Чески-Крумлов: история и легенды замка

15 июня 2020

Крумлов с древненемецкого переводится как "кривой луг" ("krumme aue"). Так выглядит местность в излучинах реки Влтавы, которая, петляя, окружает исторический центр города. А над её извилистыми берегами гордо возвышается Крумловский замок, словно давая понять, что его высокие крепостные стены оберегают этот крошечный мир от всякого неприятеля. После Пражского града он - второй по величине. Правильнее было бы сказать, что это целый комплекс, разместившийся на 10 га: почти 40 различных построек, 5 внутренних дворов и большой сад. На сайте Чески-Крумлова www.ckrumlov.info есть его подробное описание. Ниже я приведу лишь небольшую схему объектов для общего представления.

1. Новая аптека у Красных ворот - главного входа на территорию замка. Расположена в 1-ом внутреннем дворе.
2. Здание бывшей конюшни в 1-ом внутреннем дворе замка. Сегодня здесь находится учебный центр.
3. Здание бывшей солеварни в 1-ом внутреннем дворе замка, примыкающее к Красным воротам. В 1876 году дом был переоборудован под жилой с четырьмя служебными квартирами и служил для этой цели до 1946 года, когда интерьер был преобразован в офисы. Говорят, ночами здесь неспокойно. Согласно легенде, виноваты двое охранников, которые охраняли соль. Как-то играли они в кости. Один из них много выиграл, а другой остался ни с чем. Он разозлился и решил отомстить. Между охранниками завязалась драка, в результате которой оба погибли. И сегодня в доме ночью иногда можно услышать звуки борьбы, яростные голоса и вздохи умирающих. Впрочем, тайной окутан практически каждый дом в этом необыкновенном городе.
4. Здание в прошлом под названием Бухалтерия расположено на месте бывших крепостных укреплений с воротами и разводным мостом, отделявшим замок от форта. В 1928-1931 годах подверглось полной реконструкции для размещения архива и библиотеки.
5. Градек - самая старая часть замка. Впервые упоминается в письменной форме в первой половине XIII века.
6. Монетный двор. Сегодня используется в основном для проведения выставок.
7. Мазельнице. Первоначально дом служил частью укреплений Верхнего замка, а затем здание стало использоваться в экономических целях - здесь производили молочные продукты для обитателей замка. В настоящее время в нём лткрыта Галерея чешской культуры.
8. Верхний замок
9. Плащевой мост
10. Замковый театр в 5-ом внутреннем дворе замка.
11.Так называемый Ренессансный дом в 5-ом внутреннем дворе замка. Первоначальная цель и время происхождения здания неизвестны. В разное время здесь были прачечная и кухня, конюшня, жилые помещения.
12 и 13. Замковый сад, основанный в XVII веке.

Верхний замок

Вид на Монетный двор (слева) и Градек (Нижний замок) с башней

1-ый и 2-ой внутренние дворы замка

Скалистая возвышенность, высоко вздымающаяся над долиной Влтавы, была обжита намного раньше возникновения самых древних частей нынешней крепости. Первая стоянка относится к бронзовому веку. А заложил крепость, согласно легенде, князь Витек I из Прчице, основатель старинного чешского рода Витковичей. В этих краях с незапамятных времён пролегали пути в немецкие земли, но дороги привлекали не только купцов, но и разбойников, охотившихся за торговыми обозами. И когда от грабителей совсем не стало житья, доблестный князь разгромил разбойничью шайку, нашёл и уничтожил их пристанище, а на его месте заложил свой замок, чтобы защищать важный торговый путь. Историки, правда, опровергают красивую легенду, утверждая, что замок был заложен в 1240 году (первое письменное упоминание о постройке замка датируется именно этим периодом), а Витек I умер ещё в 1194-м. Поэтому строителем Крумловской крепости можно считать лишь внука Витека I - Завиша из Неханиц (1216-1257), единственного сына Витека II Старшего (1173-1236). В 1274 году замковые предместья были объединены в город Чески-Крумлов. По сути, вся история города - это летопись немногочисленных владельцев замка, .которые сменяли друг друга по причине того, что тот или иной род крумловских аристократов угасал.

В 1302 году владения перешли к ветви рода Витковичей из Рожмберка Розенбергам (именно им посвящён ежегодно проводимый в Чески-Крумлове Праздник пятилепестковой розы, о котором я уже рассказывала). Представители династии были образованными гуманистами, меценатами культуры и искусства, способными политиками, занимавшими самые высокие посты в Чешском королевстве. По своему богатству и общественному значению в Чехии Рожмберги были первыми после королевской фамилии. С тремя столетиями их правления связана эпоха самого большого расцвета города и крепости, которая со временем превратилась в великолепную замковую резиденцию эпохи ренессанса. Цепкие Рожмберки удержали за собой Крумлов даже в период кровавых Гуситских войн. Более того, в это время ими были приобретены новые крупные поместья, что позволило значительно расширить территорию Крумловского замка. Замок становится административным центром Южной Богемии. Развивается ремесленное дело, торговля. В 1494 году Крумлов получил статус и привилегии королевского города. Добыча серебра на окрестных шахтах дала новый толчок его развитию. В конце XV века Крумловский замок был перестроен итальянскими архитекторами Антонио Эрисера и Бальтазаром Магджи в представительный замок эпохи Возрождения.

Фасады древнего замка украшены сграффито в стиле эпохи Ренессанса и фресками в стиле барокко. Полная переделка раннеготического Малого Града (Нижнего Замка) была проведена во время правления Вилема из Рожмберка в 1580 году.

XIII веком датируется самая старая часть замка – Градек (Нижний замок) с изящной шестиярусной круглой башней. Она является символом не только замка, но и всей городской панорамы. «Самая башенная из всех башен» - так характеризовал её Карел Чапек. Самыми древними являются нижняя часть в границах первого этажа и её второй этаж. Свой нынешний ренессансный вид башня приобрела около 1580 года, в результате перестройки. Стены украсились росписями, появился арочный балкон и башня немного «подросла». Высота её составляет 70,4 метра (от основания скалы во рву до флажка на вершине), максимальный диаметр 12 метров. В башне замка с середины XVIII века жил башенный сторож, который заводил часы, звонил в колокола, а позднее также трубил в фанфары перед дозором. На башне можно рассмотреть смотровую площадку. У нас, к сожалению, не было времени туда подняться. Но кто там побывал, настаивают - не поленитесь преодолеть 162 ступеньки, чтобы полюбоваться с площадки галереи несравненной красотой и захватывающими видами на замок и исторический центр города. Когда же нас увлекали лабиринты "крумловских" улочек, башня служила ориентиром и путеводной звездой. Ведь её видно практически со всех точек города!

Именно в годы правления Рожмберков появилось большинство достопримечательностей Крумлова. В 1347 году был построен мост через Влтаву, который объединил правый берег, где жили в основном переселенцы из Баварии и Австрии, с поселением Латран на левом берегу. Верхний замок, стройный костёл Святого Вита, костёл Святого Йошта...

Верхний замок и Костёл Святого Вита

Костёл Святого Йошта был построен на берегу реки Влтава в 1334 году и являлся частью госпиталя. Первоначально храм был посвящён Святой Троице и был отдан старостой города протестантским верующим, которые осуществляли благотворительную деятельность в городе, ухаживая за больными. Но после смерти старейшины храм отошёл католикам, они его отремонтировали в барочном стиле и переименовали в костёл Святого Йошта. Однако храм не долго служил своему религиозному предназначению. В 1790 году городской совет продал дом местному предпринимателю, который разместил тут пивоварню. Перебывали в этом здании и казино, и танцклассы с баром, и гостиница. В 1920-е гг. здесь был обувной магазин фирмы Bata, в 1938 году – магазин мотоциклов. Последняя реконструкция здания была произведена в 1999 г. Сейчас здесь открыт магазин одежды, ресторан и музей марионеток.

В документах XV столетия содержатся упоминания ещё об одной интересной инженерной достопримечательности, проходящей через ров на западной стороне Верхнего замка - Плащевом подъёмном мосте (Замковый мост, мост "На плашти"), получившем своё название от средневекового фортификационного сооружения. Его оригинальная деревянная конструкция с разводным механизмом не сохранилась, в XVIII веке её заменили на стационарную каменную - монументальное многоуровневое сооружение высотой 40 м и длиной 30 м. Плащевой мост представляет собой трёхэтажный переход между жилой частью замка, театром и садом. На Парапетах моста – барочные скульптуры св. Антониа Падуанского, св. Феликса, св. Вацлава – покровителя земли чешской и св. Яна Непомуцкого. Это копии, оригиналы выставлены в музее замка.

Как настоящий средневековый город, Крумлов оброс всевозможными преданиями и легендами, связанными с владельцами замка и не только. В его подвалах - 5 км архивных полок! Сколько тайн можно разгадать, порывшись в столь секретных сокровищах. Некоторыми из них поделилась с нами экскурсовод - местная жительница Дагмар Богдалова (или Даша). И здесь в правдоподобности таких захватывающих, подчас мистических историй даже не сомневаешься...

...Град тот манит к себе не случайно -
За углом каждым прячется тайна,
Каждый дворик легендой богат,
И поведать гостям её рад.
С упоением можно часами
Слушать сказы и притчи о Даме.
О прекрасной и грустной графине,
Призрак бродит чей в замке и ныне...

В.Осадец

Самая известная крумловская легенда рассказывает о Белой Даме, духе Перхты из рода Рожмберков. Уже много веков Белая Дама охраняет мир и покой Чески-Крумлова. Красавица-дочь Олдриха II прожила счастливое детство в замке отца в Чески-Крумлове. Когда же она повзрослела, множество женихов стали просить её руки. Но отец принудил её выйти замуж за Яна Лихтенштейна, богатого и знатного вдовца, человека злого и грубого. С тех пор жизнь благородной Перхты стала полна несправедливости и страданий. В замке стареющего мужа жили мать и сестра его первой жены. Они преследовали юную Перхту и старались испортить ей жизнь всеми возможными способами: наговаривали на неё мужу, подсовывали ей тяжёлую работу, и ни разу не услышала она от них тёплого слова. Брак стал для неё адом, из которого не было никакого выхода, ибо нравы тех времен не позволяли жене уйти от мужа, даже если он обращался с ней жестоко. Напрасно она молилась о смягчении сердца изверга-мужа, тщетно писала отчаянные письма отцу и брату: «Спасите меня от этих злых людей, и будете иметь такую заслугу перед богом, словно освободили душу из ада». И только смерть мужа освободила её из семейной тюрьмы. С великой радостью вернулась Перхта в свой родной замок и стала олицетворением добра и защитницей всех страждущих. Горе замужества оставило на её лице нестираемые следы страданий, и лишило её способности смеяться. Серьёзная и стройная, преждевременно увядшая женщина с вьющимися золотистыми волосами, перевязанными белой лентой, прожила в родовом замке до своей смерти в 1476 году, было ей 49 лет. И все бедняки прилегающих земель не переставали её оплакивать и видеть в своих видениях. Белая Дама стала являться в коридорах и на лестницах замка Чески-Крумлов, своим появлением предвещая будущее. Если кто увидит её улыбающуюся в белых перчатках, то это принесёт удачу, если на ней красные перчатки, то быть пожару, а если она в чёрных перчатках и вуали, то это означало надвигающееся несчастье, болезнь или смерть. Белая Дама присматривала за детьми наследников рода и охраняла их от всякого зла. Однажды, когда няньки от усталости уснули, Белая Дама взяла на руки и начала баюкать маленького Петра Вока, последнего потомка своего рода. Одна из нянек, недавно пришедшая в замок и ничего не знавшая о Белой Даме, проснувшись и увидев незнакомую женщину с младенцем, закричала на неё: "Что вы здесь делаете, кто позволил вам взять на руки малыша?!". Нянька хотела забрать ребенка у Белой Дамы, но та прижала его к себе и произнесла: "По праву родства забочусь я об этом ребёнке, как смеешь ты мне перечить, не выполняя своих обязанностей". Подойдя к старой кормилице, Белая Дама прошептала: «Заботься об этом ребёнке, а когда он подрастёт, расскажи ему о том, как я его любила. И покажи ему это место, где я его баюкала в колыбельке». Белая Дама склонилась над младенцем, ласково погладила его, поцеловала и растворилась в стене, превратившись в лёгкое белое облако.

Когда Пётр Вок повзрослел и узнал о послании Белой Дамы, он приказал разбить стену, за которой она исчезла. И был там найден огромный клад. Но, видимо, денег было всё же недостаточно, ведь именно Пётр Вок, последний владелец замка из рода Розенбергов, из-за накопившихся долгов под нажимом кредиторов вынужден был продать родовое гнездо в 1602 году императору Рудольфу II (1552-1612).

Сам император проживал в Праге, а в Чески-Крумлове три года жил старший, незаконнорожденный сын Рудольфа II дон Юлий Цезарь Австрийский. Рудольф дал ему приличествующее образование и состояние, однако юноша этого не оценил. Он стал вести распутную жизнь, и никто не мог с ним совладать. Из-за неумеренного питья у него стали проявляться явные психические отклонения, и отец отправил его в сопровождении опекунов в Чески-Крумлов. Однако и здесь молодой бездельник шлялся по городу, устраивал драки, насиловал женщин. Потом вроде бы по-настоящему влюбился в дочку цирюльника Маркету. Мать девушки уже мечтала о родстве с императором, но Юлий Цезарь после недолгого романа пронзил подругу рапирой и выкинул из окна замка. Маркету подобрали и выходили. Дон Юлий, узнав, что девушка жива, затребовал её в замок и там убил. Никто не помешал ему, боясь неистовства шизофреника. Весть об этом кошмаре не сразу дошла до Рудольфа II. Но, узнав, он приказал запереть сына и никуда не выпускать. Врач пытался исправить раздражённое состояние убийцы кровопусканием, но тщетно. Юлий Цезарь отказывался от еды. Абсолютно голый, он часами сидел у оконной решётки, временами что-то выкрикивая и пугая прохожих. Затем в приступах ярости вскакивал и ломал всё вокруг себя. Ему было 23 года, когда он умер. Официально - от лопнувшего в горле абсцесса. Но в городе ещё долго шептались, будто бы ректор Пражского медицинского факультета перерезал ему в бане вены. По приказу отца-императора. Согласно легенде, которая дошла до наших дней, привидение бедной девушки до сих пор можно иногда увидеть в замке...

В 1622 году замок перешёл к династии Эггенберков. Иоганн Кристиан I фон Эггенберг совершил ряд реконструкций, был построен деревянный театр. Род Эггенбергов угас в 1719 году, после чего все его владения и титулы были унаследованы княжеским родом Щварценбергов. В 1723 году герцогство Крумловское получил от короля князь Адам Франц Шварценберг (1680-1732) и поселился в замке вместе с супругой княгиней Элеонорой Елизаветой Амалией Магдаленой фон Лобковиц (1682-1741). Княгиня была хорошо образованной и деятельной женщиной. Дружна была с известными учёными, артистами, инженерами и зодчими. Именно благодаря ей замок приобрёл архитектурный облик, дошедший до наших дней. И всё, казалось бы, в её жизни было прекрасно, кроме главного - Элеонора никак не могла родить мужу наследника. Шли годы, все приложенные усилия не помогали…И вот в 41 год Элеоноре удалось забеременеть (в те времена беременность в таком возрасте приписывали чуду или колдовству). Так, связанная с именем Элеоноры, родилась легенда про вампиров. Хотя, утверждают, что это самый настоящий исторический факт!

Дабы выносить ребенка, княгиня решила ежедневно пить молоко волчиц. Она приказала в окрестных лесах ранить, но не убивать животных – оленей, медведей и др., ведь запах крови раненого животного привлекал волков. А ловцы их были тут как тут! Такое количество волков в окрестностях не могло не закончиться несчастьем. После того, как волки напали на весьма зажиточного купца, приближённые Элеоноры пришли к ней со словами, мол, что ж Вы творите, госпожа, люди гибнут! На что Элеонора, не двинув бровью, ответила: "А с чего Вы решили, что это волки виноваты? Может, это вампиры?". Сегодня бы такую шутку Элеоноры никто не принял всерьёз, но это был XVIII век! И слова княгини не только восприняли буквально, но развернули в Крумлове масштабное движение по борьбе с вампирами. Каждый человек с бледной кожей, с дефектами зубов или любовью к ночным прогулкам подозревался в вампиризме. Даже сегодня в окрестностях городка находят захоронения людей, убитых по обвинению в вампиризме: кол в сердце, камень во рту, голова отрезана и положена в ногах… И, неудивительно, что Элеонору ещё при жизни начали называть не иначе как "принцесса вампиров".

Что интересно, ещё в одном чешском замке Глубока хранится прижизненный портрет Элеоноры с сыном, на котором она изображена в охотничьем костюме. Но самое загадочное, что при реставрации портрета под слоем краски в той части, где написана голова княгини - кусок другого холста, что некоторыми исследователями расценивается, как символическое обезглавливание.(известно, что вампиры при погребении подвергались такой процедуре, а голову клали между ног).

Справа - выставленный в крумловском замке портрет несовершеннолетнего князя Йозефа, исполняющего интересный символический жест. Награждённый княжеский сын с орденом Золотого руна и в орденском облачении указывает рукой на находящееся на заднем плане пирамидальное надгробие, чем символически даёт понять зрителю, что эта огромная почесть должна искупить скорбь о покойном отце.

Архивные данные тех лет свидетельствуют, что княгиня увлекалась оккультными науками, магией, спиритическими сеансами, приготовлением ядов. Обнаружены свитки с заклинаниями от злых духов, перечни магических средств, всевозможных снадобий, которые в большом количестве доставлялись в замок. Скорее всего, несчастная женщина, потерявшая мужа (в 1732 году во время охоты на оленей герцог Адам Франц по нелепой случайности был застрелен императором Карлом VI) и вынужденная отдать сына (видимо, чтобы как-то искупить свою вину, император послал осиротевшему десятилетнему принцу Йозефу I Адаму орден Золотого Руна - самую высокую награду Габсбургов, а затем и вовсе забрал его к себе), пыталась как-то сама облегчить свои душевные, а затем и физические страдания. Её посещали знаменитые врачи того времени, но увы... В возрасте 59 лет Элеонора умирает в страшных мучениях. По какой-то причине, тело её срочно увозят в Вену для вскрытия, что было необычно, а вердикт врача - рак, симптомы которого приписывали последствиям укуса вампира. Поэтому её не стали хоронить в фамильном склепе в Вене, а привезли в Крумлов и захоронили в храме Св. Витта, не забыв при этом вбить в грудь деревянный кол…

А ещё в Чески-Крумлове можно встретить привидение придворного алхимика, умершего в подземельях замка, но так и не раскрывшего секрет эликсира вечной молодости; дух трактирщика, сломавшего себе шею, когда он, прыгая от счастья обручения со своей возлюбленной, скатился по крутым ступеням подвала; печальный образ обманутой проезжим торговцем белошвейки. А ещё сказывают, что по ночам по улицам города ходят гномики с золотыми самородками в руках и спрашивают у запоздалых прохожих, что им с этим золотом делать. Если человек говорит: "Дай мне", то получит кусок графита. Надо же сказать: "Откуда взял, туда и верни", и тогда человеку в скором времени привалит богатство. Так что, Чески-Крумлов - город мистический и загадочный. Возможно, поэтому он так полюбился режиссёрам. Именно здесь снимался фильм ужасов "Хостел" и сцены из фильма "Иллюзионист". Многие крумловские легенды обросли домыслами и претерпели изменения за долгие столетия своего существования. Появились различные варианты одной и той же легенды, иногда дополняющие, а иногда и прямо противоречащие друг другу. И сейчас уже трудно, практически невозможно отличить правду от вымысла, быль от сказки. Но, гуляя по этому городу, сохранившему дух Средневековья, веришь, что это действительно происходило когда-то...

Но отвлечёмся от легенд и вернёмся во времена правления рода Шварценбергов. Несколько слов о судьбе сына Элеоноры и Адама Франца. Йозеф Адам фон Шварценберг (1722-1782) в личной жизни был не очень счастлив. Его жена Мария Терезия из Лихтенштейна родила ему 9 детей, а в 1753 году умерла во время эпидемии оспы. Очевидно, сын Элеоноры был однолюб, так как до конца своей жизни больше не женился. А карьера у него удалась. Служил тайным советником, гофмаршалом и даже главным распорядителем двора императрицы Марии Терезии. Заботился о своих слугах и работниках. В 1765 году учредил пенсионный фонд, который выплачивал пенсии до 1950 года (!), когда средства фонда были переданы в систему государственного пенсионного обеспечения. Именно он совершил масштабную реконструкцию, в результате которой Крумловский замок был перестроен в стиле барокко. Оформление Маскарадного зала, благоустройство парка, каскадный фонтан - его заслуга.

В целом, жизнь города протекала размеренно и однообразно, вдали от бурных исторических событий. Так продолжалось до 1945 года, когда замок был национализирован, а Шварценберги покинули Чехию. В послевоенные годы большое внимание уделялось сохранению исторического наследия города - в 1963 году он объявлен исторической резервацией, а в 1992 году его исторический центр внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И хотя Чески-Крумлов как законсервированный островок безвозвратно ушедшего времени с его петляющими улочками, аккуратными домиками, огромным замком, история которого насчитывает почти 8 столетий напоминает, скорее, декорацию к фильмам о временах доблестных рыцарей, это вовсе не бутафория и не музейный экспонат с табличками "руками не трогать". Это бережно сохранённая для потомков память о средневековом прошлом. Он - настоящий! Один из самых красивых небольших городков Европы. Город, окутанный тайной с необыкновенной атмосферой сказочности...

июнь 2013 года

Используемые источники: "Чехия. Исторический путеводитель", Бурыгин С.М., издательство "Вече", Москва, 2013 год; журнал "Всемирный следопыт" №7 2006г.; сайт Чески-Крумлова www.ckrumlov.info; материалы Википедии.


Метки:
Чехия, Архитектура, Легенды и сказания
Поделиться с друзьями