Ферапонтов монастырь

23 августа 2018

Небольшой, словно игрушечный, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь находится в живописнейшем месте Вологодской области – он возвышается на пологом холме между Бородаевским и Спасским озёрами. Датой его основания считается 1398 год, когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, пришедший вместе с ним из московского Симонова монастыря в глухие северные земли, решил уйти на другое место и безмолвствовать отдельно.

Истинная причина его ухода доподлинно неизвестна. Либо это несогласие с чисто внешней стороной жизни Кирилла. А, может – следствие самого уклада жизни Московского государства того времени. Возвышение Москвы среди других русских княжеств требовало расширения владений, укрепления границ и установления контроля над торговыми путями (к слову, Кирилл остановился на водном пути, а Ферапонт – на Каргопольском тракте). Что интересно, в документах Кирилло-Белозерского монастыря того времени нет ни одного упоминания о Ферапонте, ни одной иконы с его изображением. Видимо, эта часть истории так и останется загадкой.

Конечно, изначально место, куда пришёл Ферапонт, монастырём в полном смысле этого слова не являлось. Просто старец (а на тот момент ему уже исполнилось 60 лет) устроил здесь келью и стал постепенно расчищать пространство вокруг от деревьев и кустарников, чтобы завести пашню и добывать себе пропитание.В скором времени начали приходить к Ферапонту люди, искавшие уединения от мира и спасения души. Образовалась община отшельников. А через десять лет здесь выросла деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой начались богослужения и состоялись первые монашеские постриги. Именно в это время Ферапонт, уступая просьбам можайского князя Андрея, сына Дмитрия Донского (монастырь находился в его вотчине), покинул обитель и отправился в Можайск, где основал Лужецкий монастырь. Там он и окончил свои земные дни, вдалеке от столь полюбившегося ему Белозерья. Развитие Ферапонтова монастыря с его отъездом практически прекратилось: вся братия едва ли насчитывала более 20 человек и вела весьма скромное существование. Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского.

Слева: Ферапонт и Мартиниан, XVIII век, из экспозиции Трапезной палаты. Икона с видом монастыря, часть изображения которого утрачена. Вдоль южной стены выделяется вереница каменных и деревянных братских келий. На речке Паске видна монастырская мельница, перед Святыми воротами – какая-то хозяйственная постройка. Парусник на Бородаевском озере напоминает, что в те времена от монастыря через речку Бородаву можно было проплыть в Шексну, что облегчало торговые связи обители. Но это, скорее, фантазия, т.к. при входе в узкую речку грузы перегружали на неширокие лодки, которым не нужны были паруса.
Справа: Ферапонт и Мартиниан в житии, 1732 год, Монах Феодосий, из экспозиции Трапезной палаты. Это единственная известная житийная икона основателей монастыря.

Глубоко образованный, талантливый переписчик, Мартиниан собрал в монастыре обширную для того времени библиотеку. При нём значительно расширились земельные владения монастыря и его постройки. Известен он и тем, что морально поддержал свергнутого с престола и ослеплённого князя Василия Тёмного. Вернув себе Московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре. Через 8 лет, в 1455 году, преподобный вернулся в свою любимую тихую северную обитель и ещё потрудился довольно на благо Ферапонтова монастыря, у которого даже появилось второе, «неофициальное», название – Мартинианова обитель.

Мощи святого, славящиеся многочисленными чудесными исцелениями, почивают в церкви, освящённой во имя прп. Мартиниана . Она была построена над его могилой в 1640-41 гг.

Сохранившиеся фрагменты масляной живописи середины XIX века. Белозерский художник Александр Акинин написал несколько сюжетов из Жития Преподобных. В 1915 году стенопись была забелена из-за плохого состояния, а в 1970-м частично раскрыта.

Мощи покоятся на том же месте, что и прежде, а вот подлинная рака «перекочевала» в музейную экспозицию, расположенную в бывшей Трапезной палате – одной из древнейших каменных трапезных в нашей стране.

Справа – церковь преподобного Мартиниана, слева – Трапезная палата, в которую ведёт переход от колокольни

Там же представлены другие предметы, связанные с историей Ферапонтовой обители – иконы, документы, богослужебная и обиходная утварь. Подлинных вещей сохранилось мало, но, тем не менее, мы и сегодня можем представить, как выглядел интерьер трапезной в далёком XVI веке. Огромное пространство было перекрыто крестовыми сводами, опирающимися одной стороной на столп, стоящий в центре. Около него находились места главных должностных лиц монастыря: игумена, старца-строителя.

Для братии вдоль стен были сделаны каменные лавки, перед которыми стояли столы, а за ними деревянные переметные скамьи. В трапезной их сохранилось несколько. Они являются молчаливыми свидетелями того, что это было не только место приёма пищи: здесь совершалась и духовная трапеза. Монастырский устав предусматривал, что в монастыре должно быть безмолвие. Братия не должна была беседовать между собой или ходить друг к другу в гости в кельи. Устав указывает, что если брат хочет сказать что-либо братии, то может это сделать в трапезной палате в виде чтения молитвы или соответствующего места Святого Писания. Брат отходил к западной грани столба и читал. Однако те, кто сидел на скамьях, оказывались к нему спиной. Чтобы избежать этого, и нужны были переметные скамьи: сидевшие вставали, перекидывали спинку и садились слушать.

Чтобы подчеркнуть назначение помещения как места духовной трапезы, палата наполнена иконами. Часть из них имеет пометку «ветх» - по-видимому, пришедшие в негодность для использования в церквах иконы переносились сюда. От описи к описи число их возрастало, и трапезная превращалась в своего рода древлехранилище.

Представлен здесь и реконструированный образец монашеской кельи по уставу Кирилла Белозерского.

«В келии же не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничто называть своим, но, по слову апостола, всё было общим… Даже куска хлеба не разрешалось иметь в келии, ни какого-либо питья. Если кто хотел пить, тот шёл в трапезную и там с благословения утолял жажду свою. И если кому случилось войти в келию какого-либо брата, то видел ни что иное в ней как иконы, книги и сосуд с водой, чтобы руки помыть. Так от всяких пристрастий пребывали свободными, одно попечение имея – Богу угодить, друг ко другу смирение и любовь сохранить, и ради общих нужд трудиться… И всякий неленностно, но по силе своей трудился; не как для людей, но для Бога…». (Пахомий Логофет. Житие Кирилла Белозерского).

На фото слева – портрет опального патриарха Никона. Ферапонтова обитель стала местом его ссылки на 10 лет – с 1666 по 1676 год.
На фото справа – книжный шкаф, XVIII век. Дерево, роспись, кожа.

В музее экспонируются отреставрированные Царские врата и иконы из иконостаса и интерьера храма Ризоположения из села Бородава (оно входило в монастырские владения). Эта небольшая церковь, построенная в 1485 году, является древнейшим в России сохранившимся деревянным храмом. В 1919 году Бородаевская церковь получила Охранное свидетельство как уникальный памятник истории и культуры, а в 30-е гг. были взяты на музейный учёт её иконы и утварь. При строительстве Волго-Балтийского водного пути церковь попала в зону подтопления и в 1958 году её перевезли на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, где она и находится по сей день.

Массив объёма трапезной уравновешен стройной, устремлённой в небеса Благовещенской церковью, увенчанной короной кокошников. Эти два здания возводились одновременно в 1530-е гг. ростовскими мастерами. Церковь строилась на вклад, сделанный Василием III в монастырь в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана Грозного. Ферапонтову обитель великий князь посещал, когда совершал вместе со своей второй женой Еленой Глинской длительное паломничество к русским святыням, молясь о чадородии. Храм по-своему уникален: это редкий сохранившийся образец церкви-звонницы – ярус звона с арочными пролётами был сооружён над основным объёмом. Кстати, здесь же находились тайник и книгохранилище. Само помещение церкви занимало второй ярус здания.

Благовещенская церковь с трапезной – удивительно гармоничный ансамбль, где все функции и взаимодействия глубоко продуманы и отражены в архитектуре памятника (когда-то к ним примыкала ещё и столовая палата, и паперть с каменным крыльцом, ныне утраченные). Во все помещения комплекса на любом уровне можно было попасть, не выходя на улицу. Внизу в подклете располагалась хлебня и другие хозяйственные помещения. Теплом от хлебни через жаровые каналы отапливался и верхний этаж. В Трапезную приносили пищу по узким лестницам, скрытым в толще стен.

Благовещенская церковь – это вторая каменная постройка монастыря, а за 40 лет до неё, в 1488-1490 гг., был возведён собор Рождества Богородицы – один из древнейших каменных храмов Русского Севера, великолепный образец архитектуры ростовской школы. Он был заложен после большого пожара, в котором сгорела старая деревянная церковь. Стройный и изящный, поставленный на высокий подклет, собор притягивает к себе внимание каменным узорочьем, красотой керамических плиток с изображениями фантастических животных и растительных орнаментов.

Тысячи людей ежегодно приезжают сюда, чтобы зайти в собор и увидеть единственный в своём роде памятник – небесно-лазоревые фрески, созданные Дионисием, самым известным московским живописцем 2-ой пол.XV века.

фото слева - роспись западного фасада собора Рождества Богородицы

Что удивительно, росписи Ферапонтова монастыря вплоть до XIX века находились в забвении. Не до них было. Нашествие и разорение обители польско-литовскими и казацкими отрядами. Постоянное сокращение доходов монастыря, при этом нужно было не только создавать новые постройки, но и поддерживать уже существующие. В 1798 году монастырь и вовсе упразднили, и он стал центром местного прихода. Привлекал внимание образованной публики почти исключительно как место заточения Патриарха Никона. Богомольцы же чтили его ради преподобных Ферапонта и Мартиниана.

Первым человеком, обратившим внимание на росписи собора Рождества Богородицы, был И.И.Бриллиантов – местный уроженец, замечательный краевед, помощник попечителя церковных училищ Санкт-Петербургской духовной академии. В 1898 году после многолетних исследований и архивных изысканий он публикует книгу "Ферапонтов Белозерский, ныне упразднённый монастырь". Тогда и было положено начало серьёзному изучению этого уникального памятника и его реставрации.

Согласно тексту летописи, обнаруженному Бриллиантовым на откосе северной двери, собор расписан Дионисием и его сыновьями (Феодосием и Владимиром) с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Невозможно представить, всего за 34 дня! Надпись подтверждается и самой технологией стенописи – красочный слой наносился на сырое основание стены небольшими участками, которые художник мог записать за один рабочий день. Между участками оставался шов и их просчитали на картограммах всех композиций, сделанных в ходе предреставрационных исследований в начале 1980-х гг. Их оказалось 34.

Всего композиций около 300. Они разместились на площади 600 квадратных метров. Это единственная полностью сохранившаяся работа Дионисия. Она никогда не записывалась и не поновлялась.

Росписи собора выполнены в смешанной технике. На первом этапе работа велась в технике фрески, т.е. живописи по сырому основанию. На стену наносился известковый грунт (левкас). Для его приготовления использовалась известь с высоким содержанием магния – доломитовая известь. Её тщательно промывали и смешивали с мелко нарубленными волокнами льна. После нанесения на определённый участок стены, грунт выравнивали и плотно заглаживали по поверхности для свободного движения кисти. На этом этапе краской работали по сырому грунту - строили все композиционные решения, клали основные цветовые пятна. Красочный слой высыхал вместе с левкасом и прочно связывался с ним. Благодаря этой связи и обеспечивается прочность фресковой живописи, которая признаётся художниками вечной, т.к. её можно разрушить, только разрушив основу, на которой она создана. После просыхания красочного слоя темперой художники писали лик, выполняли разделки и орнаменты на одеждах, а также белильные надписи, которые некогда сопровождали все композиции в соборе. В настоящее время самые сильные разрушения коснулись как раз этого верхнего слоя живописи, особенно надписей, для большинства композиций практически полностью утраченных.

Программу росписей разработал, скорее всего, владыка Иоасаф, который был и заказчиком собора Рождества Богородицы (происходивший из рода князей Оболенских, потрясённый кончиной горячо любимой молодой жены, он оставил мир и принял постриг в Ферапонтовом монастыре). Он составил иконографическую схему, замечательную по согласованности сюжетов. Но раскрытие тончайших смыслов росписи через жест, настроение, цвет, орнаментику одежд – в этом заслуга Дионисия.

Росписи можно условно разделить на 3 цикла: цикл Семи Вселенских Соборов, цикл евангельских событий и притч и, самое главное, цикл росписей, посвящённых Богоматери. В настоящее время изображения оцифрованы и их можно посмотреть на сайте Музея фресок Дионисия www.dionisy.com.

Фреска «Покров Богоматери»

Слева-Богоматерь на престоле. Фреска в конхе алтарной апсиды. Справа-Свт.Николай Чудотворец. Роспись конхи Никольского придела

В куполе храма изображён Христос Вседержитель. Слева-апостол Иаков, первый христианский епископ. Справа-свт.Пётр, первый митрополит московский.

Видение Евлогия

На фото слева-Пятый Вселенский собор, справа-Четвёртый Вселенский собор

Шестой и Седьмой Вселенский соборы

«Эффект присутствия вохдуха» в росписях, достигаемый простым архитектурным фоном, незаполненным центром композиции, удлинёнными пропорциями фигур, делающими их словно парящими, великолепное колористическое исполнение с учётом падающего из окон света и с использованием всего 6-8 основных красок в самых различных сочетаниях и пропорциях смесей позволили исследователям назвать этот фресковый ансамбль «богословием в красках».

Осенью 2011 года закончились основные работы по консервации настенной живописи в соборе, которые продолжались 30 лет. Это был кропотливый процесс, в ходе которого реставраторы бережно и аккуратно исследовали буквально каждый миллиметр красочных слоёв всех фресок и укрепляли выборочно мельчайшие фрагменты с удалением загрязнений. В 1999 году коллектив реставраторов был удостоен Государственной премии РФ. В переходе между трапезной и собором размещена экспозиция, подробно рассказывающая о реставрации и консервации фресок.

Переход расположен на втором ярусе каменной колокольни, построенной в период с 1680 по 1692 гг. Она относительно невысокая и стоит практически вровень с храмами. Но, как утверждают, монастырские звоны всегда были слышны издалека.

Нижний ярус был проездным. Ярус звона занимает третий этаж, над которым устроен четырёхгранный шатёр с окнами-слухами, луковичной главкой на круглой шейке.

Внутри шатра, как сказано в летописи 1692 года, «поставлены часы боевые». Говорят, механизм боевых часов 1638г. - самый древний в России, восстановленный в 1990-е гг. Ниже часов, на ярусе звона, разместилось «средних и малых и перечастных 8 колоколов». Кроме того, для колокольни отлили ещё «2 колокола из монастырской остаточной меди». В XVIII веке к этим колоколам добавился большой колокол весом 120 пудов (почти 2 тонны). «Исконные» колокола, к сожалению, не сохранились, и звонница была подобрана заново. Набор колоколов – 17, из которых 11 – современного литья. Они были изготовлены в Воронеже на средства Фонда культуры. Вес самого большого нового колокола 1054 кг.

Ферапонтов монастырь когда-то имел в своём составе и другие здания: поварню, погреба, кельи. Некоторые из них строились из кирпича, но большая часть – из дерева. Деревянной была и монастырская ограда с тремя шестиугольными башенками по углам. Впоследствии её заменили каменной, меньшей по периметру.

Святые врата были сооружены в 1649 году. Над пролётами ворот (для праздничного и ежедневного входа) находятся две церкви - Богоявления и прп.Ферапонта. Увенчанные двумя шатрами, они создают запоминающийся облик монастыря. Храм Богоявления служил «домовой» церковью патриарху Никону во время его ссылки в обитель. В настоящее время только в надвратной церкви, переданной в 1990 году православной общине, проводятся богослужения. Сам же архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря с уникальным Музеем фресок Дионисия является филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в 2000 году внесённый в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Справа от Святых врат расположена Казённая палата – редкий пример каменного гражданского строительства XVI века. На первом этаже находилось сушило. Второй был отдан под книгописную мастерскую. Также хранились здесь монастырские архивы и казна. Сейчас на втором этаже размещается Научная библиотека музея, а на первом – выставочные помещения.

После Ферапонтова мы отправились в Кириллов для знакомства с одним из самых известных северных монастырей. Он выглядит как настоящая крепость. Как же нас поразил контраст между этими двумя обителями, расположенными недалеко друг от друга! Мощь одного – лёгкость и воздушность другого. Такое же впечатление воздушности, невесомости создалось и при встрече с жемчужиной Ферапонтова монастыря – фресками Дионисия. Здесь, в тишине и спокойствии, вдохновляешься и просто наслаждаешься творениями архитектуры и красотой окружающей тебя природы. Как не согласиться с основателем обители, глядя на белые церкви, отражающиеся в озёрной глади: «Весьма красно место то и угодно на жительство паче иных мест».

"В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникло из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель…

Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…"

Николай Рубцов

июнь 2018 года

Используемые источники: М.Н.Шаромазов "Ферапонтов монастырь. Страницы истории", 2018 г.; И.А.Смирнов "Ферапонтово. Горицы" (путеводитель), 2018 г.; журнал "Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь", №13; А.Калинин "Вологодская область" (путеводитель из серии "Русский гид. Полиглот"), 2016 г.


Метки:
Россия, Монастыри и храмы
Поделиться с друзьями