Карелия. Заповедник "Кивач"
Одна из остановок теплохода «Княжна Анастасия» была запланирована в порту Петрозаводска – столице Карелии. Причалили мы к обеду и было несколько часов до вечера, чтобы просто прогуляться по городу или отправиться на одну из предложенных экскурсий. Наш выбор пал на поездку к водопаду Кивач. Много о нём слышали, в т.ч. восторженные рассказы сына, побывавшего в Карелии несколько лет назад, а тут представилась возможность увидеть его своими глазами.
«Северный богатырь», «великан», «красавец и гордость России» - каких только эпитетов не удостаивался этот феномен северо-запада нашей Родины. Возраст его около 8 тысяч лет. Длительное время он считался наиболее крупным равнинным водопадом России и вторым по величине равнинным водопадом Европы после Рейнского (р.Рейн, Швейцария). Образуется он падением реки Суны – одной из крупнейших рек Карелии. Высота водопада почти 11м. Бурлящими потоками река срывается вниз, преодолевая четыре уступа, что делает его очень зрелищным.
Колокольчик "Кивач". Коллекция Ирины Савчук
Великолепные художественные описания водопада, олицетворяющие его силу и красоту, вечное движение и многоликость в разные времена года можно прочесть в восторженных строках поэтов, путешественников, побывавших в этом краю.
В июле 1785 года на Кивач приезжал Г.Р. Державин. Дикая красота северного уголка оставила глубокий след в душе поэта, и из-под его пера вылилась величественная и поэтическая ода «Водопад». До сих пор не померкли её строки, которыми восхищался сам Пушкин.
«Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьёт вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Шумит, и средь густого бора
Теряется в глуши потом;
Луч чрез поток сверкает скоро;
Под зыбким сводом древ, как сном
Покрыты, волны тихо льются,
Рекою млечною влекутся.
Седая пена по брегам
Лежит буграми в дебрях тёмных;
Стук слышен млатов по ветрам,
Визг пил и стон мехов подъёмных:
О водопад! в твоём жерле
Всё утопает в бездне, в мгле!
Ветрами ль сосны пораженны? -
Ломаются в тебе в куски;
Громами ль камни отторженны? -
Стираются тобой в пески;
Сковать ли воду льды дерзают? -
Как пыль стекляна ниспадают»
Очарован водопадом был и поэт-декабрист Ф.Н. Глинка. Его образ он запечатлел в поэме «Карелия».
«По Суне плыли наши челны,
Под нами стлались небеса,
И опрокинулися в волны
Уединенные леса.
Спокойно всё на влаге светлой,
Была окрестность в тишине,
И ясно на глубоком дне
Песок виднелся разноцветный.
И за грядою серых скал
Прибрежных нив желтело злато,
И с сенокосов ароматом
Я в летней роскоши дышал.
Но что шумит?.. В пустыне шёпот
Растёт, растёт, звучит, и вдруг
Как будто конной рати топот
Дивит и ужасает слух!
Гул, стук!.. Знать, где-то строят грады!
Свист, визг!.. Знать, целый лес пилят!
Кружатся, блещут звёзд громады,
И вихри влажные летят
Холодной, стекловидной пыли.
Кивач! Кивач!.. Ответствуй, ты ли?..
И выслал бурю он в ответ!..
Кипя над четырьмя скалами,
Он с незапамятных нам лет,
Могучий исполин, валами
Катит жемчуг и серебро;
Когда ж хрустальное ребро
Пронзится горними лучами.
Чудесной радуги цветы
Его опутают, как ленты;
Его зубристые хребты
Блестят - пустыни монументы.
Таков Кивач, таков он днём!
Но под зарёю летней ночи
Вдвойне любуются им очи:
Как будто хочет небо в нём
На тысячи небес дробиться,
Чтоб после снова целым слиться
Внизу, на зеркале реки...
Тут буду я! Тут, жизнь, теки!..
О счастье жизни сей волнистой!
Где ты - в чертоге ль богача,
В обетах роскоши нечистой,
Или в Карелии лесистой
Под вечным шумом Кивача?.."
(фрагмент)
«Я стоял на правом берегу Кивача, у беседки, и слушал эту шумную музыку водопада, словно военный марш идущих в сражение каких-то неведомых сил. Силы сталкиваются, сражаются, а музыка гремит и гремит… Камень дрожит под вашими ногами, дрожит изо дня в день, из века в век непрестанной трепетной дрожью». (М.Круковский, 1904г.)
И хотя в настоящее время мощь водопада уже не та из-за построенной выше по течению Гирвасской плотины (когда-то он был в 14 раз больше!), он не утратил своей неповторимой красоты. Не умолкающий, тысячелетия рвущий каменные преграды, он и сегодня – поэзия и музыка северного края.
Расположен он в Кондопожском районе, примерно в 20км от г.Кондопога и в 80км от г.Петрозаводска, в обрамлении живописной заповедной земли. Здесь, словно специально, сконцентрировались все особенности, присущие природе северного региона. Заповедник, названный по имени водопада (по мнению филологов, название Кивач происходит либо от финского kivi - камень, либо от карельского kiwas - снеговая гора) - один из старейших в России. Он был создан в 1931 году по инициативе карельских учёных на территории площадью 2 тысячи га с целью сохранения и восстановления природных комплексов, типичных для среднетаёжной полосы европейской части СССР; охраны всех видов животных и растений; охраны лесов и вод, а также редких образований неживой природы в границах заповедника; изучения природных процессов.
Колокольчик "Кивач". Коллекция Ирины Савчук
10% территории заповедника – водоёмы: 14 озёр, 2 реки (протекающая в центральной части река Суна и её приток – река Сандалка), несколько лесных ручьёв, более 50 различных болот. 85% покрыто лесом. Господствуют сосны. Возраст некоторых достигает 440 лет! Сосняки здесь редкой для Карелии густоты и производительности. На скалах и вершинах гряд произрастают низкорослые сосновые массивы с белоснежными лишайниками и незначительными вкраплениями вереска и брусники. На равнинных участках - просторные боры со сплошным покровом мхов и лишайников и возвышающимися над ними зарослями низкорослых ягодных кустарничков - черники и брусники. Пологие склоны поросли сосново-еловым лесом с изумрудным ковром зелёного мха. В 1948 году на территории заповедника был заложен дендрарий, живая коллекция которого теперь насчитывает 42 вида деревьев и кустарников: ольха, черёмуха, ива, берёза, пихта, вяз, клён, тополь, ясень, рябина, жимолость, барбарис, боярышник, калина, рябина… Всего не перечислить!
В высаженной под открытым небом коллекции растений одно из интереснейших и загадочных, попавшее в список «100 символов Карелии» - карельская берёза. Это редкое и ценное растение, с виду совсем невзрачное, считается шедевром растительного мира из-за красоты цвета и «мраморного» узора рисунка древесины. Она растёт и в других странах (кстати, наибольшие запасы среди всех мировых ресурсов сосредоточены в Белоруссии) и имеет там свои, местные, названия. Карельская берёза часто растёт, изгибая ствол и ветви в разные стороны, за что её называют «чечёточником» и «танцующим деревом».
Точного ответа на вопрос о её происхождении до сих пор не существует. Но чаще всего исследователями выдвигается гипотеза генетического характера: карельская берёза – наследственная разновидность обычной берёзы, возникшая в суровых климатических условиях. Пока не раскрыт и механизм образования «мраморной» древесины. Всходы, выращенные из семян карельской берёзы (даже взятых с одного и того же дерева) развиваются по-разному. Из одних растут карельские берёзы, из других – обычные. Что интересно, существует и возрастная изменчивость. В первые годы жизни все потомки карельской берёзы имеют обычную древесину, лишь в возрасте 5-10 лет у части из них формируется узорчатая. Бывают и такие случаи, когда с возрастом образовавшаяся узорчатая древесина у берёзы сменяется на обычную. Срок жизни карельской берёзы недолог для древесной породы – он вдвое меньше, чем у обычной берёзы. К 50-60 годам у карельской берёзы заканчивается рост и развитие, начинается усыхание ветвей, а в узорчатой древесине интенсивно развиваются сердцевинные гнили.
Ценится древесина карельской берёзы очень высоко и продаётся на вес – килограммами, а не кубометрами. Оттенки её варьируются от светло-коричневых и золотистых до бурых, иногда розовых. Пестроту и насыщенность рисунку придают многочисленные включения: точки, завитки, спирали, мазки.
Люди стали использовать её ещё во времена неолита – последнюю эпоху каменного века. Археологические и фольклорные источники свидетельствуют, что финны ещё в каменном веке делали из узорчатой древесины предметы домашнего обихода, а позднее – кувалды, сохи, втулки для колёс, топорища. Древним карелам уже сотни лет назад она служила для оплаты налогов. В Новгороде в X-XI вв. из неё изготавливали ритуальные предметы, ответственные детали механизмов. На рынках Европы её продавали как «царскую» берёзу. С конца XVIII века из неё для дворцов вельмож и богатых домов производили мебель, посуду, различные художественные изделия. Истинные шедевры прикладного искусства из карельской берёзы, созданные руками русских мастеров-краснодеревщиков и столяров, демонстрируются ныне в музеях Москвы, Петербурга и других городов нашей страны и Зарубежья.
Зал мебели из карельской берёзы. Эрмитаж
Слева - Яйцо Фаберже из карельской березы, инкрустированное золотом
Кое-что представлено и в витрине небольшого Музея природы, функционирующего на территории заповедника с 1959 года.
На стендах музея - информация и про водопад, и про флору и фауну здешних мест. С некоторыми лесными обитателями Кивача, среди которых есть и редкие «краснокнижные», знакомит также живописная музейная диорама.
Есть в заповеднике и воинский мемориал – памятник бойцам Великой Отечественной войны. В 1941 году на этой территории шли боевые действия. Наши войска оказывали упорное сопротивление финнам, которые пытались захватить мост на реке Суна у водопада Кивач. 257 человек – таковы были наши потери в ходе тяжёлых боёв. В 1999 году в заповеднике состоялось перезахоронение 69 найденных останков погибших воинов, а в 2000 году был открыт военный мемориал.
К сожалению, у нас было очень мало времени, чтобы просто прогуляться по заповеднику, насладиться красотой карельских пейзажей. А про сувенирные магазинчики даже не упоминаю. Забежала на несколько секунд, успела выхватить взглядом несколько колокольчиков, два из них приобрела. Они теперь, стоя на полочке, и напоминают хоть о мимолётной, но замечательной поездке в заповедник "Кивач".
август 2024 года