Севастопольские маршруты: Херсонес Таврический
В античности на территории, на которой расположен современный Севастополь, располагалась греческая колония Херсонес («херсонес» по-древнегречески «полуостров»), основанная выходцами из Гераклеи Понтийской примерно в V веке до н.э. Древний город просуществовал около 2000 лет.
Удобное расположение на пересечении морских коммуникаций, обширная земледельческая территория (каменистые и засушливые земли хоть и не отличались плодородием, но всё же позволяли заниматься земледелием, прежде всего виноградарством), природные ресурсы для развития ремёсел и промыслов – всё это способствовало процветанию Херсонеса. Ему предстояло прожить долгую жизнь, испытать взлёты и падения, увидеть на своих улицах и византийских солдат, и хазарских воинов, и русско-варяжскую дружину князя Владимира, и степняков хана Нагая, сменить несколько названий (Херсонес-Херсон-Корсунь-Керсона-Сарыкермен), до той трагедии, что обрушилась на город в XV в., когда он был окончательно разорён турками, подчинившими себе крымское ханство.
К моменту возникновения Севастополя Херсонес давно уже лежал в руинах. Его развалины использовали как карьер, где брали камень для строительства города, разбирая древние постройки. Только в 1827 году по инициативе адмирала А.С.Грейга, командующего Черноморским флотом в те годы, под руководством военного инженера Карла Крузе были произведены первые раскопки. И сражу же обнаружили остатки трёх храмов. Но только во второй половине XX века развернулись системные исследования, принёсшие массу открытий.
Остатки оборонительных стен и жилых домов, языческих храмов и византийских церквей, улиц и площадей, водохранилища и колодцев, театра и производственных комплексов, а также бесконечное множество находок – стеклянная и керамическая посуда, детали одежды и обуви, золотые, серебряные и бронзовые украшения, монеты, орудия труда и предметы вооружения, изображения языческих божеств и церковная утварь, надгробия, мраморные саркофаги, фресковая роспись и многое другое дают возможность представить, как выглядел и жил древний город.
Один из замечательных памятников Херсонеса – мраморная плита с надписью, содержащей присягу граждан города (IV-III вв.до н.э.) . Она была установлена на агоре – главной площади. Каждый херсонесит, достигнув совершеннолетия, приносил торжественную клятву в том, что он не сделает вреда родному городу. Справа - оригинал, слева - копия, выставленная у городской стены
Основу экономики составляли торговля хлебом, продуктами скотоводства, солью и вином, городские ремёсла, виноградарство и виноделие. При раскопках обнаружено много жерновов, виноградных давилен, пифосов (больших глиняных сосудов) для хранения зерна, рыбы и производства вина
Херсонес был независимым полисом – городом-государством, где чеканилась собственная серебряная, медная, а иногда и золотая монета
Вот как описывает его французский историк архитектуры О.Шуази: «На приближение к нему указывают бесконечные ряды гробниц, примыкающих к зубчатой ограде, далее – улицы, застроенные лачугами, в промежутках – площадь или рынок, окружённый портиками, где кишит толпа, подобно современной толпе на восточных базарах, суды под открытым небом, крытые галереи для прогулок, где масса праздного народа собирается обсуждать общественные дела, храмы, скрытые между портиками, победные памятники между храмами, театры, палестры, стадии».
Таким увидели его мы.
Когда-то городище было окружено мощными оборонительными стенами. Именно их сооружали первыми. Особенно хорошо сохранился участок стен справа от центрального входа. Их высота достигала 8-10м. Кольцо укреплений усиливалось 10-12 метровыми башнями. Круглые, прямоугольные – их ставили приблизительно через каждые 50м.
В конце оборонительной стены – самая большая из десяти башен данной части города – башня Зенона (на фото – за тканым шатром). Названа по имени византийского императора V века Зенона Исаврянина, выделившего деньги на её строительство. В наружном поясе кладки нашли плиту с надписью 488г. в честь императора. Первоначальный диаметр башни был 8м, но, учитывая важное стратегическое положение, её неоднократно перестраивали и укрепляли, в результате в IX-X вв. диаметр башни увеличился до 23м. Очевидно, опасность со стороны скифов была так велика, что башню возводили в спешке и для строительства использовали даже надгробия, взятые с соседнего некрополя. Благодаря этому археологи открыли больше сотни древних надгробий, часть которых выставлена в музейной экспозиции.
В этой же, особо уязвимой части городских укреплений, выстроили дополнительную, передовую стену (по-гречески – протейхизма, справа на фото). В дальнем конце укреплений находились внешние ворота города. Пробившись через них, противник оказывался в коридоре (периболе), предоставляя возможность защитникам главной стены стрелять в него справа, в незащищённый щитом бок. И лишь пройдя через перибол, оказывался у главных (внутренних) ворот IV века до н.э., прекрасно сохранившихся до наших дней.
Ширина ворот 3,8м. В их южной части видны ступени, по которым можно было подняться на стену, и отверстие для бруса, запиравшего деревянные створки ворот. У самого входа по бокам находятся вертикальные пазы для подъёма металлической воротной решётки. С течением времени уровень земли повысился, и ворота скрылись под ним, а античные стены и башни стали фундаментом для византийских укреплений. В IX-X вв. над бывшими воротами устроили калитку. Главный проезд в город в это время находился за античным театром.
За городскими стенами начинался квартал гончаров и кладбище (некрополь). В периболе сохранились два античных каменных склепа, пристроенных к городской стене. Это семейные усыпальницы. Со временем некрополь окружил город со всех сторон.
В юго-восточной части города, на берегу Карантинной бухты (после присоединения Крыма к России в 1783 году на территории Херсонеса был устроен карантин, в нём содержали моряков, прибывших из мест, где свирепствовала чума, отсюда название), находился и Херсонесский порт. Здесь были устроены причалы, а также доки, где строили и ремонтировали корабли. В этом районе жили моряки, корабелы и купцы, поставлявшие необходимые кораблестроителям товары. Здесь же находились склады для товаров. Вдоль широких улиц проходили водосточные каналы, отводившие дождевую воду и нечистоты из домов в бухту. В римское время в портовом районе могли жить родственники солдат римского гарнизона, размещённого в близлежащей цитадели, обслуживающий персонал.
Вернёмся к центральному входу.
Слева от него – античный театр, открытый во время раскопок в 1954 году. Херсонеситы соорудили его во 2-ой половине IV-начале III в. до н.э., воспользовавшись естественным рельефом – места для зрителей разместили полукругом на склонах балки. В древности он вмещал до 2000 зрителей. Театр включал зрительный зал (театрон), разделённый лестницами на 6 секторов, в каждом по 12 рядов скамеек. Актёры выступали на каменном помосте, а за ними, на полукруглой площадке (орхестре) стоял хор, пение которого сопровождало действие. Позади хора устанавливали декорации; здесь же находилось помещение (скене), где переодевались актёры и хранился инвентарь. При римлянах здесь проводились и гладиаторские бои. После принятия христианства в качестве основной религии театральные действа были запрещены, и на руинах театра возвели два храма. До наших дней от театра дошли отрезок каменной скамьи первого ряда, четыре ступеньки в проходе, фрагмент задней стены театрона, барьер орхестре и нижние ряды кладки скене. Остальная видимая сейчас часть театра является результатом реконструкции советского периода.
Конечно, колонисты сооружали не только общественные здания, но и жилые дома, хозяйственные постройки. Археологи исследовали остатки многих жилых усадеб и пришли к следующему заключению. Строили античный Херсонес по единому плану. Улицы пересекались под прямым углом, образуя сетку почти одинаковых по площади и очертаниям кварталов (в византийское время город также сохранил правильную планировку). В каждом из них было от двух до четырёх жилых усадеб. К улицам они были обращены глухими стенами и высокими оградами (частную жизнь тщательно скрывали от постороннего глаза). Войти с улицы на территорию усадьбы можно было, как правило, через единственную неширокую калитку. На первом этаже обычно устраивали мастерские и лавки, склады и сараи для животных. Ниже находились подвалы, где в глиняных амфорах хранили вино, оливковое масло, рыбный соус, а в огромных глиняных бочках (пифосах) – зерно и солёную рыбу. Хозяева жили на втором этаже. Две-три жилые комнаты площадью 9-11 кв.м каждая, кухня с открытым очагом, столовая-трапезная, кладовая и одно-два производственных помещения – вот стандартный «комплект» усадьбы свободного херсонесского ремесленника, рыбака, мелкого торговца.
Иногда весь квартал занимали одно-два здания – усадьбы богачей. Стены здесь нередко расписывали фресками, а полы украшали мозаикой. Сооружение на фото было открыто в начале XX века в центральной части Херсонеса. Во время раскопок в подвале нашли остатки плавильного горна, отходы бронзолитейного производства и 43 заготовки для монет. На этом основании саму постройку долгое время считали монетным двором. Но исследования показали, что это не так. Это жилая усадьба, построенная в середине IV века до н.э. То, что можно увидеть – часть подвальных помещений, остальные находятся под землёй. Это был огромный дом с внутренним двором, в котором находилась цистерна для сбора дождевой воды, а по бокам шла галерея, кровлю которой поддерживали колонны. С трёх сторон двор с галереей окружали жилые и производственные помещения. В подвале, очевидно, располагалось какое-то производство. С наземными, жилыми помещениями его связывала каменная лестница. Большое угловое помещение, вероятно, служило андроном – залом для пиров хозяина дома и его гостей.
Хозяева этой усадьбы занимались производством вина, поэтому её называют «домом винодела». Внутренний двор был вымощен камнем. Имелась водосборная цистерна, ведь виноделам требовалось много воды. В углу находились площадки, на которых давили виноград с помощью рычажного пресса. Сок стекал в небольшие резервуары, облицованные черепицей на известковом растворе. Рядом находилось помещение, где хранили пифосы с вином.
Главная городская улица вела к рыночной площади (агоре). Здесь находился рынок, здесь же собиралось народное собрание и решались важнейшие вопросы, здесь отмечали граждане общественные празднества, сюда стекались участники и зрители религиозных церемоний. Она располагалась в центре Херсонеса, там, где сейчас высится Владимирский собор.
Предположительно, именно на этом месте в 988 году произошло крещение князя Владимира (во время русско-византийской войны 988-989гг. город был взят князем. Благодаря этой победе Киевская Русь заключила с Византией выгодный союз, закреплённый женитьбой Владимира на сестре византийского императора Анне). Идея постройки родилась ещё перед Крымской войной. Но тогда адмирал Лазарев настоял на возведении Владимирского собора в центре Севастополя. В нём сейчас – усыпальница адмиралов. С приближением 900-летия крещения Руси снова заговорили о необходимости достойно увековечить место принятия православия. В 1859 году архитектор Давид Иванович Гримм представил проект собора, в котором он попытался передать связь между Херсонесом и византийским христианством. Строительство велось в 1861-1892гг., первый камень в его основание заложил император Александр II. Нижний храм был освящён в честь Рождества Богородицы Корсунской. Сюда поместили список чудотворной Корсунской иконы Божией Матери (по преданию, его в Корсунь в 988 году привезла византийская принцесса Анна, будущая супруга святого крестителя Руси), а также рядом с историческими руинами древней базилики частицу мощей святого равноапостольного князя Владимира в мраморном ковчеге в виде Евангелия. Верхний храм освятили во имя святого князя. Отделан храм был ценными сортами мрамора, расписывали его несколько художников. После революции 1917 года настенные росписи были уничтожены, церковные ценности похищены, колокола сняты. Сильно пострадал собор и во время Великой Отечественной войны – в купол церкви попала бомба. Его восстановление началось только в 1997 году. К сожалению, интерьер собора мы не увидели. Он закрыт на реставрацию. Говорят, до весны 2024 года.
В 2003 году на площади перед Владимирским собором открыли памятник Андрею Первозванному. Согласно Священному преданию, апостол проповедовал христианство на берегах Чёрного моря, посетил Боспор (Керчь), Феодосию и Херсонес.
базилика 1861 года
Мозаика VI века. Украшала пол загородного храма VI века. Орнамент и сюжетный рисунок сложены из мрамора, керамики, цветных известняков. Перенесена после реставрации
Рядом с собором – остатки церкви. Эта базилика была открыта в южной части агоры раскопками 1861 года (отсюда её условное название). Предположительно, была вторым кафедральным собором Херсонеса. В византийское время в Херсонесе появилось множество церквей. Их ставили на каждой городской площади, в глубине кварталов, часто рядом друг с другом. Большинство относится к разряду «базилик». Внутри их богато отделывали фресками, мозаикой, резьбой по камню. Сохранившиеся фрагменты мозаичных панно выставлены для обозрения. У раскопок можно увидеть и миниатюрные копии церквей, находившихся здесь когда-то. Проповеди священников способствовали распространению христианских ценностей, византийской идеологии и культуры.
Несколько базилик возвели вдоль берега, чтобы, когда корабли проплывали, следуя в херсонесскую гавань, моряки видели эти храмы, возвышавшиеся над городскими укреплениями, и Херсонес зрительно утверждался в роли очага христианства. Остатки одного из них, с белоснежными колоннами и стеной нартекса (притвора, входного помещения) стали символом Херсонеса. Изображение можно встретить на многочисленных сувенирах и даже на денежной банкноте номиналом в 200 руб. Археологи называют постройку конца VI века «базиликой 1935 г.» - по году начала исследований. Учёные, кстати, пришли к выводу, что на этом месте прежде существовала синагога. Она была разрушена. Возможно, в результате землетрясения, но нельзя исключить и злую волю местных жителей – противников иудаизма.
Один из самых уютных уголков заповедника – Музейный дворик с прилегающими к нему двумя отделами музея, античным (отражает историю Херсонеса со времени его основания в Vв. до н.э. до распада Римской империи в IVв. н.э.) и византийским (охватывает период с IV до конца XIVв.), где размещены экспозиции, посвящённые истории Херсонеса.
На фото слева - могила основателя музея Карла Косцюшко-Валюжинича
Поначалу музей, получивший название «Склад местных древностей Императорской Археологической Комиссии», ютился в группе сарайчиков, навесов и пристроек. Основу его составили вещи, добытые при сооружении на территории города в 1850 году православного мужского монастыря. Начавшаяся вскоре Крымская война и оборона Севастополя 1854-1855гг. нанесли и монастырю, и Херсонесскому городищу непоправимый урон. Здания ликвидированного монастыря были переданы музею. Небольшая с куполом постройка в центре монастырского комплекса – церковь Семи священномучеников, возведённая в 1861 году. Средневековый зал построили в 1864 году. Античный отдел музея расположен в бывшей трапезной монастыря, построенной в 1914 году по проекту казначея монастыря Августина Мелашко. Фонды и экспозиция музея являются одними из наиболее богатых для изучения памятников античной и средневековой эпохи.
Что мне запомнилось особенно? Фрагмент надгробия с портретом юноши (IV-III вв. до н.э., известняк, полихромная роспись), выполненный в технике энкаустики. Впервые о такой узнала. Этот горячий способ нанесения изображения был изобретён в Древней Греции в V веке до н.э.: минеральные краски разводились расплавленным воском и наносились раскалённой бронзовой лопаткой (каутерием). Воск глубоко проникал в поры основы, поэтому произведения, созданные в этой технике, отличаются яркостью и сочностью цвета и удивительной долговечностью.
Резные камни.
Искусство резьбы на цветных камнях – глиптика – известно с 3-2 тысячелетия до н.э. Геммы (резные камни) со врезанными изображениями называют интальями, а с выпуклым рельефом – камеями. Первоначально геммы использовали как печати, поэтому они, как правило, были вставками в перстни. Временем наивысшего расцвета античной глиптики считается период греческой классики (V-IVвв. До н.э.). Именно тогда были созданы образцы, ставшие источником вдохновения и примером для подражания для позднейших мастеров-камнерезов. Большинство сюжетов на геммах были связаны с культовой тематикой, однако на многих образцах античной глиптики запечатлены бытовые сцены, животные, птицы, насекомые и т.д. Наиболее ранние геммы были вырезаны из агата и сердолика, позднее стали использовать также яшму, халцедон, горный хрусталь и другие драгоценные и поделочные камни, а также стеклянную пасту. В музее можно рассмотреть геммы через лупу, насладиться таким тончайшим искусством.
Выставки мне очень понравились, как и сама территория музейного комплекса. Ухожено, много зелени, скамеечки для отдыха, вдоль дорожек – плакаты с изречениями древних философов, интерактивные табло с информацией об истории Херсонеса. В кассе музея представлено множество экскурсионных программ. Мы выбрали для себя обзорную по территории, а выставочные залы посетили уже самостоятельно.
Здесь же, в кассе, можно купить билеты и на театральные представления. Свои постановки в музее-заповеднике под открытым небом периодически представляет труппа Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В.Луначарского («Троянская война. Начало», «Отравленная туника»), Театр танца Вадима Елизарова (хореографический спектакль «Аргентинское танго»), Севастопольский театр юного зрителя (сейчас в июле - мюзикл по произведению Александра Грина «Алые паруса»). В августе балет «Лебединое озеро» представят публике артисты Пермского театра оперы и балета им. П.И.Чайковского в рамках программы VII Международного фестиваля оперы и балета «Херсонес». К сожалению, дни спектаклей не совпали с нашим пребыванием в Севастополе. Но, думаю, это так атмосферно – созерцать спектакли под великолепным южным небом, среди ароматов степей и морского бриза. Есть и уютные музейные магазинчики. Один находится возле касс на центральной входной группе, другой - рядом со Свято-Владимирским собором. Выбор огромный: книги, сувенирная продукция, крымская косметика и много чего ещё. Любимые колокольчики тоже в ассортименте! Я выбрала два, которые и иллюстрируют мой рассказ.
P.S. Раскопки Херсонеса идут уже почти 200 лет. И всё же этот уникальный островок таит такой богатый материал для исследования, что вряд ли когда-нибудь сможет иссякнуть к нему интерес. Сейчас идут масштабные археологические работы на территории будущего историко-археологического парка, который должны построить рядом с музеем-заповедником "Херсонес Таврический". Говорят, раскопки принесли уже 4 млн разных находок: уникальные печи, крематорий, нетронутый склеп, целые кварталы… Будущее культурное пространство будет включать в себя Международный археологический центр, Музей Античности и Византии (пространства действующих музеев слишком малы для такого количества экспонатов), Музей Крыма, Музей Христианства, Школу искусств, Филиал «Артека». Улица Древняя станет пешеходной зоной. Планируется, что новый парк будет построен к 2024 году.
июнь 2023 года