Косторезное искусство

2 января 2018

На выставке-ярмарке народных художественных промыслов "Ладья. Зимняя сказка-2017" среди произведений народных умельцев в очередной раз особо привлекали внимание ажурные изделия замечательных косторезных центров России. И мне вспомнилась интересная выставка "Путешествие по дорогам времени. Косторезное искусство России", которая проходила в Москве в Музее декоративно - прикладного искусства в начале 2016 года, ставшая ярким завершающим аккордом года предыдущего, объявленного годом художественной резьбы по кости.

Тогда музей впервые представил свою уникальную коллекцию произведений (более 400 восхитительных экспонатов, выполненных из различных видов кости) всех известных промыслов, существующих на территории России с XVIII века до наших дней. Благодаря выставке, мы увидели необычайное разнообразие стилей и художественных образов, совершили своеобразное путешествие от берегов Северной Двины до побережья Берингова пролива, "побывали" в различных исторических эпохах, познакомились с самобытными традициями народной культуры.

Резьба по кости - один из самых древних видов искусства. Во времена зарождения человеческой цивилизации из кости изготавливались орудия труда и охоты, различная хозяйственная утварь, предметы ритуального назначения. Формировались разнообразные техники и приёмы художественной обработки кости - резьба, гравировка, окрашивание. Каждый косторезный центр прошёл свой путь становления и развития, обусловленный историческими условиями и традициями национальной культуры.

Шахматы "Народы Кавказа", Россия, 2-ая пол.XIX в., кость, резьба, точение, тонировка

Становление знаменитого Холмогорского косторезного промысла происходило в XVI-XVII вв. Это было время бурного экономического развития северных территорий. Иностранные купцы активно торговали с Москвой, по Волге переправлялись в южные страны. Основными торговыми центрами стали Холмогоры и Архангельск. В этих городах на складах скапливалось огромное количество драгоценного товара - "рыбьего зуба", как тогда называли моржовые клыки. И, естественно, у косторезов всегда имелось обилие материалов для работы. Вместе с разнообразными товарами купцы привозили в Москву изделия северных косторезов. Резьба была высоко оценена при царском дворе. Во 2-ой пол.XVII в. в столицу для работы в мастерских Оружейной палаты Кремля были вызваны и сами резчики.

Скульптурная композиция "Сцены из жизни северных народов", работа холмогорского мастера, конец XVIII в., кость, дерево, бархат, резьба

Со 2-ой трети XVIII в. начинается время наивысшего расцвета холмогорского искусства. На промысле используются все возможные виды художественной работы с костью. В тематике произведений особой любовью пользуются галантные и пасторальные сцены, библейские, мифологические сюжеты, разнообразные аллегории, сцены из жизни северных народов.

Скульптурная композиция "Хозяйство", работа холмогорского мастера, конец XVIII в., кость, дерево, резьба

Начиная с 1760-х гг., в холмогорское искусство стали постепенно проникать элементы классицизма и к началу XIX в. новое стилевое направление определяет облик практически всех произведений северных косторезов.

"Портрет великой княгини Марии Фёдоровны", работа холмогорского мастера, 2-ая пол. XVIII в., кость, дерево, рельефная резьба, ажурная резьба, бархат, цветная гравировка

Во 2-ой пол.XIX в. холмогорское искусство резьбы приходит в упадок. В богатых кругах снижается мода на косторезные произведения. Основной продукцией промысла стали небольшие изделия, рассчитанные на небогатого покупателя. Начало XX в. стало самым сложным периодом в жизни холмогорского промысла. Осталось лишь несколько человек, владеющих настоящим мастерством резьбы. В 1929 г. в селе Ломоносово открылся учебный пункт художественной резьбы по кости, реорганизованный в 1930 г. в профессионально-техническую школу. В довоенное время школу окончило целое созвездие талантливых, прославленных в будущем мастеров. Поставленная цель - возродить былую славу промысла - настолько захватила молодых художников, что уже через очень короткое время начался период нового расцвета холмогорского искусства. Тематика многих работ была продиктована временем, исторической эпохой, в которой жили и творили авторы.

"Портрет лётчика Сафонова", с.Ломоносово, 1944 год
Кубок "Новая тундра", автор А.С.Гурьев, исполнители А.С. А.Е.Гурьевы, 1960г., с.Ломоносово

Коробка "Белочка", У.С.Шарыпина, с.Ломоносово, 1954 год, кость, бархат, ажурная резьба, объёмная резьба, точение

Коробочка "Колобок", А.С.Гурьев, с.Ломоносово, 1958 год, кость, бархат, ажурная резьба, объёмная резьба, точение

Шкатулка "Сказка о рыбаке и рыбке", У.С.Шарыпина, с.Ломоносово, 1955 год, кость, бархат, ажурная резьба, рельефная резьба, объёмная резьба, точение

В XX веке появляется так называемый "суровый стиль". В холмогорской резьбе исчезает тонкий, кружевной прорезной орнамент, мастера преимущественно сосредотачивают внимание на выявлении достоинств самого материала, его пластических качеств, работы чаще всего декорируются низкорельефной резьбой и гравировкой.

Декоративные вазы, с.Ломоносово, 1970-е годы

Холмогорское искусство с увеличением количества переселенцев оказало значительное влияние на возникновение Косторезного промысла в Якутии. До наших дней сохранилось сравнительно небольшое количество изделий XVIII века. Самые ранние из них напоминают холмогорские произведения, но постепенно стиль якутской резьбы меняется, обретая свой собственный яркий, необыкновенно выразительный национальный характер. В конце XIX века из промысла практически исчезают разнообразные предметы прикладного характера, на которые уже не было спроса, и появляются скульптурные композиции. Это новое направление в резьбе в дальнейшем сыграло определяющую роль в косторезном искусстве Якутии XX века. С 1960-х гг. начинается период расцвета. Одной из любимых тем становятся национальные обычаи и традиции. Произведения многих авторов посвящены празднику Ысыах, который сопровождался всевозможными танцами, играми, скачками и борьбой.

Скульптурная композиция "Свидание", К.Ф.Герасимов, Якутия, с.Борогонцы, 1973 год, бивень мамонта, резьба

Скульптурная композиция "Ликбез", К.Ф.Герасимов, Якутия, с.Борогонцы, 1974 год, бивень мамонта, резьба

Скульптура "Что не вырубишь топором, того осилишь умом", Р.М.Пинигин, г.Якутск, 2002 год, бивень мамонта, рог лося, резьба Предоставлено Союзом художников Якутии
Скульптура "Собирая по ягодке, наполнишь посудинку", Р.М.Пинигин, г.Якутск, 2002 год, бивень мамонта, рог лося, резьба Предоставлено Союзом художников Якутии

Ещё один значительный центр резьбы по кости сформировался во 2-ой пол.XIX века. в старинном сибирском городе Тобольске. Первую мастерскую в 1874 году открыл Иван Ефимович Овешков. Через несколько лет в городе образовались и другие мастерские.

Скульптурная композиция "На Севере", П.Г.Терентьев, г.Тобольск, 1910-е гг., бивень мамонта, резьба, точение, гравировка

Известный тобольский косторез Порфирий Григорьевич Терентьев, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие промысла, работал поочерёдно в разных мастерских, а в 1913г. основал свою собственную. Его творчество открыло новый этап в образной стилистике тобольской скульптуры.

Скульптурная композиция "Остяк с рыбой", г.Тобольск, 1930-е гг., бивень мамонта, резьба

В конце 1920-х гг. была создана артель "Коопэкспорт". В эти годы мастера выполняли традиционные для промысла многофигурные скульптурные композиции на темы из жизни коренных народов Сибири, а также создавали крупномасштабные композиции, рассказывающие о реалиях нового времени или воспроизводящие мечты о прекрасной будущей жизни народов тундры.

Скульптурная композиция "Радиофицированный чум", г.Тобольск

Скульптурная композиция "Фактория Г.У.С.М.П." (Главное Управление Северного морского пути), г.Тобольск, 1936 г.

Скульптурная композиция "Доставка предвыборной литературы на Север", К.Т.Песков, г.Тобольск, 1940-е гг.

В XX веке основным направлением в творчестве косторезов становятся небольшие скульптуры с плавной линией силуэта, лёгким, скользящим движением, "зарисовки" сцен из повседневной жизни. Создавались и более масштабные работы, посвящённые труду оленеводов, рыболовному промыслу, спортивным праздникам.

Скульптурная композиция "Выборы в тундре", П.И.Васильков, г.Тобольск, 1947г., бивень мамонта, резьба, дерево, гравировка

Скульптурная композиция "Электрификация тундры", В.С.Синицких, г.Тобольск, 1947г., бивень мамонта, резьба, дерево, гравировка

Скульптурная композиция "Праздник в рыболовецком совхозе",И.М.Васильков, г.Тобольск, 1948г., бивень мамонта, резьба, дерево, гравировка

Совсем другими путями проходило становление Косторезного промысла на Чукотке. Около 2000 лет назад на этой земле уже существовало развитое, необычайно выразительное косторезное искусство. Проходили столетия, менялся стиль резьбы, но неизменным оставалось смысловое содержание произведений.

Скульптура "Моржиха с детёнышем", Вуквутагин, п.Уэлен, 1957 год, клык моржа, резьба, гравировка

Значительные изменения в чукотской резьбе произошли в конце XIX в. Моряки с иностранных судов охотно покупали у местных жителей скульптурные изображения арктических животных. Жители прибрежных посёлков стали активно заниматься изготовлением разнообразных изделий для продажи. На рубеже XIX-XX веков появилась сюжетная гравировка на целых моржовых клыках, ставшая впоследствии ярким, уникальным явлением в искусстве арктических народов. В 1931г. в п. Уэлен открывается первая на Чукотке косторезная мастерская.

Скульптурная композиция "Собачья упряжка", Туккай, В.Эмкуль, п.Уэлен,1965г., клык моржа, резьба, цветная гравировка
Скульптурная композиция "Оленья упряжка с двумя каюрами", Хухутан, п.Уэлен,1968г., клык моржа, резьба, цветная гравировка

Начиная с 50-х гг. XX века одной из самых значимых и любимых у художников становится фольклорная тематика. Чукотские и эскимосские сказки обретают вторую жизнь в гравировке на моржовых клыках, превращаясь в изобразительный рассказ. Даже не зная текста, сказку легко можно "прочитать" по гравированным рисункам. Чукотские художники обращаются и к темам, посвящённым жизни людей и животных в условиях Арктики, значимым событиям XX века и своей мудрой, древней культуре.

Анималистическая пластика, Чукотка,1-ая треть 20 века, клык моржа, резьба, гравировка

Самый молодой - Косторезный центр в подмосковном городе Хотьково. В 1946 году в абрамцевской профессионально-технической школе было открыто отделение художественной резьбы по кости, а в 1947 организуется косторезная артель "Народное искусство".

Часы настольные "Урожай", Художники С.Н.Васинская, Е.С.Петрова, косторезы В.Е.Логинов, Н.Н.Самофалов, дерево Е.Н.Безнос,1949г., г.Хотьково, артель"Народное искусство", дерево, кость, металл, пластик, ажурная и рельефная резьба

В 1950-е гг. мастера выполняют разнообразные работы, в которых используются все известные виды обработки кости. Для создания нового неожиданного образа художники сочетают кость с другими материалами. Работы ведущих мастеров артели демонстрируют самые разнообразные решения творческих задач и неизменно высочайший уровень техники резьбы.

Скульптурная композиция "Мужик и медведь", г.Хотьково

Экран "Георгий Победоносец",Н.Н.Соломатин, г.Хотьково, артель "Народное искусство", 1988г., кость, резьба
Скульптура"Святой Георгий",В.М.Баландин, г.Петрозаводск, 2010г., бивень мамонта, карельская берёза, резьба. Предоставлено автором

Изделия современных авторов, представленные на выставке, тоже очень интересны, индивидуальны, выразительны. Наверное, таких чудных произведений не получилось бы, если бы мастера в своём творчестве не опирались на приёмы резьбы по кости, накопленные веками. Залог сохранения уникальных народных промыслов и есть - преемственность традиций.

Скульптура "Принцесса на горошине", Даниил и Татьяна Артюховы, г.Москва, 2014г., бивень мамонта, резьба. Предоставлено О.А.Мотылём

Скульптурная композиция "Соболь", С.П.Евангулов, г.Москва, 1951г., кость, резьба

Теперь о колокольчиках. Вернее, об одном, имеющемся в моей коллекции. Это небольшой изящный косторезный колокольчик необычной трёхгранной формы. Он был представлен на «Ладье» на стенде предприятия ООО "Варко" (это преобразованная в 1992 году Варнавинская художественная фабрика резьбы по кости). Оно продолжает традиции косторезного промысла, который пришёл в Нижегородский край из села Холмогоры Архангельской области - традиционного центра художественного косторезного искусства, известного с XVII века. Постепенно здесь сложился свой стиль, который соединил традиции холмогорской резьбы с художественными приёмами и орнаментами народного искусства Нижегородчины. Это и ритмы хохломы, и лаконизм городецкой росписи, и узорочье нижегородской вышивки, и пластика домовой нижегородской резьбы по дереву. Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. В качестве основного сырья используется трубчатая кость крупного рогатого скота (цевка) и рог, иногда более ценные виды кости - мамонта и моржа. Каждое изделие режется мастером от начала до конца вручную с использованием лобзика, специальных приспособлений и инструментов. Форма кости, её белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным умельцам, используя разнообразные приёмы декорирования, создавать оригинальные и восхитительные произведения.

январь 2016 года

Используемые источники: сайт Музея декоративно-прикладного и народного искусства www.vmdpni.ru; сведения, представленные на выставке "Путешествие по дорогам времени. Косторезное искусство России"; фотоматериалы из личного архива.


Метки:
Россия, Народные промыслы, Выставки
Поделиться с друзьями