Карелия. Остров Кижи
В один из августовских дней (после дождливого Питера погода невероятно радовала!) наш теплоход причалил у знаменитого карельского острова Ки́жи (также распространён вариант с ударением на второй слог, некоторыми филологами называемый «общепринятым»), расположенного в северо-восточной части Онежского озера. Эти земли, включающие часть побережья, большой полуостров и архипелаг маленьких островков (их настолько много, что никто не знает их точное количество) получили название Заонежье.
В первом тысячелетии н.э. на этой территории жили племена веси и саамов. Вероятно, уже тогда о.Кижи был центром большой округи. Пологий, ровный остров был очень удобен для проведения массовых сборищ и традиционных обрядов. Сюда съезжался народ в период языческих праздников, здесь жгли костры, водили хороводы, обращая молитвы богу солнца, богу дождя. И название острова исследователи связывают с карельским словом «кижат» - игрища. В XII веке эти края стали заселять новгородцы, искавшие вольных земель, богатых лесов, рыбных угодий. Язык и обычаи местного населения сливались с потоком русских переселенцев. Так зарождалась своеобразная русская северная культура.
К началу XVII века в землях были найдены богатые залежи медной и железной руды, и на остров потянулись русские и датские купцы. Вскоре были построены заводы, занимающиеся выплавкой металлов, производством орудий и военной техники. До сих пор на территории острова находятся залежи подземных металлов. Здесь встречается шунгит (он же – аспидный камень), который в древности использовали для окраски орудий и для лечения некоторых болезней (не встречалось нам такого магазина, где бы не продавался этот камень в качестве сувенира из Карелии). Но, надо сказать, что крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах… Вооружённого протеста было не избежать! О самом крупном восстании приписных крестьян в 1771г. напоминает табличка на ограде. Оно было подавлено. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям. Во второй половине XVII века горное дело на острове зачахло, отсюда стали уезжать люди, земли пустели.
Первые Кижские храмы начали появляться на острове ещё в XVI веке, ведь все важные события православных крестьян происходили в церкви или около неё.
Как выглядели первые деревянные храмы на Руси, можно понять, присмотревшись к незаметной на фоне всего архитектурного ансамбля церкви Воскрешения Лазаря - удивительно гармоничной и сдержанной по красоте! На острове Кижи эта церковь – самая древняя. О ней есть упоминание в писцовой книге за 1629 год, но, предположительно, она была построена в XIV веке. Церковь перевезли в Кижи в 1960 году из Муромского монастыря Пудожского района. В 2005-2006 гг. она прошла масштабную реставрацию.
К сожалению, большую часть древних храмов разрушил сильный пожар от удара молнии. В течение нескольких лет на их месте выстроили новые, не менее красивые. В 20-е гг., после Октябрьской революции, новая власть взяла строения погоста под охрану как выдающиеся памятники архитектуры. Храмы уцелели. Во времена СССР, когда шло строительство многочисленных каналов, шлюзов и плотин и это грозило затоплением огромных исторических территорий Карелии, древних селений, церквей, было принято решение перевести все объекты деревянного зодчества в одно место – на остров Кижи. Так в 1966 году появился этот уникальный музей-заповедник под открытым небом среди удивительных пейзажей Карелии. Сегодня он насчитывает 89 подлинных построек XV-XXвв.: часовни, жилые избы, амбары, мельницы, бани, кузницы…
По тематике и расположению строений заповедник разделён на сектора, которые знакомят с деревянной архитектурой местных народов: карелов, вепсов, ливвиков. В старинных избах созданы музеи народного быта, рассказывают о плотницком деле, о карельской иконописи, проводятся мастер-классы по местным ремёслам… Главный сектор заповедника – «Русские Заонежья». Здесь расположен знаменитый Кижский погост, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он включает в себя церковь Преображения Господня, церковь Покрова Богородицы, шатровую колокольню, ограду, а также избы, амбары, ремесленные мастерские, ветряные мельницы. Современный вид ансамбля создавался на протяжении почти трёх столетий.
Колокольчик "Кижи". Коллекция Ирины Савчук
Постройки, различные по архитектурному замыслу, по конструктивным решениям и назначению, в совокупности представляют единое художественное целое. Пирамидальный храм Преображения, вытянутая горизонталь Покровской церкви, стреловидная вертикаль колокольни создают неповторимую красоту и индивидуальность Кижского архитектурного ансамбля. С какой бы точки мы не смотрели, строения каждый раз удивляют новым фантастически красивым сочетанием силуэтов.
Сказочной красоты «летняя» церковь Преображения Господня, увенчанная 22 главами, была возведена в 1714 году на месте старой, сгоревшей. Сруб выполнен с помощью топора, без гвоздей (пила разрывает древесные волокна, позволяя влаге проникать внутрь древесины; топор же, напротив, сминает их, запечатывая от внешнего воздействия). На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. Материал рубки – сосна, смола которой защищает дерево от гниения (для строительства храма было использовано около 2500 брёвен). Лемех главок и «бочек» - осиновый (в общем количестве «черепиц» около 35 тысяч). Мягкая осиновая древесина легко обрабатывается, от дождя она набухает и защищает купол от протекания, а со временем приобретает красивый оттенок серебра.
Экспонаты, представленные на выставке "Плотники", приуроченной к 310-летию церкви Преображения Господня Кижского погоста
К сожалению, история не сохранила имён мастеров-плотников (известно только, что строила церковь артель Заонежских плотников, а помогала им вся округа). До нас дошла лишь легенда о мастере Несторе, который, завершив строительство, бросил топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!». И действительно, церковь представляет собой один из лучших образцов мировой народной архитектуры и демонстрирует вершину плотницкого искусства. Дивное творение! Удивительно, что создано оно не учёными-архитекторами, а местными зодчими-самоучками. Не имея образования, они полагались лишь на свой глазомер и чувство прекрасного. Кстати, в договорах между заказчиками и плотниками так и указывалось – «как мера и красота скажут». Высота церкви 37м. Но, находясь рядом, ты не ощущаешь этой подавляющей высоты и мощи бревенчатой громады. Напротив, сооружение соразмерно человеческому росту и взгляду. Этот эффект – следствие искусной «игры» объёмами. Меняются объёмы восьмериков. Меняются объёмы прирубов – они двуступенчатые. Поярусно меняются объёмы главок. Ритм изменений рассчитан на восприятие снизу и придаёт сооружению особую динамичность. Главки установлены на килеобразных бочках и расположены каскадом, одна над другой. Для достижения особой целостности силуэта церкви каждая главка как бы вдвинута в вышележащую бочку. Этот приём – талантливая находка безымянных мастеров.
Пышный верх церкви и обилие нарядных элементов – это не только украшение сооружения. Плотники следуют «золотому» правилу, по которому главное в строении – польза, прочность, красота. Декоративные, на первый взгляд, детали «верха» церкви объединены в стройную систему защиты основы сооружения – сруба – от дождя и влаги. Капли дождя, попавшие на верхнюю главку, скатываются с лемеха на лемех, с главки на бочку, а оттуда – на свесы кровли, выходящие далеко за пределы бревенчатого сруба. Если кровля прохудится, внутри сооружения устроена дополнительная двускатная кровля, как бы перевёрнутая вверх дном. Влага по внутренней кровле стекала в большой желоб-водомёт и выводилась за пределы сооружения. На тот случай, если и он прохудится, под желобом установили второй, точно такой же. Возможно, благодаря такой предусмотрительности церковь стоит уже более 300 лет! Конечно, она прошла реставрацию, и это был уникальный по сложности проект. Здание подняли домкратами на металлическом каркасе, под ними залили фундамент. Затем церковь разделили на семь ярусов и поэтапно перебрали. Брёвна старались «лечить», заменяя лишь в крайнем случае. Удалось сохранить более 70% аутентичных материалов. С 2021 года храм стал вновь доступен для посещения.
В церкви сохранился подлинный иконостас XVIII века, который поражает великолепием и масштабностью, обилием золота, многочисленностью и красочностью икон (многие были вывезены во время финской оккупации, но после войны их удалось вернуть), и искусной резьбой иконостасной рамы. Виноградные лозы, цветы, бутоны и листья вырезаны вручную из цельных кусков дерева.
Рядом с «летней» - отапливаемая 26-метровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Точная дата строительства неизвестна, однако её окончательный облик сложился к 1764 году. Именно тогда шатровый купол сменила восьмискатная крыша с девятью главками, обшитыми лемехом. Храм украшен богатым резным декором – столбы, наличники, карнизы. Изумительные деревянные кружева превращают его в сказочный теремок.
Шатровая 30-метровая колокольня упоминается в летописях с 1616 года. За столетия она обветшала и в 1862 г. была снесена. К 1874 году утвердилась её точная копия, сохранившаяся до наших дней. На колокольню можно подняться по винтовой лестнице (билет платный – 500 руб.). Со смотровой площадки открывается чудесный вид на всю территорию комплекса, соседние берега со старинными деревнями, каскад главок церкви Преображения Господня… А, главное, можно рассмотреть в деталях ансамбль колоколов звонницы Кижского погоста и представить, как их перезвон в православные праздники и по выходным разливается по всей округе.
На первом этаже расположена небольшая выставка старинных колоколов из церквей Заонежья.
Колокол церковный (благовестник), Россия, г.Санкт-Петербург, завод В.М.Орлова, 1918г., вес 51 пуд 36 фунтов. Из церкви в честь иконы Богоматери "Всех Скорбящих Радость", дер.Орусъярви Питкярантского района Карелии
Слева - колокол церковный (малый зазвонный), Россия, XIX-нач.XXв., происходит из пос.Красноборского Пудожского района
Справа - колокол церковный (малый зазвонный), Россия, г.Валдай Новгородской губернии, завод братьев Усачёвых, первая треть XXв., происходит из Заонежья
Слева - колокол церковный (малый зазвонный), Россия, XIX-нач.XXв., происходит из Заонежья
В середине - колокол церковный (малый зазвонный), Россия, XIX-нач.XXв., происходит из дер.Мижостров Медвежьегорского района
Справа - колокол церковный (малый зазвонный), Россия, XIX-нач.XXв., происходит из дер.Ругозеро Муезерского района
На стенде – ознакомительная информация про колокольные звоны в музее-заповеднике «Кижи», про церкви и часовни острова и его окрестностей. Часовни строились в один период времени – 2-ая пол. XVII-нач. XIX вв. Они относятся к одному типу строений, имеют похожие планировки, сходны и их судьбы. Но ни одна из них не повторяет облик другой, демонстрируя бесконечность народной фантазии и обилие вариаций в рамках традиционной схемы. Некоторые из них мы увидели во время лодочной прогулки по озеру.
Вид на дер.Ямка, известную с XVI века, сохранённую с максимальной достоверностью благодаря трудам реставраторов (сейчас в ней живут сотрудники музея) и часовню во имя Спаса Нерукотворного, привезённую из дер.Вигово. Она находится на Нарьиной горе - самой высокой точке острова. По преданию, именно там стояли церкви, сгоревшие от удара молнии в конце XVII века
часовня Преображения Господня, перевезённая из дер.Кавгора
Дер.Васильево XVI века и часовня Успения Пресвятой Богородицы XVII века
«Издревле на Руси с особым благоговением и почитанием относились к колоколам. Трудно представить древнерусский город в воскресный или праздничный день без колокольного звона. Первые упоминания о колоколах встречаются в Новгородских летописях 1066 года, а также в житии Антония Римлянина XI века. К XVI веку Русское государство обошло другие державы по числу и весу своих колоколов. Здесь отливались тысячепудовые колокола-гиганты, звон в которые производился особым способом – «в языки», а сам русский колокольный звон отличался особой мелодичностью и мощностью звучания.
К началу XX века в России существовало более 20 заводов по отливке колоколов. Крупнейшими из них были заводы Оловянишниковых (Ярославль), братьев Усачёвых (Валдай), Лаврова (Гатчина), Орлова (Санкт-Петербург), Финляндского и Самгина (Москва).
На Русском Севере издавна сложилась самобытная школа звонарского мастерства, которая опиралась как на местный фольклор, так и на монастырскую музыкальную культуру (песнопения, уставные звоны), и в полной мере использовала акустические возможности деревянных колоколонесущих построек. Особенность расположения архитектурных памятников на острове Кижи (часовен и колокольни Кижского погоста) в пределах визуальной звуковой досягаемости позволила воссоздать акустическую атмосферу округи XVIII-XIX вв., гармонично вплетая звуковые узоры колокольного звона в тишину Кижских шхер.
Возрождение колокольного звона в музее-заповеднике «Кижи» началось в 1988 году. После длительного перерыва зазвучали колокола часовни Архангела Михаила. Среди них родной, чудом уцелевший колокол храма. В 1991 году к ним присоединились колокола Кижского погоста. С 2014 года начинается масштабная работа по возрождению часовенных звонов в Заонежье.
К настоящему времени оснащены колоколами звонницы часовен Нерукотворного образа (2014), Успения Божией Матери (2014), Преображения Господня (2018) на острове Кижи и церкви Пророка Илии, построенной на месте сгоревшей часовни в дер.Телятниково в 2009 году (2014). Появились колокола и в часовнях, которые изначально находились в окрестных кижских деревнях, их часто называют часовнями Кижского ожерелья, имея в виду, что они, как драгоценное ожерелье, обрамляют ансамбль Кижского погоста. Это часовни мучеников Кирика и Иуллиты в дер.Воробьи (2014), Апостолов Петра и Павла в дер.Насоновщина (2016), в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» (2018), Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в дер.Подъельники (2021).
В настоящее время более 100 колоколов расположено на действующих звонницах. Коллекция колоколов в музее «Кижи» начала формироваться сразу после его основания в 1966 году. В ней хранится 29 церковных колоколов, датируемых XIX- первой четвертью XX века, 15 из них входят в комплекты колоколов колокольни Кижского погоста и звонницы часовни Архангела Михаила».
Последнюю я бы назвала жемчужиной Кижей. Красивейшее строение! Возведённая в конце XVII века, часовня Архангела Михаила была перевезена в Кижи из карельской деревни Леликозеро в 1961г. Мне она особенно запомнилась своим «небом» - расписным потолком, состоящим из 17 икон местного письма XVIII века.
А ещё небольшим концертом колокольного звона от профессионального звонаря Игоря Хуттера, постоянного участника фестивалей колокольного искусства, куда съезжаются ведущие звонари со всей России, представляющие различные школы, направления и исполнительские стили.
Именно участники фестивалей отмечают самобытность кижских звонов, определив их как отдельное течение в искусстве звонарского мастерства. На стиль и манеру исполнения колокольных звонов в Заонежье наложило отпечаток доминирование деревянной архитектуры малых форм – часовен со звонницами. В этом регионе существовала однопозиционная техника звона, при которой большое количество незначительных по массе колоколов управлялось одним звонарём, как правило, местным музыкантом-самоучкой.
Подробнее о кижских звонах - в статье сотрудников музея-заповедника «Кижи» Вислы Гущиной, Марины Ноженко, Игоря Хуттера:
«В деревнях кижской округи перед большими церковными праздниками колокольный звон начинался обычно в дальней деревне Обельщине. Приоритет этой деревни объяснялся тем, что здесь на богослужениях бывала инокиня Марфа Романова – мать будущего российского царя Михаила Романова, сосланная в 1601 году Борисом Годуновым в Заонежье. Затем присоединялся звон колоколов Никольской церкви в Сенной Губе. В этот перезвон вступали колокола кижской колокольни, а за ними – колокола церкви в деревне Леликово.
В народе бытовали воспоминания о припевках, связанных с местным колокольным звоном. Так, например, жителям Обельщины в звоне своего колокола в дни праздничных перезвонов слышалось:
«Блины, Колобы, Калитки.
Блины, Колобы, Калитки».
Колоколам Обельщины отвечал огромный колокол в Кижах, слышный по всей округе:
«Будем, Будем
С толстым пузом.
Будем, Будем
С толстым пузом!»
Известно, что кижане охотно ездили по праздникам в соседние деревни и любили обильные застолья («поесть от пуза»).
Следом за кижскими звонарями в общий перезвон вступал колокол леликовской церкви с припевкой:
«Хоть бы были,
Хоть бы нет. Хоть бы были,
Хоть бы нет».
Леликовцев было принято считать не слишком гостеприимными.
«Мелодии в прибаутках соединялись в своеобразную «колокольную поэму» кижских деревень», — вспоминал местный житель И.А. Костин.
По всей видимости, это звучало очень красочно, тем более что в Кижах отличным звонарём-виртуозом почитали Николая Акакиевича Воронцова. Особенно ему удавался праздничный или, как называли его местные прихожане, «воронцовский звон».
Продолжают традиции современные звонари Игорь Архипов, возродивший звоны в Кижах в 1989 году (один из первых на территории СССР) и Игорь Хуттер. Они стали первыми в России звонарями-лауреатами конкурса 2000 года в Москве, в котором приняли участие более 100 композиторов и творческих коллективов. Третий кижский звонарь Алексей Нестеров осваивает это многосложное искусство, ему есть у кого учиться.
Кижские звонари занялись обустройством звонниц и восстановлением колокольного искусства в возрожденной Петрозаводской и Олонецкой епархии (ныне Петрозаводской и Карельской).
Первый фестиваль колокольных звонов состоялся в Кижах в 1998 году и был посвящён 10-летию возрождения колоколов на острове Кижи. Второй фестиваль, посвящённый 290-летию церкви Преображения Господня, прошел в Кижах 7-9 августа 2004 года. Теперь каждый год в августе месяце на острове проводится фестиваль колокольных звонов «Кижский благовест».
Старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов с уважением отметил достоинства кижской звонницы: это самая большая в России деревянная колокольня в действующем состоянии, с отличными акустическими возможностями.
Как не было двух одинаковых часовен в Заонежье, так не было и одинаковых звонов.
Воссоздание колокольной партитуры возможно только на исконной местности, так как на неё воздействует много факторов. Музей-заповедник «Кижи» идеально подходит для этого, ибо является уникальным историко-культурным и природным комплексом. За последние годы при участии звонарей музея «Кижи» в нескольких десятках храмах Петрозаводской и Карельской епархии были обустроены колокольни и звонницы. Музей «Кижи» стал одним из центров возрождения традиционного искусства русских православных звонов по всей Карелии».
В экспозиции заповедника есть и бытовые постройки народов Заонежья. Например, мельница крестьянина Н.А. Биканина с острова Волкостров (Медвежьегорский район) - типичная ветряная мельница начала XX в. Двухэтажный квадратный сруб сложен из бруса сосны и берёзы. На верхнем этаже находятся каменные жернова и ковш для засыпки зерна. На нижнем – механизм для производства толокна.
Дом Ошевнева – первая жилая постройка в заповеднике, которую перевезли сюда из дер.Ошевнево Медвежьегорского района Карелии. Произошло это в 1951 году. Дом был построен зажиточным крестьянином Нестором Михайловичем Ошевневым для своей большой семьи из 22 человек в 1876 году. Дом привлекает не только своими немалыми объёмами, но и продуманностью, красивым декором. Окна, балконы, крыши украшены деревянными кружевами, созданными пропильной и объёмной резьбой. По своим возможностям он был своеобразной усадьбой (такие дома-комплексы в Заонежье называли «кошель») и вмещал всё, что необходимо было для жизни в суровых северных условиях: жильё, место для работы, кладовые, помещения для скота. За пределами дома – амбары с хозяйским добром и хлебом, бани.
На первом этаже «зимняя» изба – здесь семья обитала в течение долгой зимы: небольшая дверь (чтобы меньше холода пропускала), двойной настил полов, низкие потолки, прижимающие тепло к людям, небольшие окна, зимой почти полностью заносимые снегом… С наступлением тёплых дней семья перемещалась в просторную, светлую «летнюю» избу с высокими потолками, удобно расположенными окнами на 2-м этаже дома. В комнатах воссоздан интерьер с частично сохранившейся старинной отделкой.
Отсюда можно было попасть в сарай, куда с улицы также ведёт отдельный широкий взвоз. По нему на 2-й этаж поднимались лошади с тяжёлым грузом, а иногда влетали санные поезда гостей. На «сарае» - орудия сельскохозяйственных работ, сани, упряжь, рыболовные снасти.
Неподалёку ещё один «кошель», объединивший всё, что необходимо для жизни северной семьи - дом Елизарова (2-ая пол.XIXв.) из дер. Середка. Можно сказать, что весь дом – двухэтажный. Но первый этаж жилой части, «подклет», для жилья не использовался. В одном углу устроен амбар с выходом наружу. В другом углу – кладовая для припасов и овощей. В неё попадали из избы. На жилом этаже, кроме избы, - просторные сени и две кладовые. Первый этаж хозяйственной половины занимает скотный двор с хлевами. На втором этаже, «на сарае», сушили сети и шкуры, устраивали сеновал, держали инструмент, а в непогоду работали.
Вот какой удивительнейший уголок северных пейзажей и рукотворных шедевров есть в нашей стране, попадая в который, не покидает ощущение, что «машина времени» перенесла тебя куда-то в давние-давние времена, погрузила в уклад жизни 300-летней давности. И это здорово! Ведь это наша история, наши корни… Кроме того, это место невероятно красиво! Вот что написал академик И.Э.Грабарь, побывавший в Кижах в августе 1926 года: «Красота здесь совершенно неописуемая, совсем особенная, идущая от озёр и озёрности. К вечеру такие изумительные цвета в небе и воде, каких никогда не видывал и не подозревал. Кижи расположены на длинной узкой косе, кругом на необъятные пространства вода – озеро и сотни островков. С колокольни видно бог знает какую даль. И всё это залито всеми цветами радуги…».
август 2024 года