Город Будва, Черногория

20 мая 2020

Пересматривая колокольчики, взгляд задержался на тех, что привезла когда-то из Черногории. Уже несколько лет прошло с тех пор, но воспоминания о днях, проведённых в удивительной стране, красиво называемой Монтенегро, так же живы и приятны. К сожалению, не везде встречались колокольчики, но всё равно помнится каждый отрезок этого путешествия. И великолепная природа каньона реки Тары, необычайно прозрачной, которой мы любовались во время сплава. И неповторимое очарование заливов, островков и старинных городов Боко-Которской бухты, которую Бернард Шоу считал самым красивым уголком всего мира. И православные монастыри Острога и Цетинье. И национальная черногорская свадьба с зажигательными балканскими танцами и песнями. И восхитительная водная прогулка по Скадарскому озеру – самому большому на Балканах. И высокогорное селение Негуши с его вкуснейшим пршутом и сырами. И многое-многое другое…

А отправной точкой всех наших прогулок и поездок стал город Будва – центр черногорского туризма, один из старейших городов на Адриатике, основанный 2500 лет назад. Город-ривьера, утопающий в оливковых и мандариновых деревьях, улицы которого источают ароматы сочных лимонов, спелых гранатов, магнолии и медовой мимозы. Новая застройка Будвы вполне соответствует представлениям о небольшом современном европейском прибрежном городке, однообразно застроенном отелями и пансионами, но зато с весьма развитой инфраструктурой. Заблудиться здесь довольно сложно: в городе всего три центральных улицы, идущие практически параллельно друг другу и связанные между собой улочками и переулками. Главная – Ядрански пут (Jadranski put) или «Адриатическая дорога». Она – продолжение междугородней трассы, именно по ней мы и приехали в Будву из Подгорицы – столицы Черногории. Вторая улица – Славянский бульвар (Slovenska Obala) – исключительно пешеходная. Этим пользуются предприимчивые местные жители, обустроившие на протяжении всего бульвара разнообразные магазинчики, ресторанчики, кафе и пиццерии. И, наконец, набережная, где всегда слишком многолюдно. Поэтому загорать и купаться мы предпочитали на пляже посёлка Бечичи, в пешей доступности от Будвы.

По набережной часто гуляли, а от пристани отправились как-то на морскую прогулку. Воспользовались приглашением посмотреть на город с другого ракурса, неспешно полюбоваться Будванской ривьерой. Неприступные стены Старого города, живописные бухточки, гроты, отвесные скалы необычной формы, вода потрясающего лазоревого цвета... Красота! Можно и на рыбалку при желании. Здесь же на пристани импровизированный рынок свежевыловленной рыбы, кальмаров и других даров моря. "Эх, если бы мы жили в апартаментах с собственной кухней" - вздыхали мы тогда! Исконные черногорские продукты в изобилии представлены на местном рынке. Помню несметное количество мешков с белыми грибами и этот невероятный грибной аромат! А также вкуснейшее домашнее вино, сыры, пршут, фрукты… Доброжелательные и очень общительные продавцы всё давали пробовать (заглядывая на рынок по утрам, мы таким образом экономили на завтраках).

Но жемчужина Будвы – это Старый город, опоясанный мощной крепостной стеной и пронизанный лабиринтом крохотных улочек. Настоящий уголок венецианской и средиземноморской архитектуры, которыми так славится Черногория. При любой возможности я «сбегала» туда: гуляла по узким мощёным улочкам, заглядывала в уютные колоритные магазинчики, сидела в кафе, заказав чашечку ароматного свежесваренного кофе и вкуснейшее мороженое, или просто располагалась на берегу и любовалась морем. Я вообще люблю такие места за атмосферу, за ощущение неторопливой, спокойной, вольно текущей жизни, не требующей суеты. Да и где ещё можно так проникнуться богатой на события историей! Несмотря на то, что исторический центр Будвы был полностью разрушен опустошительным землетрясением 1979 года, уже через 8 лет его восстановили в первозданном виде. И пропитанные солнцем камни хранят в себе столько воспоминаний, звуков и голосов, что порой кажется, что тени средневековых обитателей города – итальянских купцов, далматинских моряков, греческих ремесленников, воинственных черногорцев – до сих пор блуждают по извилистым переходам и тенистым дворикам…

Сторожевая башня и Крылатый лев (лев Святого Марка) на стене Старого города - символ Венецианской республики, начиная с XII века

Скульптурная композиция "Колокол и якорь" у стен Старого города. Якорь - настоящий, а вот колокол бутафорский, сделанный из пенопласта. Когда-то он стал декорацией англо-югославского фильма "The Long Ships" (1964г.), продолжения фильма "The Vikings" (1954г.). Снимали его у берегов Хорватии, Черногории (тогда это была Югославия, конечно). В русском варианте фильм называется "Корабли викингов". Якорь и колокол настолько вписались в картину города Будвы, что по окончании съёмок группа не стала забирать с собой эти реквизиты и подарила их городу в благодарность за радушный приём. В настоящее время колокол является самым обычным складом для местного ресторана (в нём имеется небольшая дверца).

Римский камень-жертвенник на небольшой Римской площади Старого города. Археологи обнаружили его во время восстановительных работ, которые проводились в Будве после землетрясения 1979 года. На камне видна надпись «Vinicia Pavlina». Возможно, его использовали для жертвенного приношения вина для задабривания богов (вероятно, вино лили прямо на камень). Учёные датируют римский каменный алтарь I веком н.э.!

Об основании Будвы повествует легенда. Финикийский царевич Кадмус, сын царя Агенона, правитель Тебе, изгнанный из родных краёв вместе со своей женой Гармонией, поселился на побережье Адриатики и построил новый город. Поскольку в землю иллиров Кадмус и Гармония прибыли на волах, город и был назван «быком» (Bous по-гречески «вол»).

Есть множество археологических подтверждений тому, что первые поселения на территории Будвы были ещё в V веке до н.э. Древние эллины считали Будву своим оплотом на побережье Балканского полуострова, необходимым для торговли. В эллинский период Будва была богатым адриатическим портом. После римско-иллирийских войн городом завладела Римская империя. Старший Плиний называл Будву «укреплённым городом римских граждан». В римские времена Будву окружали массивные крепостные стены, а улицы были выложены керамической плиткой. В состав Римской империи Будва входила до 395 года н.э., а затем отошла к византийцам. В 841 году Будву разрушили арабы (сарацины). Византийский царь Василий I прогнал арабов с восточного побережья Адриатики и стал восстанавливать город. В 1089 году Будва стала центром епископата, с главным храмом Иоанна Крестителя. В 1184-1186гг. город вошёл в состав сербского государства Неманичей и пребывал под его властью до середины XIV века. В этот период был создан «статус города Будвы» - первый муниципальный свод законов. Во второй половине XIVв. и начале XVв. городом правили сербские и черногорские властители. Однако дольше всего в городе задержались венецианцы (почти на 400 лет – с 1420 до 1797 гг.). Местные жители говорили на венецианском диалекте вплоть до XIX века! В Средние века и Новое время эту крепость на лазурной красавице Адриатике красиво называли Бутхе, Будуа, Бутуа, Бутоба, Будова…В начале .XIX века Будву захватили войска Наполеона Бонапарта. В 1807 году город освободился от французов, но по Тильзитскому миру (1814г.) попал под власть Австро-Венгрии. Она управляла адриатической крепостью в течение 100 лет. Только в 1918 году Будва освободилась от власти австро-венгров и вошла в состав Югославского королевства. В апреле 1941 года город был оккупирован фашистской Италией. Вторая мировая война унесла много человеческих жизней, погибло более половины жителей Будвы. Освобождение пришло 22 ноября 1944 года, когда в город вступили югославские партизаны. С окончания войны до 2006 года Будва вместе с Черногорией входила в состав Югославии, затем – государственное сообщество Сербии и Черногории. С 2006 года Будва является городом независимой Черногории, одним из самых известных курортных городов.

Углубиться в историю Будвы можно в археологическом музее, расположенном на территории Старого города на ул. Петра и Петровича 11. Это здание XIX века ранее принадлежало богатому и древнему дворянскому роду Зеновичей (над главным входом есть их герб).

Коллекция музея - богатейшая. Здесь выставлены экспонаты, обнаруженные в окрестностях Будвы и относящиеся к греческой, римской и византийской эпохам. Золотые монеты и украшения, стеклянная посуда и керамические вазы, римские погребальные урны из камня и стекла и самый ценный экспонат - полностью сохранившийся иллирийский бронзовый шлем V в. до н.э., одно из первых цельнометаллических изделий древности. Большая часть экспонатов (2500 предметов) была обнаружена в 1937 году во время строительства отеля "Авала", в 300м от одного из входов в Старый город. Экспонируются и предметы XIX века: национальная одежда, мореходные приборы, посуда, оружие, мебель.

Сердце Старого города - Цитадель, она же Морская крепость Святой Марии, которая на протяжении веков охраняла город от иноземных захватчиков. Хотя строительство крепости началось ещё 2500 лет назад, и с тех пор она пережила несколько реконструкций, её первозданный облик ничуть не изменился. Если посмотреть на Цитадель с высоты птичьего полёта, перед взором предстанет неправильный прямоугольник с мощнейшими (до 10м толщиной) стенами, остатками древней крепостной стены и северной башней эпохи заселения Будвы аварами. Это первая линия обороны. От второй, увы, остался только фундамент. В самой крепости сохранились сторожевые башни, бойницы, лестницы и построенная австрийцами в 1836 году казарма - самое впечатляющее здание Морской крепости. Здесь находится Морской музей, где можно увидеть макеты кораблей, коллекцию картин с морскими пейзажами, карты XVI века, книги XVI-XX вв. на европейских и славянских языках, на латыни, посвящённые истории Балканских стран. Со сторожевых башен и обзорных площадок на крепостной стене открывается невероятная панорама на море, на город, на остров Святого Николы.

Часть крепостной стены Цитадели в южной части Старой Бцдвы

На одной из стен Цитадели есть барельеф с двумя переплетёнными рыбами – символ Будвы, который, кстати, объясняет название города. Легенда гласит, что в старые времена в городе жил каменщик Марко Митров. Он мог искусно вырезать из камня всё, что видел, и его произведения выглядели как живые. Однажды он встретил красавицу Елену, они полюбили друг друга. Однако родители Елены не позволили ей выйти замуж за Марко. Тогда влюблённые пришли на городскую стену и, взявшись за руки, бросились в море. Коснувшись волн, они услышали голос: «Kojedno nek budu dva!» («Пусть двое будут как один!»). Богиня любви Афродита, наверное, сжалилась над влюблёнными и превратила их в рыбок. Так они и остались вместе в лазурных глубинах Адриатики. А в доме Марко позже нашли камень с высеченным на нём изображением двух переплетённых между собой рыб. Этот камень справедливо считается магическим: если дотронутся до него влюблённые, то будут долгие годы счастливы вместе; а любовь их будет сильной и прочной, как камень.

Вывеска на одном из домов Старого города. Колокольчик в виде двух переплетённых рыбок не встретился. Зато в одном из магазинчиков Старого города приобрела вот такую милую будванскую рыбку на память о поездке.

Рядом с Цитаделью на главной площади Старого города расположены два бесконечно любимых будванцами храма - православный и католический. Собор Святого Иоанна Крестителя - самый большой католический храм Будвы. Нынешний возведён в XVII веке в готическом стиле на месте старинной церкви VII века (о времени основания свидетельствуют сохранившиеся фрагменты мозаики на полу, датируемые именно этим периодом). Храмовый комплекс состоит из церкви, епископского двора и одного из главных символов города - колокольни высотой 36м, строительство которой по проекту тирольского архитектора Луккини было завершено в 1867 году. Она величественно доминирует над всеми постройками Старого города, являясь своеобразным ориентиром для туристов. В церкви находится уникальная икона - Будванская Богоматерь, ранее хранившаяся в соседней церкви Девы Марии, расположенной на мысе. Эта чудотворная икона считается одним из символов средиземноморского христианства, а также защитницей Будвы. Её авторство приписывали Святому Луке, однако впоследствии учёные доказали, что эта икона датируется XIII веком. Среди других святынь храма - венецианская икона эпохи Ренессанса с изображением святых Петра и Павла, греческие иконы разных периодов и изображение Святого Луки кисти будванского художника Анастаса Бокарица. Гордость церковной библиотеки - уникальный архив. Жемчужина его фонда - документ под названием "Хроника самых подробных событий в Будве с 1796 по 1842 год", подробная летопись города. В 1961 году здание собора внесено в национальный регистр памятников культуры Черногории.

Раскопки римских построек. Фрагменты каменной стены, небольшой круглый колодец археологи обнаружили в 1979 году

Церковь Святой Троицы - действующий православный храм, построенный в 1804 году в византийском стиле. Точная копия храма Успения Богородицы в Подгорице. Известна резным позолоченным иконостасом в стиле барокко с яркими фресками. На высокой колокольне прямо над входом в храм (колокольня является частью церкви) расположены три колокола, звон которых во время служений разносится по всей Будве. Вход в храм венчает мозаичное панно с изображением Отца, Сына и Святого Духа - копия "Троицы" Андрея Рублёва. Венчает же всё здание большой купол, покрытый ярко-красной черепицей, который как бы врезается в крышу церкви, не покрывая её полностью. Во время землетрясения 1979 года церковь значительно пострадала, но разрушения не коснулись её внутреннего убранства и росписи. Вскоре она была отреставрирована.

Один из старейших храмов Старой Будвы, давший, кстати, имя Цитадели - католическая церковь Святой Марии на мысе (или Святой Марии де.Пунте). Её здание выглядит встроенным в крепостную стену. Согласно легенде, в 840 году в Будву прибыли испанские монахи-бенедиктинцы. Около крепостной стены они установили икону Богородицы с младенцем Иисусом, чтобы местные христиане могли поклониться ей. Впоследствии вокруг этого места была построена церковь, о чём сохранилась надпись на латинском языке на северной стене здания. Надпись датируется тем же годом и считается самой древней на восточном побережье Адриатики. Саму церковь неоднократно перестраивали, из-за чего она утратила первоначальный облик. C XIV века ей владели монахи-францисканцы, а в 1807 году наполеоновские войска, в меру своего воспитания, закрыли её и превратили в конюшню. В настоящее время на площадке, расположенной рядом с церковью Святой Марии на мысе проводятся различные концертные мероприятия.

Сама же церковь закрыта для посещения, как и соседняя православная, примыкающая к ней стеной - церковь Святого Саввы, старейшая и одна из самых маленьких в Черногории. Храм посвящён основателю Сербской православной церкви. По легенде, именно с этого места Савва начал паломничество в Иерусалим. Сама церковь была построена в 1141 году, некоторое время принадлежала францисканцам, в венецианский период здесь проводились и католические мессы, и православные литургии (католики-венецианцы отличались широтой взглядов и проявляли по отношению к православным терпимость и дружелюбие). А с 1657 года до нашего времени храм является православным. Внутри церкви сохранились фрагменты фресок XII века.

Вид на церковь Святого Саввы с крепостной стены

Если выйти за пределы Старого города и пройти по тропинке вдоль скал к пляжам Могрен, то на пути обязательно встретится ещё один символ Будвы - статуя балерины (или танцовщицы, гимнастки?), застывшей в изящной позе. Её изображение встречается почти на всех будванских сувенирах. И на колокольчиках в том числе. О создании памятника ходит много легенд. Кто-то рассказывает, что это памятник известной черногорской гимнастке, которая разбилась, упав со скалы где-то в этих местах. Но имени гимнастки назвать не могут. Другие местные жители рассказывают трагическую историю о молодой влюблённой паре. Когда они купались, на них напала акула. Девушка сумела выбраться на берег, а юноша не выплыл. После этой страшной трагедии девушка каждый вечер приходила к берегу и ждала, что её возлюбленный выйдет из моря. Но чудо не случилось, а девушка не смогла жить без своей любви. Когда она погибла, на месте трагедии установили эту красивую скульптуру в память о чистой любви. Есть и такая легенда. Когда-то давно в Будве жила молодая влюблённая пара: девушка-танцовщица и юноша-матрос. Как-то отправился он в дальнее плавание, а девушка осталась ждать своего жениха. Всё свободное время она проводила у моря: танцевала и вглядывалась вдаль, надеясь, что вот-вот появится корабль. Но матрос так и не вернулся в Будву, а танцовщица умерла, сохранив верность своему жениху. Говорят, что вдохновившись этой красивой историей любви, скульптор Градимир Алексич и создал изящную бронзовую статую - символ преданности и верности. Так что версий множество, загадка остаётся. В любом случае образ получился пронзительным и гармонично вписался в окружающий ландшафт. Судя же по натёртым до блеска определённым частям тела танцовшицы, туристы здесь явно загадывают желания на удачу. Кстати, согласно ещё одной легенде, правители Венеции бросали в воду перстень, чтобы обручиться с Адриатическим морем. Мы тоже решили последовать их примеру и бросили в море (нет, не перстень!) монетку - чтобы ещё раз вернуться сюда, на залитые солнцем и утопающие в щедрой черногорской зелени берега Будванского залива.

июнь 2012 года

Используемые источники: Раскина Е.Ю., Кожемякин М.В. "Черногория. Горы в зеркале Адриатики" (серия "Исторический путеводитель", 2013 год); путеводитель "Черногория" (издательство "Эксмо", 2011 год).


Метки:
Черногория, Монастыри и храмы
Поделиться с друзьями