Архангельское: дворец, фарфор и птичьи трели

25 апреля 2022

Зимой побывали в Архангельском. Тогда стояла чудесная погода – лёгкий морозец, солнышко, и мы отправились на прогулку в расположенную не так далеко подмосковную усадьбу. Несмотря на то, что Большой дворец на реставрации, открыт парк, павильоны с интересными выставками, музейные магазинчики.

Слева необычное двухэтажное здание с мезонином и широкой сквозной аркой, как будто повисшее над дорогой в овраг. Это - кладовая над оврагом, памятник архитектуры XVIII века. Справа – флигель для приезжающих, сегодня в нём устроен ресторан «Дача №7», название которого напоминает о том, что уже в 1830-е гг. владельцы имения селили здесь гостей или сдавали флигель дачникам.

Храм-усыпальница во имя святителя Николая Чудотворца, сооружённый в XIX веке по заказу супругов Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича Юсуповых в память о трагической гибели на дуэли их старшего сына Николая. Для создания был приглашён видный русский архитектор Р.И. Клейн.
Колокольчик с видом храма приобретён в музейном магазине усадьбы "Архангельское"

Прошлись до церкви Михаила Архангела – именно она дала название селу, известному с 1537 года как Уполозы или Уполозье: к холму, где стояла деревня, река подступала крутой излучиной, поэтому здесь часто случались оползни. Как Архангельское впервые упомянуто в документах в 1646 году. Этот маленький дивной красоты храм на высоком обрывистом берегу – единственная постройка, уцелевшая с времён, когда владельцем усадьбы был князь Я.Н.Одоевский. Предположительно, её построил крепостной зодчий Павел Сидорович Потехин. Ещё в те давние времена самый древний архитектурный памятник усадьбы благодаря своему расположению и выразительному силуэту виделся издалека, служил ориентиром при переправе через реку и был украшением княжеской вотчины.

Надгробная плита у южной стены. Под ней покоится княжна Татьяна Николаевна Юсупова, дочь одного из последних владельцев усадьбы, умершая от тифа в 1888 году. Её прах охраняет «Ангел молитвы» работы известного скульптора М.М.Антокольского.

Церковную территорию ограничивает кирпичная стена с большой аркой ворот и двумя боковыми деревянными башнями 1826 года постройки.

В начале 1703 года усадьба перешла во владение сподвижника Петра I князя Дмитрия Михайловича Голицына. Он был широко образованным человеком, «любителем книжной премудрости», собрал роскошную библиотеку, которая впоследствии старательно пополнялась его потомками и к началу XIX века насчитывала более 20 тысяч томов. Проворно карабкаясь по служебной лестнице, князь поначалу не уделял должного внимания своей подмосковной вотчине. Но когда перебрался в Архангельское, взялся за деревенское хозяйство с тем же энтузиазмом, с каким недавно занимался делами политическими. Всего несколько лет, посвящённых им устройству Архангельского, преобразили усадьбу и заложили основу будущего «подмосковного Версаля», как впоследствии стали именовать его историки.

Поднос с видом усадьбы "Архангельское"
Дмитрий Михайлович Голицын (1665-1737); Николай Алексеевич Голицын (1751-1809)

Современный вид сложился в конце XVIII века. Тогдашний владелец, внук Голицына Николай Алексеевич решил, что Архангельское ни в чём не должно уступать императорским резиденциям в пригородах Санкт-Петербурга и задумал величественный ансамбль, начав с того, что раскрыл свой дорожный журнал и записал деньги, израсходованные 3 сентября 1780 года, «на букет, извозчика, карточный долг, план Архангельского», за который архитектор де Герн получил 1200 руб. Тот проект вместе с датой и подписями обеих сторон в полной сохранности дошёл до наших дней. И началось строительство Дворца (Большого дома), был заново распланирован по проекту итальянца Джакомо Тромбара регулярный сад с террасами, гигантским Большим партером, раскрывавшим далёкую панораму местности, скульптурными украшениями. В парке Николая Алексеевича за несколько десятилетий накопилось более полусотни скульптур: 14 львов, 4 собаки, 28 исторических лиц и легендарных героев, 2 гладиатора и, как говорилось в описи, 8 «разных штук».

Храм-памятник Екатерине II. Павильон – 1819г., арх.Е.Д.Тюрин; статуя – 1826г., по модели М.И.Козловского
Колонна Николая I, 1827г. В XIX веке усадьбу не раз посещали российские императоры. В память об этих визитах были поставлены пять колонн, три из которых сохранились до нашего времени.

Фарфоровый колокольчик сделан по заказу музея-усадьбы «Архангельское» фирмой «REICHENBACH» (Германия), изделия которой тесно связаны с тюрингской росписью по фарфору и помечены специальной печатью качества, что выделяет эту компанию в ряду других немецких производителей фарфора. Приобретён в музейном магазинчике дворца «Каприз»

В глубине парка, на радость супруги Голицына, возник изящный домик с женским названием «Каприз». Подобные строения были популярны в Европе, где назывались эрмитажами (от франц. еrmitage – «место уединения») и украшали каждую королевскую резиденцию. Переняв царские привычки, Мария Адамовна (урождённая Олсуфьева) пожелала иметь собственный дворец. И появилось здание с 11 уютными комнатами и античным портиком в центре фасада. Здесь хозяйка Архангельского скрывалась от домашних и просто отдыхала в одиночестве или в приятной компании.

Чайный домик (бывшая Библиотека), архитектор Петтонди. Новое название возникло после того, как Николай Алексеевич в 1782 году, будучи по делам в Стокгольме, впервые увидел гидравлическую машину и решил заказать себе такую же для снабжения водой Большого дома, оранжерей и стоявшего между ними фонтана. Изящное здание сильно пострадало во время пожара в 1829 году, утратив оба деревянных крыла, но сохранив каменную середину с круглым залом.

Сейчас в стенах Дворца развёрнута экспозиция «Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых», последующих владельцев имения. Николай Алексеевич Голицын скончался в 1809 году, не закончив строительство. Княгиня больше не нуждалась в столь тяжком бремени, каким ей виделась огромная увеселительная усадьба, и 19 сентября 1810г. продала её за четверть миллиона рублей князю Николаю Борисовичу Юсупову.

Николай Борисович Юсупов (1750-1831)
Чашка с портретом Н.Б.Юсупова по оригиналу Ж.-Б.Лампи и гербом рода Юсуповых и блюдце, 1810-е гг. Бельё – неизвестный завод, Франция. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Государственный Эрмитаж

Видный государственный деятель, вельможа четырёх императоров, обладающий помимо солидного состояния великолепным вкусом и художественным чутьём, один из крупнейших коллекционеров и знатоков искусства, он сумел завершить создание дворцово-паркового ансамбля и развить его. Князь сделал Архангельское своеобразным частным музеем, наполненным «затеями», в числе которых были зверинцы, птичники, оранжереи, хрустальный завод, фарфоровое заведение. Изумляло всех и обилие в усадьбе художественных ценностей – Николай Борисович перевёз сюда из Петербурга коллекцию картин, мраморной скульптуры, старинной мебели, фарфора, который начал собирать ещё его дед и родители - Борис Григорьевич и Ирина Михайловна Юсуповы. После того, как Пётр I стал заказывать произведения искусства и предметы быта через голландскую Ост-Индскую компанию, фарфор не только вошёл в моду, но покорил и завоевал признание многих русских аристократов, стал предметом особого внимания, а позже и коллекционирования. Юсуповыми был приобретён дальневосточный фарфор первой трети-середины XVIII века, а также модные в Аннинский период и эпоху императрицы Елизаветы Петровны изделия из западноевропейского фаянса, а также саксонского фарфора. Конечно, фарфор «звонкий как нефрит и превосходящий блеском иней и снег» (по выражению древнего китайского поэта) в основном украшал интерьеры, но стал использоваться и для сервировки стола. Французский автор конца XVI века Луи Гюйон писал о фарфоре, что он «находится в большом почёте у знатных особ, и что драгоценные салаты, фрукты и варенья теряют своё значение, если поданы не на фарфоровой посуде…».

Япония. Арита. Фарфор XVII-XVIII вв.
Блюда фарфоровые. Китай. 1-я пол.-сер. XVIII века. Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная полихромная, роспись эмалями. Музей-усадьба "Архангельское"
Блюда. 1-я пол.-сер. XVIII века. Западная Европа, Голландия (?). Майолика, фаянс, кобальт, роспись по сырой эмали, роспись подглазурная. Музей-усадьба "Архангельское"

Семейное керамическое собрание продолжил пополнять и Николай Борисович Юсупов. Многое покупал за границей: старинные китайские и японские тарелки, огромные восточные вазы, сервизы из тончайшего, расписанного пастушками фарфора, которые были заказаны в Саксонии на Мейсенской мануфактуре в бытность Юсупова гостем прусского короля. Большой интерес проявлял он к фарфору парижских заводов (мануфактура Даготи, мануфактура Диля и Герара, предприятие Легро д,Анизи, Стоуна и Кокереля), изделия которых были в его коллекции.

Тарелки с композициями на сюжеты из истории Древнего Рима, 1816-1820 гг. Мануфактура Легро д,Анизи, Стоуна и Кокереля. 1. Тарелка десертная «Человечность Метелла» 2. Тарелка десертная «Пожар Капитолия»
Вазы парные с изображением фениксов, конец XIX-нач.XX вв. Китай. Фарфор, декор кракле, роспись надглазурными эмалями и золотом. Музей-усадьба "Архангельское"
Ваза-кубок с пионами и хризантемами, 1-я треть XVIII века. Япония, Арита. Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, роспись золотом. Музей-усадьба "Архангельское"

Ваза «военная» (vase «Militaire»), 1780г. Севрская фарфоровая мануфактура, Франция. Твёрдый фарфор, роспись золочение. Государственный Эрмитаж
Ваза яйцевидной формы с декором в стиле шинуазри (vase «Oeuf» a decorchinois), 1780г. Севрская фарфоровая мануфактура, Франция. Твёрдый фарфор, полихромная роспись и роспись золотом на розовом фоне, золочёная бронза. Государственный Эрмитаж
Ваза «с лентами» (vase «a ruban»), около 1770г. Живописец Жан Луи Морен. Мягкий фарфор, полихромная роспись, золочение. Государственный Эрмитаж

Предметы из сервиза с росписью сценами шинуазри, 1791-1792гг. Севрская фарфоровая мануфактура, Франция. Твёрдый фарфор, фон, имитирующий чёрный лак, роспись золотом и платиной. Государственный Эрмитаж

Сервиз «дежене» с росписью на сюжет Истории Кориолана, 1-я четверть XIX века. Фарфор, крытье, роспись надглазурная, позолота. Музей-усадьба «Кусково», ГМК
Тарелка десертная «Встреча принца Артура с эрцгерцогом Австрийским», 1820г. Музей-усадьба "Архангельское"

Группа «Похищение Прозерпины», 1750-1755гг. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Германия. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Государственный Эрмитаж
Фигура «Японка», 1758 год. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Германия. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Государственный Эрмитаж

Набор предметов для специй с росписью «индианскими цветами», 1730-е гг. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Германия. Сосуды для уксуса, масла, горчицы и сахарной пудры; ваза для лимонов. Фарфор, роспись надглазурная и подглазурная полихромная, роспись золотом. Музей-усадьба "Архангельское"
Группа «Воздух». Аллегория. 1762г. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Германия. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Государственный Эрмитаж

Солонки с фигурой садовницы и садовника, последняя четверть XVIII века. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Германия. Модель И.И.Кендлера. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Музей-усадьба «Архангельское»

Ваза с изображением букетов цветов, 1830-е гг. Завод Попова, Россия. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Музей-усадьба «Кусково», ГМК
Ваза-кувшин из каминного гарнитура, около 1760г. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Германия. Бронзовая оправа – Париж, Франция. Фарфор, бронза, роспись надглазурная, золочение. Государственный Эрмитаж

Организовал он и собственное фарфоровое производство. Пригодился и его многолетний опыт коллекционера, и общение с ведущими художниками Европы, и знакомство с деятельностью фарфоровых мануфактур Вены, Севра, частных заводов Парижа, а также собственная практика руководителя художественной промышленности: в 1792-1802гг. Николай Борисович Юсупов был директором Императорских фарфорового и стеклянного заводов. Выставка не случайно открыта в парковом флигеле «Каприз». Именно здесь находились мастерские по росписи фарфора, в которых девушки «с кистью и палитрою в руках одушевляли глиняную массу нежными цветами и прекрасными ландшафтами». И павильон, и мастерская стали своего рода достопримечательностью усадьбы, которую с удовольствием демонстрировали гостям. «Вы не были в этом владении, если не посетили мастерские по росписи фарфора, находящиеся в одном из павильонов в конце регулярного сада» (из воспоминаний современника).

Художники по росписи фарфора за работой. Фрагмент иллюстрации из книги «Искусство фарфора» графа де Милли. 1771 год. Фотокопия

Начало фарфоровому заведению было положено ещё в московском доме Юсуповых (Большой Харитоньевский пер.), где в 1815-1816гг. была устроена небольшая мастерская по росписи фарфорового «белья». Николай Борисович не хотел обременять себя хлопотным производством фарфора, отчего художники расписывали так называемое «бельё», белую, лишённую всякого декора фарфоровую посуду, которую он покупал на российских заводах (Императорском, Батенина, Долгорукова, Попова, Гарднера) или заказывал в Европе на знаменитых фабриках Мейсена, Вены, Севра.

Чайный сервиз «эгоист» (на одну персону), 1820-е гг. Завод Попова. Россия, Московская губерния, село Горбуново. Фарфор, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»
Чашка тёмно-голубого крытья с монограммой «N» и блюдце, 1810-1820-е гг. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод (?). Фарфор, бисквит, рельеф, роспись надглазурная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»

Тарелки, 1770-1780-е гг. Завод Гарднера, Россия, Московская губерния, село Вербилки. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Музей-усадьба «Архангельское»

В 1818 году мастерская переехала в Архангельское. Первое время её возглавлял крепостной художник Иван Колесников (говорили, что он копировал полотна знаменитых иностранцев так, что отличить его работу от оригинала мог лишь специалист). Первое поколение крепостных художников Юсупова обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Одно время их обучал даже приглашённый князем главный художник Севрской мануфактуры Свебах, великолепный рисовальщик и колорист. Позднее они сами стали выступать в роли учителей. Подростки «набивали руку», как гласят документы, «расписывая черепки пукетами», «писали цветами тарелки», отводили краской края посуды. Они овладевали искусством составления и рисования цветочных орнаментов и фигурных композиций. Наиболее сложной задачей было воспроизведение в росписи фарфора живописных оригиналов: особенности колорита, светотени, пространственной композиции надлежало передать с помощью красок, изменявших оттенок при обжиге. В систему обучения входило освоение специальной техники росписи – керамическими (муфельными) красками. Живописцу следовало знать состав красок, цвет до и после обжига, возможность смешивания для получения нужных оттенков, способы и последовательность нанесения, температурную шкалу обжига, особенности нанесения и закрепления золота, т.е. освоить то многое, что составляло ремесло художника-керамиста.
Рассматривая экспонаты на выставке, я поражалась, какого же уровня мастерства они сумели достичь, создавая в итоге настоящие произведения искусства! Сохранились имена 11 учеников той мастерской: Фёдор Беляев, Иван Коробейников, Степан Прохоров, Павел Прелов, Никита Павлов, Алексей Фигурин, Прокофий Конев, Иван Котляров, Пётр Васильев, Панфил Самсонов, Павел Волков. Тарелки, предметы чайно-кофейных сервизов украшали портретами, пейзажными и сюжетными композициями. На раннем этапе художники нередко копировали декор изделий европейских заводов.

Тарелки десертные с росписью на сюжеты из античной мифологии: «Три грации», «Аполлон и Дафна», «Девушка со светильником», «Девушка с голубем», «Аполлон и сивилла Кумская», «Деметра в облаках», 1818-1820гг. Бельё – неизвестный завод, Франция (?). Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»

Тарелки, украшенные композициями по гравюрам Ж.Ф.Ж. Свебаха, 1818-1820гг. Бельё – неизвестный завод. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»

Десертные тарелки, расписанные художниками мастерской Юсупова в Архангельском, повторяющие композиции венских тарелок. 1818-1820 гг. Бельё – неизвестный завод. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское». Тарелка с миниатюрой «Юпитер и Юнона»; тарелка с батальной сценой, роспись – один из учеников мастерской: Пётр Котляров или Пётр Новиков; тарелка с миниатюрой «Андромаха, скорбящая над урной с прахом Гектора»

Многообразен и любим был цветочный орнамент, изображения птиц в пейзаже - на основе атласа натуралиста Ж.-Л. Бюффона «Естественная история птиц».

Чашка и блюдце с изображением птиц, 1818-1822гг. Бельё – неизвестный завод. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»
Три предмета из чайно-кофейного сервиза с жёлтым фоном, бордюром из роз и цветочными букетами в овалах, 1818г. Бельё – завод Даготи (?), Париж, Франция. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»
Керамический колокольчик, приобретённый в музее-усадьбе "Архангельское". Сделан в Белоруссии

Славу же юсуповского фарфора составили изделия с миниатюрными повторениями шедевров живописи из собственной картинной галереи князя, своеобразный «фарфоровый каталог» его коллекции: Рембрандт и Д.Тенирс младший, Ж.-Б. Грёз, Л.М. Бонне, М.-Д. Вийер, Ж.-О. Фрагонар, Э. Виже-Лебрен, Ж.Ф. Леду, П. Ротари, Я.Ф. Хаккерт и др. С осени 1818 по весну 1820 года в живописной мастерской было расписано около 1000 изделий. Большая часть заполняла буфеты Юсуповых, всем этим князья пользовались сами или дарили знатным гостям. К слову, два дня в неделю живописцы могли работать на себя – расписывать фарфор и продавать.

Тарелка с миниатюрой по картине Д.Тенирса-младшего «Курильщик», Музей-усадьба «Архангельское»
Тарелка с миниатюрой по картине Л.Э.Виже-Лебрен «Наяды». Роспись – художник Е.А.Шебанин. Музей-усадьба «Архангельское»
Тарелка с миниатюрой по картине Ж.О.Фрагонара «Савоярка», Музей-усадьба «Архангельское»

Тарелка с миниатюрой по картине М.Д.Вийер «Собака, спасающая ребёнка», Музей-усадьба «Архангельское»

Тарелка с изображением девушки с котом, Государственный Эрмитаж
Тарелка с миниатюрой по картине Д.Тенирса-младшего «Пастушка», Музей-усадьба «Архангельское»

Чашка с миниатюрой по картине Д.Тенирса-младшего «Курильщик», 1818-1822гг. Бельё – завод Попова. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Музей-усадьба «Архангельское»
Чашка с миниатюрой по картине Ф.Воувермана (Вауэрмана) «Святой Георгий», 1818-1821гг. Бельё – завод Попова. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Музей-усадьба «Архангельское»

Чашка с миниатюрой по картине Ротари П.А. «Девушка в жемчужном ожерелье», около 1820г. Бельё – завод Попова. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Музей-усадьба «Архангельское»

Чашка с миниатюрой «Девушка в голубой шляпке», около 1831г. Бельё – неизвестный завод, Париж, Франция (?). Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись и крытье надглазурные, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»
Чашки с миниатюрами «Спящая девушка в сером корсаже», «Старуха», «Девушка в зелёном корсаже», около 1820г. Бельё – завод Попова (?). Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»

Ранние опыты росписи фарфора сменил период расцвета предприятия – в 1822 году после смерти Ивана Колесникова его возглавил приглашённый князем французский живописец Севрской мануфактуры Август Филипп Ламбер, приехавший в Архангельское вместе с женой Розой и детьми. Новый руководитель проявил завидную активность, постаравшись оправдать и доверие, и вложенные в него деньги. Он увеличил площади мастерской, настоял на закупке современных инструментов, расширил тематику росписей… Приступили и к изготовлению собственных фарфоровых форм. При нём изделия, расписанные в Архангельском, начали маркировать: на обороте красно-коричневой краской или золотом надглазурно делалась надпись «Архангельское» в русской или французской транскрипции. Часто в сочетании с надписью указывался год. Иногда на обороте изделия подписывали название литературного сюжета или картины, композицию которой повторяли на фарфоре. Подписывались, как правило, самые качественные, наиболее искусно декорированные вещи. Следуя традиции французских (севрских) художников-фарфористов, на лучшие свои изделия Ламбер ставил личный знак – написанную золотом литеру «L».

Тарелки из серии с условным названием «Картины герцога Орлеанского»: тарелка с миниатюрой «Пять чувств» по одноименной гравюре. Гравюра с оригинала Ж.Валантена. Государственный Эрмитаж; тарелка с миниатюрой «Четыре возраста человека» по одноименной гравюре. Гравёр Ж.Куше с оригинала Ж.Валантена. Музей-усадьба «Архангельское»; тарелка с миниатюрой «Курильщица» по гравюре. Гравёр Патас с оригинала Д.Тенирса младшего. Музей-усадьба «Архангельское»; тарелка с миниатюрой «Фламандский танец» по гравюре. Гравёр К.Гуттенберг с оригинала П.ван Моля. Музей-усадьба «Архангельское». 1829гг. Бельё – неизвестный завод, Франция (?). Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота

Сервиз кофейный «tet a tet», 1826гг. Бельё – частный фарфоровый завод, Франция. Роспись, золочение – мастерская Юсупова в Архангельском. Государственный Эрмитаж. Поднос с видом Кремля со стороны Устьинского моста. Роспись по картине М.Н.Воробьёва «Вид Кремля со стороны Устьинского моста» 1818 г. Блюдце с надписью золотом, в переводе «подношение Его Сиятельству Князю Юсупову Маршалу Коронации». Музей-усадьба «Кусково», ГМК

Чашка с портретом Н.Б.Юсупова и блюдце, 1827 г. Бельё завода Попова. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Миниатюра по картине И.Б.Лампи. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Музей-усадьба «Кусково», ГМК

Чашка с композицией по гравюре Ж.Ф.Ж.Свебаха и блюдце, около 1830г. Бельё – неизвестный завод, Франция (?). Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Музей-усадьба «Архангельское»
Чашки и блюдца с золотым орнаментом, изображением танцующих детей, около 1829г. Бельё – неизвестный завод, Франция (?). Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Музей-усадьба «Архангельское»

На фото слева: Изделия Императорского фарфорового завода, Россия
На фото справа: Чашка с портретом Т.Б.Потёмкиной, 1831 год. Бельё – завод Сафронова. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Музей-усадьба «Кусково», ГМК
Чашка с цветочным бордюром, золотым орнаментом и блюдце, около 1823г. Бельё – неизвестный завод, Франция. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, роспись золотом. Музей-усадьба «Архангельское»
Чашка с портретом неизвестного и орнаментальной росписью, 1824г. Бельё – неизвестный завод, Франция. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Музей-усадьба «Кусково», ГМК

Интересна серия тарелок с видами села Грузина Новгородской губернии. Юсуповские художники перенесли на фарфор 36 литографий Ивана Семёнова, крепостного архитектора графа Аракчеева, хозяина усадьбы в Грузине. Удивительно реальные картины были мастерски размещены в рамке, роль которой играл широкий золотой круг бортика.

Тарелки серии «Виды села Грузина»: «Вид Каменного моста на Тихвинской дороге из Саду», музей-усадьба «Архангельское»; «Вид площади у Госпиталя в селе Грузине», музей-усадьба «Архангельское»; «Вид Алексеевского придела в соборе усадьбы Грузино», музей-усадьба «Архангельское»; «Вид крестьянских домов в селе Грузине», музей-усадьба «Архангельское». 1821-1824гг. Бельё – Франция, Севрская фарфоровая мануфактура. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском, 1827г. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, роспись золотом, золочение

Сервиз «Аракчеевский» чайный «дежене». Предметы украшены видами села Грузина, 1823г. Бельё – неизвестный завод. Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение, цировка. Музей-усадьба «Архангельское»

Не меньшее впечатление оставляют «Розы», как теперь обозначается серия тарелок с изображением этих благородных цветов. Рисунки точно представляют сорта изображённых растений. По борту каждой тарелки извивается золотая гирлянда из стилизованных листьев и колокольчиков, а в центре – ветка с розами, одна из которых, видимо для тех, кто интересуется ботаникой, выписана крупнее. Название сорта указано не на обороте, а тут же, под рисунком. Известно, что при создании этой серии мастера пользовались французским атласом «Les Roses», оформленным и отредактированным известным ботаником Пьером Жозефом Редутом. Художники Юсупова сумели превратить невыразительные иллюстрации в изысканные картины.

Тарелки десертные из серии «Розы», 1824-1827гг. Бельё – неизвестный завод, Париж, Франция (?). Роспись – мастерская Юсупова в Архангельском. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское», Государственный Эрмитаж, Музей-усадьба «Кусково», ГМК

В 1827 году на территории усадьбы начал строиться фарфоровый завод, причём его владельцем был уже не Юсупов. Предприятие было сдано Ламберу в аренду на 6 лет с условием выплаты его стоимости (6294 руб.) плюс проценты. Однако попытка французского мастера создать в Архангельском рентабельное промышленное производство по выпуску фарфоровой посуды не увенчалась успехом – слишком высоки были затраты на покупку и перевозку сырья. Чтобы покрывать долги, Ламбер вынужден был расписывать фарфор на заказ, а также заняться производством фаянса, который шёл на продажу. Несмотря на то, что такие вещи стоили недорого, из-за своей грубоватости считались «народными», усадебные мастера создавали разнообразные и очаровательные вещи: те же чайные и кофейные сервизы, тарелки, солонки, компотницы, подсвечники, вазы для цветов, статуэтки. В 1831 году скончался главный вдохновитель, заказчик, финансист фарфорового заведения Николай Борисович Юсупов. Унаследовавший имение его сын Борис Николаевич потребовал приостановить в Архангельском все ненужные работы, оставив только лишь полезные. «Живописное заведение» таковым не признали, и оно, как не приносящее доход, было ликвидировано. Но вот фаянсовый завод вошёл в число полезных и остался у Ламбера ещё на 7 лет. Может, аренду и продлили бы, но француз скоропостижно умер. Керамическое производство в усадьбе было свёрнуто и больше не возобновлялось никогда. Семейная же фарфоровая коллекция продолжала пополняться заказными изделиями.

Фигура «Мальчик, читающий книгу», конец XVIII века. Фабрика герцога Ангулемского (Мануфактура Диля и Жерара). Бисквит, фарфор. Музей-усадьба «Архангельское»
Сервиз чайно-кофейный «Лебединый», середина XIX века. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Германия. Декор по модели И.И.Кендлера. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, золочение. Музей-усадьба «Архангельское»

Невероятно красива и содержательна, например, часть из серии десертных тарелок (всего она насчитывает 62 предмета) с видами имений, жанровыми и портретными композициями, запечатлевшими жизнь семьи Юсуповых в Красном Селе, Крыму и Архангельском. Она была выполнена в Мейсене на Королевской Саксонской мануфактуре в начале 20-го столетия по заказу Феликса Феликсовича и Зинаиды Николаевны Юсуповых.

«Коккоз в цвету», «Дом Юсуповых в Коккозе», «Крымский пейзаж (Кореиз)», «Юный Феликс Юсупов на ступенях лестницы. Кореиз. Крым»
«Вид на парк и дом Юсуповых в Кореизе», «З.Н.Юсупова с белой собакой на фоне пейзажа», «Дети князей Юсуповых Николай и Феликс на прогулке в детском экипаже в Кореизе», «Пейзаж с домиком стрелочника в Красном селе 1906г.»
«Парк и дом князей Юсуповых в Кореизе. Крым», «Конный портрет князя.Ф.Ф.Юсупова-старшего, графа Сумарокова-Эльстона», «Ф.Ф.Юсупов и И.А.Романова на фоне горного пейзажа», «З.Н.Юсупова под зонтиком в поле. Красное село. Маневры»

«Архангельское. Уголок пейзажного парка», «Пейзаж с рекой. Архангельское», «Граф Ф.Ф.Сумароков-Эльстон с сыновьями на прогулке. Крым», «Вид усадьбы Архангельское. Парадный двор с въездной аркой и клумбой перед дворцом»
«Верхняя терраса парка с центральной дорожкой», «Усадьба Архангельское. Вид на дворец со стороны парка», «Вид усадьбы Архангельское. Партер, террасы и дворец усадьбы со стороны оранжерей», «Дом Юсуповых на набережной Мойки, 94 в Санкт-Петербурге»
«Усадьба Архангельское. Вид на театр», «Княгиня Юсупова З.Н. в русском костюме», «Княгиня Юсупова З.Н., читающая на веранде», «Княгиня Юсупова З.Н. кормит косуль»

Всего же на выставке представлено 425 фарфоровых изделий конца XVII - начала XXвв., собранных пятью поколениями семьи князей Юсуповых. Экспонаты из Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея керамики в Кусково, из Павловска, музея-усадьбы «Архангельское», чья коллекция – самое крупное собрание юсуповского фарфора, ставшего своеобразным, уникальным явлением в истории русского декоративно-прикладного искусства.

После посещения выставки заглянули в музейные магазинчики. Много чего привлекательного. Там же приобрели и колокольчики, представленные в рассказе. Ещё немного прошлись по территории усадьбы.

На одной из крытых аллей парка обнаружили интересную фотовыставку «И птичья трель, и шелест крыл… Птицы Архангельского в фотографиях Анатолия Мищенко», фотографа-любителя, увлекающегося бёрдвотчингом (от английского birdwatching – наблюдение за птицами).

На мой взгляд, она гармонично сочетается с выставкой фарфоровой, устроенной в парковом флигеле - рисование птиц на фарфоре было одним из излюбленных мотивов юсуповских мастеров. Возможно, обитатели местных широт служили им когда-то моделями, ведь объектив фотографа уловил именно тех птиц, которые живут на территории Архангельского.

У меня в коллекции есть ещё один колокольчик – музыкальный, с изображением Дворца (Большого дома). Когда-то я получила его в подарок. Но, думаю, о нём лучше будет рассказать после 2024 года, когда Дворец обещают открыть после реставрации.

В заключение предлагаю послушать подробное интервью с Надеждой Леонидовной Бережной, научным сотрудником музея-усадьбы "Архангельское", куратором выставки. Я с удовольствием прочитала и её труд "Юсуповский фарфор. К 190-летию фарфорового заведения в Архангельском". Много почерпнула для себя интересного.

январь 2022 года

Используемые источники: «Архангельское» (Памятники всемирного наследия), Е.Н.Грицак – М., Вече, 2007 год; «Юсуповский фарфор. К 190-летию фарфорового заведения в Архангельском», Н.Л.Бережная, Москва, Государственный музей-усадьба «Архангельское», 2008 год; «Архангельское», буклет-путеводитель, 2021 год; информация, представленная на стендах выставки; фотоматериалы из личного архива.


Метки:
Выставки
Поделиться с друзьями