Аванос - город, где делают посуду...

9 ноября 2021

Это был один из самых насыщенных по впечатлениям день, проведённый в турецком регионе с красивым названием Каппадокия. После полёта на воздушном шаре по совету Османа, радушного хозяина отеля в Гёреме, отправились в городок Аванос, чтобы неспешно побродить по его улочкам и посмотреть керамические изделия, которыми так славится это место. Они озарили своим светом с самого начала прогулки и на протяжении всего дня питали и насыщали нас своей красотой так, что уезжать нам совсем не хотелось.

Поселение имеет древнюю историю. Археологические раскопки близ Аваноса указывают на то, что люди здесь жили ещё в 2000-х гг. до н.э. В разное время город находился под властью хеттов, ассирийцев, фригийцев, персов, римлян, византийцев, сельджуков, османов (какое смешение культур!). Он служил пограничным форпостом и крупным торговым центром благодаря своему расположению – на берегах реки Кызылырмак. Своим названием – «Красная», река обязана цвету воды, которая приобрела красный оттенок (говорят, особенно хорошо это видно после сильных дождей) из-за железной руды и залежей глины, имеющихся здесь в больших количествах. И неудивительно, что постепенно Аванос превратился в центр гончарного ремесла, ставший известным далеко за пределами региона. Кстати, в эпоху сельджуков город назывался Эвенус от слова "посуда". Так что это город, где делают посуду.

Чтобы попасть в Старый город, нам нужно было перебраться на другой берег. Через реку перекинуто несколько мостов. Оставив машину у какого-то супермаркета, мы прошли по Каменному мосту 1900 года постройки. А затем по набережной, наблюдая за многочисленными гусями и утками, местными кошечками (как же без них!), дошли до Танцующего моста – достопримечательности города. Его построили в 1973 году, длина 180м, ширина – более 2-х метров. Подвесной пешеходный мост действительно «танцует», покачиваясь из стороны в сторону. С мостов открываются живописные виды на город.

Вот в воде отражаются минареты наиболее известного здесь памятника архитектуры – сельджукской мечети Аладдин Джами, построенной в XIII веке (восстановлена в 1956 году). Вот гондольная станция на берегу. Чем не маленькая Венеция? Кстати, при римлянах город назывался Венесса, что вполне созвучно. Так что при желании можно покататься. Несмотря на то, что река Кызылырмак самая длинная в Турции (1151км), этот маршрут короткий – от моста до моста. Мимо мельничного колеса (мельницы давно уж нет, а оно всё крутит воду), насыпи, где гнездятся гуси (их так много, что они стали уже своеобразным символом города) и обратно.

Вдоль реки обустроен прекрасный сквер. Много зелени, скамеечек, кафе. Необычный фонтан, подписанный словами известного турецкого народного поэта Асика Сейрани: в переводе - «Даже слепые знают дорогу в Аванос, заметную по обломкам глиняной посуды и сосудов». Дело в том, что доставляли глину в гончарные мастерские и перевозили готовые изделия на базары на осликах. Дороги были дальними и плохими, тара для перевозки ненадёжная, керамика – вещь хрупкая, вот и билось в пути многое. Разбитые горшки выбрасывались и накапливались на обочинах дорог. Иллюстрация к вышесказанному – и открывающаяся с моста картина. Думаю, это сделано специально для туристов. Но почему-то не сомневаюсь, что и сейчас в земле можно отыскать кусочки глиняных изделий тысячелетней давности.

Как в любом турецком городе, в Аваносе есть памятник «отцу народа» Ататюрку, первому президенту Турецкой Республики. «Изюминка» именно этого памятника – кувшины, поддерживающие постамент как символ гончарства, процветающего в регионе. Постамент тоже не простая тумба, он больше похож на зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение в древней Месопотамии. Нижняя ступень его украшена барельефами боевых коней, верхняя – фрагментами военных сражений, в которых участвовала мужская часть населения. Рядом с памятником – плиты с барельефами на тему трудовых будней местных жительниц.

Интересна городская башня с часами.

Мне очень понравился монумент, воздвигнутый на главной площади города. Его автор – Хаджи Омер Таскин, один из самых известных мастеров, в 1947 году открывший в Аваносе свою первую керамическую мастерскую. Памятник – история Аваноса в миниатюре, где ёмко отражены все особенности региона. На вершине – гончар за работой в мастерской. Гончарным промыслом здесь занимаются давно, ещё со времён хеттов. За тысячелетия технология изготовления гончарных изделий не изменилась, а мастера передают опыт из поколения в поколение. Вся посуда изготавливается вручную из местной красной глины (она послужила материалом и для памятника, лишь основание сделано из камня сонгут (надеюсь, правильно перевела название), привезённого из Черногории. Основа изготовлена архитектором из Аваноса Расимом Окером). Сушка происходит под открытым небом. После нескольких дней сушки под солнцем изделие обжигают в печи в течение 10 часов при температуре 950-1200 градусов (для обжига скульптуры была создана специальная печь). В городе, кстати, ежегодно проводится фестиваль, на котором представляют лучшие образцы керамики и чествуют городских мастеров.

Ниже – мать и дочь у ткацкого станка. Ковроткачество тоже знаменитый местный народный промысел. Ковры и продаются, и широко используются для украшения, причём, даже фасадов домов, что очень гармонично сочетается с характерной для мусульман архитектурой. Ткут ковры не только в мастерских, но и дома, используя деревянные самодельные станки.

А уж весельчак-турист как хорош! С фотоаппаратом на плече, кто-то ещё и сигарету умудрился в рот вставить. Необычно, что фигура его поддерживается огромными ладонями. Подумалось, что это жест выражения дружеского отношения жителей к нам, приезжим. Тем более, уникальную атмосферу дружелюбия мы и на себе прочувствовали. А потом, уже дома рассматривая фотографии, я перевела текст с таблички, установленной рядом с памятником. Действительно, это символ гостеприимства Аваноса. В руке турист держит виноград. Виноделие здесь тоже стало развиваться с древних времён. Утверждают, из здешнего сладкого винограда получается отличнейшее вино. Жалею, что не попробовала. Виноградный аспект подчёркнут на памятнике и изображением женщины, едущей на виноградники на ослике вместе со своим маленьким ребёнком в седельной сумке.

На памятнике должна была бы быть ещё одна композиция - "рыбная", олицетворяющая реку Кызылырмак и рыбалку. Но в связи с безвременной смертью художника 17 апреля 1974 года (он успел доделать скульптуру, но не дожил до её открытия) вместо фигуры рыбы на одной из сторон статуи был установлен небольшой бюст Омера Таскина, который ранее он сам сделал.

Мы продолжили прогулку по Старому городу, который сохранился ещё с времён Османской империи. Несмотря на то, что живописные улочки и многочисленные колоритные здания (может, и лучше, что не отреставрированные?) достаточно интересны сами по себе, всё же главная достопримечательность города - глиняная посуда, изготовленная руками здешних мастеров. По выразительным старым кварталам рассеялось большое множество (говорят, около 300) крошечных магазинчиков-мастерских. Мимо пройти невозможно. Владельцы так стараются украсить фасады, что и сомнений не возникает, зайти ли. Фантазии и мастерству их нет предела. А уж когда попадаешь внутрь, оказываешься в настоящем керамическом раю! Глиняные изделия можно не только купить. Хозяева с радостью знакомят с этапами их создания, дают возможность понаблюдать за работой мастера, попробовать себя в роли гончара.

Один из магазинчиков, куда мы заглянули, принадлежит Галипу Кёрикчу, гончару уже в нескольких поколениях. Даже не знаю, как это описать. Разве что сравнить с волшебной пещерой Алладина. Разнообразие – от простых горшков до кувшинов в хеттском стиле, от османских мотивов до изображений Каппадокии, от мелких брелоков для ключей до больших глиняных винных сосудов… Невероятная красота! Жаль только, что почти нет колокольчиков. Из нескольких орнаментальных (с распространённым цветочным узором – в сельджукских и османских традициях) выбрали один в нашу коллекцию. Он – из белой глины. Работают и с таким материалом. Белую глину привозят в регион с подножия горы Карадаг. Чтобы глина была более эластичной и лёгкой в обработке, её выдерживают от 3 до 7 месяцев в специальных ёмкостях. Затем изделие формуют, сушат 2-3 дня, обжигают в течение 16 часов при t 1200 градусов. Затем наносят рисунок, покрывают глазурью и вновь обжигают, чтобы защитить краски и придать изделию красивый глянец.

Бывает здесь и такое, что известная керамическая компания скрывается за неприметным каменным фасадом. Так мы оказались в «Sultans Ceramic», почти уже пройдя мимо. Пещерный вид создавал особый настрой при созерцании работ, будто мы переместились в те давние времена, когда зарождалось это уникальное ремесло. Да ещё и подсветка, удачно размещённая! При выключенном же свете по-особенному завораживающе смотрятся изделия, расписанные с добавлением фосфора.

Нам повезло. На фабрике встретили одного из членов этой потомственной гончарной семьи, к тому же прекрасно говорящего по-русски. Он любезно провёл для нас экскурсию по мастерской, выставочным залам.

Небольшой сосуд на фото - слезница. Их история восходит к древним временам. Тысячелетиями женщины, жившие в разные эпохи, проливали в них свои слёзы. Поэтому и горлышко сделано так, чтобы можно было прижимать сосуд прямо к уголку глаза. Слёзы были свидетельством женской любви и верности. Когда мужчин призывали в армию, по количеству выплаканных жёнами слёз становилось ясно, страдали ли те во время долгих разлук...

Увидели мы и процесс изготовления изделий из красной глины на гончарном круге.

Красной глины беру прекрасный ломоть
и давить начинаю его, и ломать,
плоть его мять, и месить, и молоть…
И когда остановится гончарный круг,
на красной чашке качнется вдруг
желтый бык — отпечаток с моей руки,
серый аист, пьющий из белой реки,
черный нищий, поющий последний стих,
две красотки зеленых, пять рыб голубых…

(Булат Окуджава «Гончар»)

Выставочные работы можно приобрести. К сожалению, фотографировать выставочные залы запрещено. Изделий множество. А вот колокольчик был только один (хотя в мастерской на полочке стоит много колокольных заготовок). Как рассказал наш гид, такая роспись – уникальный семейный дизайн, олицетворяющий прошлые и будущие поколения семьи, когда искусство передаётся от отца к сыну, из поколения в поколения. Дизайн начинается с центральной точки (означающей, что основы семейного искусства были заложены ещё прапрадедом Джелалом) и продолжается симметричным орнаментом. Кстати, на сегодня искусство семьи Фырча продолжается уже в седьмом поколении.

Вот такой он – город мастеров, город гончаров. Ремесленный и торговый центр Каппадокии. Уютный, спокойный, гостеприимный, красочный. Рыхлая почва не позволила построить здесь пещерных церквей или каменных грибов – то, чем так славится Каппадокия. Но и без них Аванос очарователен… Для любителей же керамики лучшего места в регионе не найти.

сентябрь 2021 года

Используемые источники: Википедия; официальный сайт города avanos.gov.tr


Метки:
Турция, Народные промыслы, Культура и традиции
Поделиться с друзьями