрастая храмами, костёлами, домами крестьян, торговцев, ремесленников, мелких чиновников. В конце XVI века появился Троицкий рынок, крупнейший в городе. Но практически вся деревянная застройка Троицкой горы выгорела во время большого пожара 1809 года. То, что принялись потом отстраивать на пепелище, было уничтожено в советские времена – перестали существовать целые улицы этого района. В начале 1980-х гг. была проведена реставрация (правда, лишь нескольких кварталов), которая позволила воссоздать архитектурный облик Минска 18-19 столетия.

В этих симпатичных двух- и трёхэтажных домиках и сейчас живут люди, а ещё тут много музеев, сувенирных киосков, кафе, галерей народных мастеров. В одной из них – в галерее «Славутасць» - я приобрела колокольчик с видами Верхнего города (роспись Беловец О.) и в виде ангела с домиками уже известного мне белорусского автора Светланы Ореховой.

В этом же районе, наискосок от галереи, находится театр оперы и балета Белоруссии.

А у реки, на искусственном острове – мемориал, посвящённый белорусским воинам-интернационалистам, не вернувшимся с войны в Афганистане. Называется он «Остров мужества и скорби». Попасть на него можно по перекидному арочному мостику.

На входе – бронзовая скульптура Божьей Матери и текст: «Сыновьям, погибшим в Афганистане, построен этот храм-памятник по поручению белорусских матерей, которые не желают, чтобы зло господствовало ни на своей, ни на чужой земле».
В центре острова храм, силуэт которого напоминает первоначальный облик храма Ефросиньи Полоцкой XII века. На стенах часовни высечены имена павших воинов. Внутри заложен привезённый из Афганистана песок, а также земля с могил погибших солдат. От купола до земли тянутся металлические струны, символизирующие связь между земным и вечным.

Есть на острове и скульптура маленького плачущего ангела, выражающая безутешную скорбь по погибшим. И каменные валуны повсюду с выбитыми на них названиями афганских провинций, на территории которых проходили самые жестокие бои.

Жители называют это место «Островом слёз». Да, здесь комок подкатывает к горлу, а на глаза наворачиваются слёзы. Гробовая тишина, лица каменных матерей, плачущий ангел… Как же хочется, чтобы такое не повторялось больше никогда!

История Троицкого предместья напоминает судьбу всего Минска, который на протяжении своего почти тысячелетнего существования не раз горел и разрушался, после Великой Отечественной войны весь лежал в руинах - только согласно официальным данным Чрезвычайной государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в Минске было сожжено и взорвано 23 крупнейших предприятий, разрушено 4 гостиницы, 47 школ, разграблены и уничтожены культурные и научные учреждения, были приведены в негодность канализация, водопровод, телефонно-телеграфная и транспортная сети (на момент освобождения города Красной армией 3 июля 1944 года в центральных районах Минска осталось всего около 70 неразрушенных зданий!). Но он вновь бережно восстанавливался и воссоздавался. То, как выглядит город сейчас, вызывает безмерное уважение и восхищение!

сентябрь 2022 года


Метки:
Беларусь, Монастыри и храмы, Архитектура
Поделиться с друзьями