Ландшафтный дизайн: от макетов сельских домиков в Великобритании до садов в Царицыне

6 сентября 2024

Пересмотрев в интернете достаточное количество фотографий по теме, пришла к выводу, что именно Великобритания является домом для самых очаровательных сельских деревенек в мире. Их причудливые пабы, идиллические каменные коттеджи и множество пеших тропинок вызывают чувство романтики прошедших времён, являясь идеальным фоном для расслабленного сельского отдыха. Как утверждают, в них царит совершенно особая атмосфера и пройтись по ним – всё равно, что побывать в сказке!

Наверное, такие же ощущения возникают и при посещении Деревенек в миниатюре, коих в Великобритании несколько. Одна из таких – Мэрривейл, была создана в Грейт-Ярмуте – приморском курортном городке в Норфолке. В ней можно увидеть уменьшенные копии зданий, сады, красивые деревья, миниатюрную железную дорогу, игроков, играющих в крикет, поблуждать по лабиринту мостов и тропинок. С июля по сентябрь модель деревни Мэрривейл оживает с наступлением темноты – тогда здесь загораются уличные лампы и освещаются окна.

Колокольчик "Модель деревни. Грейт-Ярмут". Коллекция Ирины Савчук

Популярна и английская мини-деревушка Bourton-On-The-Water в графстве Глостершир. Макет в масштабе 1:9 был построен по инициативе одного из местных жителей, открыт в 1937 году и до сих пор привлекает множество туристов.

А в Москве этим летом с 23 августа по 1 сентября на территории музея-заповедника «Царицыно» проходил уже 7-ой по счёту Фестиваль исторических садов. Каждый год он привлекает десятки тысяч посетителей, увлекающихся ландшафтным искусством, архитектурой и историей, желающих погрузиться в мир красоты уникальных садовых композиций, сочетающих в себе великолепие природы и человеческого гения. Живописнейшее место - прекрасная площадка для такого мероприятия!

Тема фестиваля в этом году – «Сады в искусстве», рассказывающая, как садовые мотивы вдохновляли архитекторов, живописцев, графиков, композиторов и писателей в разные моменты истории. Программа включила в себя не только выставку ландшафтных композиций, экскурсии и мастер-классы, но и такие проекты как День комнатных растений, Керамический пикник и выставки в Царицынских оранжереях. Мы были в отъезде и попали на фестиваль лишь в день закрытия. Но даже просто прогулка по экспозиции была для нас невероятно интересна и принесла огромное удовольствие. Куратором фестиваля стала Мария Рогулева, эксперт в области искусства и преподаватель Британской Школы дизайна, а роль архитектора взял на себя мэтр московского ландшафтного дизайна Михаил Судаков.

Инклюзивный сад волшебных историй (авторы Наталья Караваева и Екатерина Чухась)

Самый необычный сад на фестивале создан детьми и молодыми взрослыми с особенностями развития. Подготовка сада, ставшего результатом партнёрства музея и благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», началась два месяца назад. В начале июня подопечные нескольких фондов высадили в горшки цветы (колеусы, туи, лобелии, котовник, землянику, можжевельник, розмарин, крестовник) и забрали их домой доращивать, а затем высадили их в открытый грунт на Фестивале исторических садов. Сад волшебных историй – это сказки, которые ребята сочинили сами, перефразируя сюжеты Пушкина и Андерсена. Элементы декора (раскрашенные камни, фигурки сказочных героев, деревянные бруски для волшебной дорожки) были созданы на инклюзивном мастер-классе на фестивале «Дачное Царицыно».

Сад мхов (студия ландшафтного дизайна Latifundia: Андрей Зеневич, Юлия Нечаева)

История о том, как с течением времени человек, преодолевая страхи, которые часто являются лишь отражением внутреннего состояния, познаёт себя и меняется. Рано или поздно он приходит к самому себе – уникальной личности, сформировавшейся под влиянием внешних событий и собственной рефлексии. Говоря на языке японского сада, мостик яцухаси ведёт нас через туманное мистическое болото, в котором живут наши собственные страхи. Нельзя двигаться по прямой, иначе злые духи настигнут в пути, поэтому мостик постоянно петляет. Проделав весь путь до конца, заглянув в глаза своим страхам и поборов их, можно достичь внутренней гармонии, которую символизирует беседка, подсвеченная красным фонарем. Красный цвет в Японии символизирует силу, удачу, счастье. В центре беседки растет бонсай – символ трудных трансформаций и долгой работы над собой. Вдохновением для визуального образа сада послужила гравюра «Приземление гусей на Катада» из серии «Восемь видов Оми» японского художника Китагавы Утамаро (1753-1806). С гравюры перекочевали в сад и холмистая местность, и гладь воды, и сосны, и небольшой павильон с крышей из тростника, к которому ведёт деревянный мостик.

Аэлита. Сад будущего (авторы – киностудия им. М. Горького и ландшафтные дизайнеры Наталья Климова, Валентина Королёва, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова, Екатерина Аринина)

2024 год отмечает 100 лет с выхода фильма «Аэлита» Якова Протазанова – одной из самых известных картин мирового киноавангарда. Первый в мире полнометражный фильм о полёте в космос соединяет две реальности: фантастическую марсианскую, с причудливыми декорациями и костюмами, и советскую действительность начала 1920-х годов. Кинокартина и сегодня продолжает поражать своим видением мира будущего и уникальной инновационной визуальностью, которая до сих пор вдохновляет художников. Для авторов сада вдохновением послужили не только потрясающие декорации и костюмы, созданные для киносъёмок выдающимися художниками Виктором Симовым, Исааком Рабиновичем, Сергеем Козловским и Александрой Экстер, но и новаторские идеи писателя Алексея Толстого. Планировка сада, состоящая из концентрических дуг и окружностей, сходящихся к центру, и разделённая радиальными линиями, символизирует радиосигналы, отправленные к другим планетам, а также карты планет и звёздного неба. Автор главного арт-объекта сада Петр Виноградов черпал своё вдохновение в архитектуре Шуховской башни. Тема искусственно созданного марсианского ландшафта подчёркивается с помощью немногочисленных растений, которые образуют единую композицию с контрастными элементами отделки. Обилие красного – цвета-символа планеты Марс – сочетается с зелёным, «земным» цветом растений, которые словно застыли в непривычных архитектурных формах. Именно таким авторам представляется марсианский сад из кинофильма «Аэлита»: со сложной геометрией, иерархией и структурой, в котором каждый посетитель, подобно героям фильма, откроет для себя свою реальность и сможет совершить виртуальный полёт на Марс.

Русский код Билибина (авторы Ростислав Григорьев и Ольга Скабелкина, ландшафтные дизайнеры-студия Temparium)

«И нам, ревнителям искусства, остаётся только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества, и доказать…что народное творчество – душа народа, и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда, казалось, он бывал в предсмертной агонии…» (Иван Билибин).
Сад посвящён картинам, созданным художником Иваном Яковлевичем Билибиным (1876-1942). В выверенном билибинском мире сказка сливается с образами русской старины, природой. Сад представляет собой буквально фрагмент русского леса. Два искусственных холма подчёркивают ярусность посадок, а между холмами расположен небольшой водоём. В основу цветового решения легли иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». В саду преобладает травяной зелёный цвет, а яркие акценты задают оттенки красного и терракотового. На двух ярусах в саду размещены древесные культуры и травянистые многолетники: ель, рябина, боярышник, яблони, а также анемона, герань, папоротник, колокольчик точечный, земляника и разные злаки.

Цветочный сад Густава Климта (авторы Татьяна и Андрей Собенниковы, ландшафтное бюро Wood&Blossom)

Вдохновением для создания этого сада послужила одноимённая картина, написанная австрийским художником Густавом Климтом в 1907 году. Всю площадь пейзажа пёстрым ковром покрывают садовые цветы: циннии, маргаритки, маки, розы. Именно так выглядели на рубеже веков сады, устроенные на английский манер, в модных загородных домах. В цветовой палитре доминируют розовые, оранжевые и зелёные оттенки. Однако случайные фиолетовые и белые цвета создают дополнительные эффекты. Края картины будто срезаны, сам пейзаж заключён в квадрат. В подборе композиции пейзажа художник пользовался «видоискателем» из картона с вырезанным квадратным окошком. В пейзаже присутствуют треугольные композиции из цветов, что, несомненно, символично для творчества Климта и отсылает к женским портретам в творчестве художника. Образ сада с картины создают композиции из многолетних цветов, злаков и лиственных кустарников. Деревянные арки символизируют тот самый видоискатель из картона, который старательно перемещает художник, чтобы найти лучший кадр для композиции.

Времена года. Переосмысление (авторы – оркестр «Виртуозы Москвы» и ландшафтный дизайнер Татьяна Звездочкина)

Концерт-мистерия «Времена года. Переосмысление» соединил музыку эпохи барокко и сочинения XX-XXI вв. Это не просто концерт, это философское размышление. Весна – начало всего: возникает Земля, где господствуют природные стихии. Лето – жизнь: на Земле появляются растения, животные и человек. Осень – перемены: человек эволюционирует, Земля приобретает новый облик. Зима – разрушение и надежда: люди ведут войны, эксплуатируют и уничтожают Землю. Но появляется новая Планета – ждёт ли её такой же круг? Авторы решили развить эти смыслы в концепции сада, в хитросплетении цветов и трав, фактур и оттенков. На смену времён года указывает «встреча» двух дорожек из узких гранитных плит, на пересечении которых растёт угасающее дерево, символизирующее зиму. Как невозможно пройти по кругу времён года, минуя какой-либо сезон, так невозможно пройти по саду, не встретившись с дыханием зимы…

Видение розы (автор – Анастасия Добровольская, ландшафтный дизайнер)

Девушка возвращается с бала, любуясь розой, приколотой к её платью. Уставшая, она засыпает в кресле. Роза падает и превращается в прекрасного юношу-призрака, который кружит по комнате в нежном танце и с первыми лучами солнца исчезает в окне. На этот сюжет по мотивам стихотворения Теофиля Готье хореограф Михаил Фокин в 1911 году поставил одноактный балет для Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной на музыку Карла Марии фон Вебера. Декорации и костюмы к этому спектаклю создал Леон Бакст. В десятиминутном «Видении розы» цветок открывается нам как чувствующее существо. Человеческий мир и мир растений соединяются. Две любящие души обязательно пересекутся в этой вселенной. И если они не встретятся в материальном мире, то найдут друг друга о сне… Композиционное решение сада подсказано творчеством венгерского художника и фотографа Ласло Мохой-Надя. Сад, родившийся благодаря воспоминаниям о балете, представляет собой розарий из цветущих красных и светлых сортов почвопокровных роз и роз флорибунда, украшенный самшитом и боярышником. Призраков розы в этом саду так много, что они могли бы поставить собственный балет.

Ностальгия (авторы – ландшафтные дизайнеры Диляра Дружкова, Евгения Савкина и Галина Бекетова)

Сад посвящён «Композиции с деревьями» художницы-авангардистки Наталии Гончаровой (1881-1962). Свою картину она писала в эмиграции, в 1916-1920 гг. Диковинные цветы, деревья, птицы, изображённые ею – мы словно слышим перелив трелей горлиц. На картине угадывается шум ветра, раскачивающий кроны деревьев и пышные шапки соцветий цвета слоновой кости. Забор в ритм с танцующей дорожкой уходит вдаль, но затем мы чувствуем, что художница будто увидела за экзотическими пейзажами родные мотивы, и они понесли её к дому. Впечатления детства, проведённого в деревне, навсегда утвердили в сознании Наталии Гончаровой превосходство сельского образа жизни над городским.

Мастерская Гжели (автор – Юлия Нечаева, ландшафтный дизайнер)

Синяя роспись по белой керамике стала одним из символов России. Изящные синие узоры, покрытые блестящей глазурью, украшают посуду, статуэтки и даже мебель. В этом саду в окружении русской природы как главного источника творческого вдохновения показан процесс изготовления гжельского фарфора. Как рождается гжельское чудо? Сначала нужно выбрать сырьё: лучшие изделия создают из серо-белой глины, и в саду её символизирует белая отсыпка. Потом на гончарном круге делается форма, которая затем обжигается и, покрытая специальным составом, попадает в руки художников. Вот тут и начинается искусство гжельской росписи: на изделие кобальтовой краской наносится рисунок. В саду расписными изразцами украшены скамейки для мастеров. Весь сад выдержан в классических «промысловых» цветах, и растения словно ждут своего часа быть запечатлёнными на новом изразце. В глубине сада стоят шкафы с произведениями гжельских мастеров на разных стадиях изготовления, при входе установлены стики с керамическими цветами и бело-голубой росписью.

Детство в саду (автор – Полина Нерода, ландшафтный архитектор, и компания Marks Group)

Сад вдохновлён картиной американского художника Джона Сингера Сарджента «Гвоздика, лилия, лилия, роза» (1886). Полотно буквально дышит лёгкостью детской игры с китайскими фонариками и нежностью цветущего вечернего сада. Сад – пространство для простых радостей. Путь к сердцу сада выполнен из мелкой белой гальки, которая ведёт к радиальной площадке. Здесь в окружении цветов замаскировано уютное кресло для отдыха. По всему саду разбросаны арт-объекты в виде белых шаров разных размеров, которые перекликаются с фонариками на картине. Часть из них полнотелые, другие сетчатые, за счёт чего создаётся объёмность композиции. Атмосфера чистой радости и беззаботного детства царит в этом саду. Магия детства не только в игрушках и забавах, но и в нашем умении удивляться красоте окружающего мира.

Дети природы (автор – Мария Гельфанд, ландшафтный дизайнер)

Тема сада – гармоничное сочетание искусственной и естественной среды. Искусство – порождение человеческого разума, а искусственный – значит сделанный человеком. У человека – прямой угол, геометрия, логика, а в природе – бесконечное разнообразие жизни и форм. Геометрия прямоугольных объёмов в проекте – это человеческий разум. При всём многообразии природных форм, естественная среда никогда не создаст ничего подобного. Как мы взаимодействуем с природой? Стараемся подчинить её себе, придавая ей искусственные формы? Или пытаемся понять её логику, повторяя её в своём творчестве? Или копируем формы, стараясь найти природное начало в себе? Эти подходы формировали архитектурные и художественные стили предыдущих эпох, и этой же теме посвящён проект.

Живерни: сад тысячи цветов (авторы – Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина и Центр высокого садового искусства Imperial Garden)

Много работая на пленэре, импрессионисты заново открывали для себя бесконечно изменчивую красоту природы. Далеко не всегда художникам требовалось совершать далёкие путешествия в поисках сюжета: городские парки и сады вокруг загородного дома могли стать для них неиссякаемым источником вдохновения. Именно этого эффекта добивался Клод Моне, проектируя пруд с кувшинками и сад в своей усадьбе в Живерни. Талантливый живописец и увлечённый садовод, Моне создал дизайнерский ландшафт, в котором было организовано не только само пространство, но и цветовая гамма окружающих водную гладь растений. «Сад тысячи цветов» – французская метафора, ставшая негласным принципом использования Клодом Моне богатой палитры оттенков в написании «Белых кувшинок». Этим же методом руководствовалась и творческая группа Центра высокого садового искусства Imperial Garden, перенося сад импрессиониста с полотна в реальность. В композиции сада использован принцип ярусности и разнообразия растений. Ивы, лаванда, ирисы, глициния и, конечно же, кувшинки не только передают атмосферу полотна, но и приглашают зрителя ощутить себя его частью.

Сны далёкой мельницы (автор – Ксения Селева, ландшафтный дизайнер)

В саду реальность и грёзы смешались – спать можно посреди пруда, люстра свисает не с потолка, а с веток деревьев. Сад – это мир, в котором рутинные правила не нужны, и всё вокруг дышит свободой. На острове среди воды легко почувствовать себя ребёнком. Сад вдохновлён образом Асисяя, придуманного знаменитым Славой Полуниным, и его садом-театром Желтая мельница, расположенном в предместье Парижа, в котором на деревьях висят стулья, можно гулять по красным дорожкам, загадывать желания, танцевать с клоунами и клоунессами. В нашем саду, как и в саду Полунина, можно забыть о возрасте, поболтать ногами в прозрачной воде, половить стрекоз, побросать камушки в воду и считать расходящиеся от них круги. Или, наоборот, задумчиво глядеть в воду, или на звёзды, или на облака, беззвучно общаясь со своим внутренним «я».

Безумный день, или суматоха закулисья (авторы – музей МХАТ и ландшафтные дизайнеры Катерина Чухась и Мария Бадина)

А вы знали, что у одного из самых знаменитых театров Москвы есть свой музей? Музей, хранящий историю театра. И этот музей сейчас приглашает вас в настоящее театральное закулисье. Мы пройдёмся по коридорам, заглянем в бутафорский цех, в гримерки, в реквизитные, побываем на сцене с обратной стороны и, конечно же, увидим спектакль с не самого обычного ракурса. Играют «Фигаро», и Марселина уже приготовила своё знаменитое платье. Зрители ждут. В саду начинается магия.

Хоббит: в гостях у Бильбо (авторы – ландшафтная студия KJ Group)

Выставочный сад представляет собой миниатюру, вдохновлённую миром Средиземья, созданным Дж. Р. Р. Толкином. Концепция сада включает в себя создание идеального места для отдыха, где посетители смогут познакомиться с миром Хоббитании. Главный элемент сада – уютная хоббичья нора среди трав и цветов. Главным ландшафтным фокусом является использование натуральных материалов и растительности. Можно прогуляться по тропинкам, насладиться живописными видами. Почувствовать себя жителем Хоббитона, погрузиться в мир волшебства и приключений. Кажется, вот-вот выйдет Бильбо Беггинс и предложит выпить чашку чая с кексом в своём домике.

Мураново. Счастливый дом (авторы – усадьба «Мураново» и архитектурное бюро KJ Group)

Сад, созданный в честь исторической усадьбы Мураново, приглашает в мир поэзии, русской усадебной культуры и природы. Главный усадебный дом был построен в 1842 году Евгением Боратынским – знаменитым поэтом-романтиком и другом Александра Пушкина. В саду высажены растения, популярные в то время – декоративные кустарники, деревья и цветы, собранные в разных уголках России. Мурановский сад как будто собран из цитат своих знаменитых хозяев – Евгения Боратынского и Федора Тютчева: «Есть милая страна, есть угол на земле…». Главная достопримечательность композиции – имитация фасада усадьбы Мураново, которая великолепно вписывается в окружающий ландшафт.

Сад Магритта (авторы – ландшафтные дизайнеры Наталья Климова, Валентина Королева, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова, Екатерина Аринина)

«Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна, и в мире нет ей разгадки». (Рене Магритт)
Картины бельгийского сюрреалиста Рене Магритта (1898-1967) часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, т.к. они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его тайне, которую мы обычно не замечаем. Источником вдохновения для «Сада Магритта» послужили загадочные ландшафты на картинах художника. Этот вымышленный сад «вырос» из «Империи света», «Потерянного жокея» и «Сына человеческого». Сад представляет собой прямоугольную комнату, его регулярная структура отсылает к итальянским террасным садам эпохи Ренессанса, но с современными элементами игры, мистики и тайны. Пруд в центре – символ зеркала, в котором отражается небо, как на многих картинах Магритта. Квадраты шахматной доски с фигурами «Человека в котелке» (знаменитого образа, созданного Магриттом в 1964 году) – главные арт-объекты сада, они создают иллюзию левитации, тени с эффектом присутствия мастера.

А вечером на закате на Большой дворцовой поляне начался оперный концерт в рамках фестиваля «Усадьбы Москвы». Российский национальный оркестр под руководством дирижёра Мариинского театра Кристиана Кнаппа, ведущие солисты, декорации дворцового ансамбля и парка XVIII века и сказочные истории народов мира под звёздным небом… Прекрасно проведённый день!

1 сентября 2024 года

Используемые источники: информация, представленная на стендах выставки; фотоматериалы из личного архива и из открытых источников интернета; сайт музея-заповедника "Царицыно"


Метки:
Англия, Выставки
Поделиться с друзьями